Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:47, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: найти пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы повышения эффективности деятельности автомобильного транспорта в Российской федерации;
- рассмотреть проблемы деятельности предприятий автомобильного транспорта в Российской Федерации;
- выявить пути повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий;
- провести анализ эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.;
ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" осуществляет транспортные и связанные с транспортом услуги.
Акционерное общество открытого
типа "Хабаровский грузовой
автокомбинат" расположен по адресу:
680003 г. Хабаровск, ул. Флегонтова 24.
Основной вид деятельности ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" – это автоперевозки грузов.
Имеющаяся производственная база позволяет производить на современном уровне диагностику, техническое обслуживание и ремонт, как своего транспорта, так и стороннего.
Организационно правовая форма предприятия "Хабаровский грузовой автокомбинат": Открытое акционерное общество.
Участники ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Учредители ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" заключили между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества был заключен в письменной форме.
Далее рассмотрим структуру ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" и охарактеризуем состав подразделений и их взаимосвязи.
Руководитель предприятия генеральный директор: в прямом подчинении у него находятся:
1. Отдел технического контроля: контроль за исправностью подвижного состава.
2. Бухгалтерский отдел.
3. Отдел кадров.
4. Отдел снабжения: учет, закупка запасных частей, ГСМ.
5. Заместитель генерального
директора по эксплуатации
6. Технический директор
отвечает за своевременный
Структура ОАО "Хабаровский
грузовой автокомбинат" приведена на
рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Структура ОАО «ХГАК»
Для оценки управления необходимо рассчитать коэффициент управления. Расчеты представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Оценка управления
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
Изменение 2004 г. к 2003 г. |
Изменение 2005 г. к 2004 г. |
в % к 2003 г. |
в % к 2004 г. |
Объем реализации услуг |
31158 |
29743 |
40304 |
-1415 |
10561 |
95,46 |
135,51 |
Затраты на управление |
8563 |
9635 |
15236 |
1072 |
5601 |
112,52 |
158,13 |
Коэффициент управления |
3,64 |
3,09 |
2,65 |
-0,55 |
-0,44 |
84,84 |
85,69 |
Итак, согласно табл. 2.1. выручка от реализации услуг увеличивается, но вместе с тем и увеличиваются расходы на управление, причем затраты на управление растут более быстрыми темпами, тем самым предприятию необходимо пересмотреть политику управления на предприятии.
Автокомбинат осуществляет перевозки грузов по всему Дальневосточному региону, включая Хабаровский и Приморский края, Амурскую область, Еврейскую автономную область и Сахалин.
Виды транспортных услуг:
- перевозка грузов в малотоннажных контейнерах (3-5 тонн) со ст. Хабаровск-II, мелкопартионных грузов для договорных и разовых клиентов на автомобилях ЗиЛ-130, КамАЗ-5320 , КамАЗ-5410, КамАЗ-54112 с полуприцепами ОДАЗ-9370;
- перевозка грузов в крупнотоннажных 20, 30 и 40-футовых контейнерах на автомобилях-тягачах КамАЗ-75410, КамАЗ-54112, МАЗ-54329 с заводскими полуприцепами марки ЧМЗАП в городском, междугородном и международном сообщениях;
- перевозка инертных и сыпучих грузов дорожным организациям, топливно-энергетическому комплексу, строительным предприятиям и населению угля через Трансагенство автомобилями-самосвалами ЗиЛ-ММЗ и КамАЗ-5511.
Услугами «Хабаровского грузового автокомбината» пользуются многие организации, основными объекты работы предприятия представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Основные объекты работы предприятия
№ п/п |
Наименование предприятий |
Удельный вес ( в % от общего объема) доходов) |
1 |
Дистанция погрузо-разгрузочных работ |
13,8 |
2 |
Кирпичный завод № 3 |
10,9 |
3 |
ПМК-21 |
8,2 |
4 |
У М Р - 5 |
7,2 |
5 |
Росмясомолторг |
2,2 |
6 |
Трансагенство |
4,8 |
7 |
Гортопсбыт |
1,0 |
8 |
Дорожные организации |
8,8 |
9 |
Тепловые сети |
0,8 |
10 |
Д альхимстекло |
1,3 |
11 |
Прочие |
41 |
в том числе: международные |
25,5 |
Имеющийся подвижной состав позволяет перевозить грузы в 20-, 30- и 40-футовых контейнерах, в изотермических полуприцепах-фургонах, перевозить сыпучие грузы самосвалами.
Автокомбинат имеет следующие виды лицензий:
Автокомбинат располагает парком грузовых автомобилей в количестве 73 единицы, из них:
В связи с востребованностью на рынке транспортных услуг большегрузных автомобилей, на предприятии всерьез взялись за реструктуризацию парка полуприцепов и контейнеров: производится переоборудование 20-футовых полуприцепов и контейнеров в 30- и 40-футовые.
