Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:47, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: найти пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы повышения эффективности деятельности автомобильного транспорта в Российской федерации;
- рассмотреть проблемы деятельности предприятий автомобильного транспорта в Российской Федерации;
- выявить пути повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий;
- провести анализ эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.;
Важнейшим направлением является выявление резервов роста фондоотдачи, так как это увеличение объёма производства и сокращения среднегодовых остатков ОПФ.
Резерв роста фондоотдачи можно рассчитать как разницу между возможным уровнем и фактическим уровнем фондоотдачи или РФо:
РФо = (Vф.вн +РVвн ) \ (ОПФф +ОПФд+Р¯ОПФ) - (Vф.вн * ОПФф), (1.1)
где РФо – резерв роста фондоотдачи;
Vф.вн – объем выпуска продукции по факту;
ОПФф – основные производственные фонды по факту;
ОПФд – дополнительная сумма ОПФ, необходимая для освоения резервов увеличения выпуска продукции;
Р¯ОПФ – резерв сокращения остатков основных производственных фондов за счет реализации и сдачи в аренду неиспользованных ОФ вследствие ненадобности и непригодности.
Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Уровень фондорентабельности зависит не только от фондоотдачи, но и рентабельности продукции (услуг).
Рентабельность характеризует экономическую эффективность использования ОПФ предприятия и оборотных средств в деятельности АТП.
Повышение уровня рентабельности предприятия может быть достигнуто в результате увеличения прибыльности и более эффективного использования ОПФ и оборотных средств. На размер прибыли предприятия большое влияние оказывает себестоимость продукции, в снижении которой предприятие заинтересовано.
АТП рентабельно, если суммы выручки от реализации услуг достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Существует и используется система показателей рентабельности: рентабельность от продаж услуг; рентабельность собственных средств; рентабельность ОПФ; рентабельность активов; рентабельность акционерного капитала.
Фондорентабельность рассчитывается по формуле (Rопф)
где Rрп – рентабельность реализованной продукции (услуг).
Rопф = П \ ОПФ = РП \ ОПФ * П \ РП, (1.3)
Резервы роста фондорентабельности определяются путём умножения выявленного резерва роста фондоотдачи на фактический уровень рентабельности продукции (услуг) (Р Rфо);
РRфо = РФо * Rвпф (1.4)
где РФо – резерв роста фондоотдачи,
Rвпф – фактический уровень рентабельности продукции (услуг).
Источники резервов снижения себестоимости можно разделить на две группы:
Во-первых – это эффективное использование производственной мощности, обеспечивающей увеличение объёма производства;
Во-вторых – это сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда, сокращение непроизводительных расходов, производственного брака, сокращение потерь рабочего времени и т. д.
Величина резервов не постоянна. Она зависит от качества проводимой аналитической работы, в ходе которой выявляются упущенные возможности (резервы) снижения себестоимости.
Себестоимость единицы транспортной продукции (1 ткм, 1 пассажиро-км, 1 км платного пробега и т.д.) определяют делением общей суммы затрат на количество продукции (тонно-километров, пассажиро-километров, платных километров пробега и т. д.), произведённой в конкретный период времени.
Определение затрат на единицу транспортной продукции называют калькуляцией себестоимости. Себестоимость рассчитывается для грузовых автомобильных перевозок на 10 ткм или 10 автомобиле-часов, для автобусных перевозок – на 10 пассажиро-км, для таксомоторных – на 10 км платного пробега.
Величина резервов по снижению себестоимости определяется по формуле:
Р¯С = (Св-Сф) = ((Зф –Р¯З+Зд)\(Vвп.ф + Р Vвп)) – (Зф\ Vвп.ф) , (1.5)
где Св,Сф – соответственно возможный и фактический уровни себестоимости изделия,
Р¯С – резерв снижения себестоимости,
Зф – затраты фактические,
Р¯З – резерв снижения затрат,
Зд – затраты дополнительные, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции (услуг),
Vвп.ф – фактический объём выпуска продукции,
РVвп – резерв роста объёма выпуска продукции (услуг).
Главный фактор, позволяющий снизить себестоимость автомобильных перевозок по элементам затрат – увеличение коэффициента использования пробега и грузоподъёмности.
При этом повышается выработка на 1 км пробега и 1 час работы автомобиля, в результате чего снижаются расходы на содержание автомобильного парка по всем выше указанным статьям и обеспечивается значительное снижение себестоимости перевозок.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объёма производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется; в результате снижается себестоимость изделий.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счёт конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной и технологии производства, улучшение организации труда и другие), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, зарплаты и т. д.