В основном парк Автокомбината представлен автомобилями марки КамАЗ, имеется один Супер-МАЗ. Десять седельных тягачей КамАЗ переоборудованы силовыми агрегатами на основе двигателей ЯМЗ-238, что повысило их ресурс и мощностные характеристики. Два седельных тягача – полноприводные. В составе самосвального парка имеются 10 автомобилей КамАЗ-65115, грузоподъемностью 15 тонн, плюс 4 самосвальных 10-тонных прицепа.
Производственная база Автокомбината включает в свой состав два больших бокса для выполнения обслуживания и ремонта автотранспорта, отдельные цеха для ремонта прицепов и выполнения сварочных и шиномонтажных работ, специализированные цеха по проверке и ремонту систем и узлов автомобилей.
Посты для ремонта автомобилей оборудованы 5-ю площадочными и 4-мя четырехстоечными подъемниками, грузоподъемностью 12 тонн.
В соответствии с требованиями технологического процесса технического обслуживания и ремонта автотранспорта Автокомбинат располагает необходимым набором гаражного оборудования: различными гайковертами, специализированными тележками и стендами для транспортировки и ремонта различных агрегатов автомобилей, диагностическими стендами.
На участке по ремонту агрегатов и двигателей автомобилей имеются расточной, хонинговальный станки, станок для шлифовки коленчатых валов и пр.
Автокомбинат на высоком технологическом уровне обслуживает и ремонтирует различную автомобильную технику сторонних предприятий, организаций и частных фирм, в том числе автобусы отечественных марок, специальную технику МЧС, МВД и пр. В настоящее время Автокомбинат приступил к выполнению сервисного обслуживания автомобилей МАЗ.
В предприятии внедрены и продолжают совершенствоваться компьютерные технологии и на их основе проводятся плановые анализы и расчеты, по результатам которых принимаются управленческие решения по ужесточению контроля за уровнем затрат и себестоимости перевозок и, как следствие - поддержание тарифов на перевозки в приемлемом для клиентов диапазоне.
Для решения стратегических задач в Автокомбинате имеется прекрасная команда специалистов - профессионалов, обладающих большим опытом работы и умеющих неординарно мыслить. Из 13 человек руководителей и специалистов - 9 человек с высшим образованием и 4 со среднетехническим. Команда ИТР имеет достаточно высокий коэффициент взаимозаменяемости в пределах 70-80%. Численность работающих в настоящее время – 127 человек, из них 75 водителей и 34 ремонтных рабочих.
В табл. 2.3. представлен анализ основных технико-экономических показателей за три года.
Таблица 2.3.
Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" за 2003-2005 гг.
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
Изменение 2004 г. к 2003 г. |
Изменение 2005 г. к 2004 г. |
в % к 2003 г. |
в % к 2004 г. |
Выручка, тыс. руб. |
31158 |
29743 |
40304 |
-1415 |
10561 |
95,46 |
135,51 |
Себестоимость, тыс. руб. |
31138 |
30440 |
44354 |
-698 |
13914 |
97,76 |
145,71 |
Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб. |
20 |
-697 |
-4050 |
-717 |
-3353 |
-3485,00 |
581,06 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
6756,5 |
6793 |
6498 |
36,5 |
-295 |
100,54 |
95,66 |
Фондоотдача ОПФ |
4,61 |
4,48 |
6,83 |
-0,13 |
2,34 |
97,23 |
152,32 |
Фондорентабельность ОПФ, % |
0,001 |
-0,10 |
-0,62 |
-0,11 |
-0,52 |
-3466,27 |
607,44 |
Среднесписочная численность, чел. |
149 |
122 |
127 |
-27 |
5 |
81,88 |
104,10 |
Численность рабочих, чел. |
98 |
83 |
104 |
-15 |
21 |
84,69 |
125,30 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
12334 |
9340 |
6605 |
-2994 |
-2735 |
75,73 |
70,72 |
Рентабельность проданных услуг, % |
0,00 |
-0,02 |
-0,10 |
-0,02 |
-0,08 |
-3650,80 |
428,80 |
Средняя заработная плата за год, тыс. руб. |
82,78 |
76,56 |
52,01 |
-6,22 |
-24,55 |
92,48 |
67,93 |
Выработка на 1 работника, тыс. руб. |
208,98 |
249,51 |
349,24 |
40,53 |
99,74 |
119,39 |
139,97 |
Выработка на 1 рабочего, тыс. руб. |
317,73 |
366,75 |
426,48 |
49,01 |
59,73 |
115,43 |
116,29 |
Коэффициент использования парка |
0,465 |
0,446 |
0,511 |
-0,02 |
0,07 |
95,91 |
114,57 |
Средняя грузоподъемность автомобиля |
19 |
18,3 |
18,3 |
-0,70 |
0,00 |
96,32 |
100,00 |
Объем перевозок в тыс. тоннах |
111885,440 |
153066,763 |
235878,210 |
41181,323 |
82811,447 |
136,81 |
154,10 |
Грузооборот в тыс. тоннах километров |
8782,504 |
5811,133 |
9576,536 |
-2971,371 |
3765,403 |
66,17 |
164,80 |