Экономию затрат по оплате труда (Р¯ЗП) в результате проведения инновационных мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоёмкостью продукции до внедрения (ТЕо) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТ) и на планируемый объём производства продукции:
Р¯ЗП = å (ТЕ1 – ТЕо) * Отпл * VВПпл. (1.6)
Сумма экономии увеличивается на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции:
Резерв снижения материальных затрат (Р¯МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:
Р¯МЗ = å (УР1 –Уро) * VВПпл * Цпл. (1.7)
где УР1 ,Уро – расход материальных ресурсов на единицу продукции соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий;
Цпл. – плановые цены на материалы.
Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду, консервации и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р¯ОПФ) определяется умножением первоначальной стоимости на норму амортизации (НА):
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и другое.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции (услуг) подсчитываются отдельно по каждому её виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые измеряются пропорционально объёму производства продукции (услуг). Для установления их величины резерв увеличения выпуска продукции I – го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат в отчетном периоде:
Расчеты проводятся по каждому виду продукции, а при необходимости и по каждому инновационному мероприятию, что позволяет полнее оценить их эффективность.
Также одним из путей выявления резервов является диагностический анализ производственной системы: под диагностическим анализом производственной системы понимается совокупность процедур расчетного и аналитического характера, выполняемых для оценки состояния организации производства, установления производственных возможностей системы, выявления ее «узких» мест и т.п. Применительно к объектам транспорта диагностический анализ означает, прежде всего, тщательное изучение эксплуатационно-экономических показателей работы того или иного транспортного предприятия по основным видам деятельности, какими являются перевозка грузов и пассажиров, выполнение погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ.
Задачи диагностического анализа могут быть самые разнообразные:
1) выявление резервов роста производительности труда;
2) оценка производственных возможностей транспортного предприятия и уровня их использования;
3) выбор лучших решений по совершенствованию хозяйственной деятельности и развитию предприятия; установление напряженности плановых заданий; определение путей улучшения экономических показателей работы транспорта;
4) повышение финансовых результатов деятельности транспортного предприятия (снижение себестоимости перевозок, увеличение прибыли, повышение рентабельности и др.).
В зависимости от характера решаемой задачи при диагностике транспортных комплексов используются следующие подходы.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности АТП позволяет раскрыть зависимость результатов производственно-финансовой деятельности предприятия от эксплуатационных, технических и организационных факторов, определить степень влияния каждого из них на выполнение плана, выявить имеющиеся резервы производства, вскрыть недостатки в работе.
Основными задачами являются:
1) определение степени выполнения плана по производственным, эксплуатационным и финансовым показателям работы АТП в целом и каждого производственного подразделения в отдельности;
2) выявление причин и факторов, обусловливающих перевыполнение или недовыполнение установленных плановых заданий и плановых показателей работы;
3) выявление резервов производства и получение данных для разработки мероприятий по устранению причин невыполнения плановых заданий и ликвидации потерь в производстве;
4) определение эффективности внедрения разработанных мероприятий.
Основные источники резервов роста производительности труда:
1) использование возможностей увеличения объёма производства продукции;
2) сокращение затрат труда на производство продукции (услуг) за счет механизации и автоматизации производства, совершенствования организации труда, повышения уровня интенсивности труда и т. д.
При этом возможны следующие варианты соотношения изменения объёма выпуска продукции и затрат труда, которые должны учитываться при выборе управленческой стратегии по обеспечению роста производительности труда при существующих в данный момент экономических условиях:
1) происходит увеличение объёма выпуска продукции при снижении затрат на её производство;
2) объём продукции растет быстрее, чем затраты труда;
3) объём продукции растет при неизменных затратах труда;
4) объем продукции остается неизменным при снижении затрат труда;
5) объем продукции снижается более медленными темпами, чем затраты труда.
Независимо от выбранного варианта стратегической политики управления персоналом резервы увеличения среднечасовой выработки (РЧВ) определяется следующим образом:
РЧВ=(ЧВв–ЧВ1)=((ВП1+РВП)\(
где РЧВ – резерв увеличения среднечасовой выработки;
ЧВв и ЧВ1 – соответственно возможный и фактический уровень среднечасовой выработки;
РВП – резерв увеличения объема выпуска продукции за счет внедрения инновационных мероприятий;
ФРВ1 – фактические затраты рабочего времени на выпуск продукции отчётного периода;
Р¯ФРВ – резерв сокращения рабочего времени за счет механизации и автоматизации производственных процессов, улучшения организации труда, повышения уровня квалификации работников и др.;
ФРВд – дополнительные затраты труда, связанные с ростом выпуска продукции, которые определяются по каждому источнику резервов увеличения производства продукции с учетом дополнительного объема работ, необходимого для освоения этого резерва, и норм выработки.
Резерв относительного прироста производительности труда за счет проведения определенного мероприятия (РЧВхi) можно рассчитать и по следующей формуле:
РЧвхi = ((Р¯ФРВ \ (100 - Р¯ФРВ)) * 100%. (1.11)
Выше были рассмотрены основные пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия, которые зависят от многих факторов как внешней, так и внутренней среды компании, которые должны быть проанализированы и приняты во внимание.