Теоретические аспекты организации железнодорожных туров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).docx

— 230.05 Кб (Скачать файл)

Начальный этап - проектирование и  разработка маршрута. Туроператор должен разработать маршрут и программу  тура, изучить условия питания, размещения и безопасности на маршруте. Следует обосновать разработанный маршрут с точки зрения его экономической эффективности (просчитать себестоимость турпродукта, рассчитать цены тура, его доходы). Результатом всей проделанной работы является технологическая документация: технологическая карта туристского маршрута; график движения по маршруту; карта-схема маршрута; инструкции; правила; лист бронирования. На этом этапе проводятся маркетинговые мероприятия. Завершающей стадией этого этапа является согласование паспорта маршрута у руководства.

Также на данном этапе производиться  обкатка нового маршрута, с целью  внести окончательные коррективы. После  этого происходит окончательное  утверждение маршрута. На этой же стадии туристское предприятие заключает  договора с фирмами посредниками (принимающими), которые будут оказывать  туристские услуги в различных точках маршрута, соответственно в этот же период времени заключается договор  с железной дорогой, происходит оформление совместной документации с транспортным предприятием.

Происходит процедура выделения, назначения и формирования составов туристско-экскурсионного поезда. Туристская фирма договаривается с отделением (управлением) железной дороги о выделении  состава на определенный срок. Для  этого пишут письмо на имя начальника пассажирской службы с просьбой о  выделении такого состава. Численность работников для обслуживания туристов на железнодорожных маршрутах туристско-экскурсионных поездов определяют в соответствии с количеством туристов[7].

Директор турпоезда назначается из высококвалифицированных туристских работников, имеющих опыт воспитательной, административной и туристско-экскурсионной работы. Он отвечает за работу подчиненного ему персонала, должный порядок во всех вагонах, выполнение плана-графика маршрута, проведение воспитательной, культурно-массовой, экскурсионной работы. Директор участвует в комиссии по проверке готовности поезда к рейсу (она производится за 6 часов до отправления). В комиссию входят представители следующих служб: пассажирской; врачебно-санитарной; туристско- экскурсионной; предприятия отвечающего за питание туристов.

Руководитель маршрута обязан получить с туристской организации и иметь  в наличии следующие документы:

- должностные обязанности работников  турпоезда;

- карточку туристского маршрута;

- копию договора на аренду  вагонов;

- квитанцию об оплате проезда;

- копию адресной телеграммы;

- копии договоров с принимающими  туристскими организациями;

- калькуляции и программы обслуживания.

Копии телеграмм принимающих туристских организаций, подтверждающих прием  и обслуживание туристов данного  поезда, адреса и № телефонов  принимающих туристских организаций.

В вагонах должна быть вывешена следующая  информация: расписание турпоезда; ФИО начальника поезда, директора турпоезда, электромонтера, врача, дежурных проводников, инструкторов, и места их нахождения; программа обслуживания; № вагонов и их места; № вагона-ресторана; № смены; время питания[10].

Железнодорожный тур может быть реализован как обычными графиковыми поездами, так и специализированными туристскими поездами. Перевозка туристов на железнодорожном транспорте осуществляется по трем основным группам маршрутов.

1. Перевозка туристов групповыми  железнодорожными маршрутами. Групповые  путешествия осуществляется, как  правило, к месту отдыха и  обратно по предварительно спланированному маршруту. На маршруте движения принимающие предприятия организуют обслуживание туристов (питание, экскурсии, проживание, трансфер) за исключением экскурсионного обслуживания. Групповые путешествия и туристско-экскурсионные поезда реализуются как по радиальным, так и по кольцевым маршрутам.

2. Перевозка туристов на специально  организованных туристско-экскурсионными поездах, включая дальние расстояния, реализуется без пересадок, в режиме специального графика. Движение поезда осуществляется ночью, а днем проводятся экскурсии по заранее разработанному плану.

Туристско-экскурсионные поезда представляют собой полный комплекс обслуживания в поезде (проживание, питание, досуг) за исключением экскурсионного обслуживания. Туристско-экскурсионные поезда местного сообщения в пределах одной дороги с использованием пунктов - стоянок, назначаются начальником этой дороги. Поезда в пригородном сообщении, прогулочные назначаются начальником отделения дороги. Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты причитающихся платежей. При назначении специального турпоезда ему присваивается название, соответствующее начальному пункту (городу) отправления и сохраняется на всем пути следования.

3. «Поезда здоровья» - это однодневные  маршруты с оздоровительными  или спортивными целями. В ряде  случаев такие маршруты могут  быть 2-3 дневными. К числу таких  маршрутов относятся и культурно-просветительные,  например, вывоз жителей сельских  местностей в города для посещения  театров, кино, выставок, ярмарок. Туристская фирма договаривается с отделением (управлением) дороги о выделении состава на определенный срок. Для этого пишут письмо на имя начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава. На письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава. Следование турпоезда из одного пункта экскурсионного обслуживания в другой, должно осуществляться в ночное время с остановками только для технических надобностей[13].

После перечисления платежей, предусмотренных  договором, но не позднее чем за 20 дней до отправления поезда, организаторы его отправления дают адресную телеграмму всем дорогам следования и копии:

- туристской фирме, организующей  турпутешествие;

- главным управлениям РЖД (пассажирскому,  движения, врачебно-санитарному, предприятиям  питания).

В данной телеграмме указывается схема  и расписание следования поезда с  указанием времени и пунктов  передачи с дороги на дорогу, порядок  и время подачи состава в пункты посадки и приписки, а также  пунктов дополнительного снабжения топливом и водой в пути следования. При этом изменение утвержденного расписания, маршрута следования и времени отправления не допускается.

При заключении договора на перевозку  туристов в турпоезде пригородного сообщения с турфирм взыскиваются:

- плата за время аренды, но  не менее чем за сутки;

- стоимость проезда в пригородных  поездах по фактическому числу  туристов, но не менее мест  для сидения в поезде по  пригородному тарифу.

Перевозчики могут предоставлять  юридическим лицам (в том числе  турфирмам) во временное пользование  вагоны пассажирского парка на условиях аренды

При перевозке пассажиров в арендованных поездах взимается:

- арендная плата за все вагоны  поезда за время фактического  пользования ими (в соответствии  с типом вагонов);

- стоимость проезда пассажиров  в пассажирском поезде в соответствии  с тарифом (при этом число  путешествующих не должно превышать  количества мест в вагоне поезда);

- стоимость пробега вагонов  в порожнем состоянии;

- стоимость комплектов постельного  белья за дополнительную плату[11].

При аренде железнодорожных составов под туристские цели между управлением  железных дорог и турфирмой заключается  специальный договор. В договоре должен оговариваться:

- график функционирования туров  в направлении "туда" и "обратно"  с указанием мест назначения;

- количество туристов в каждой  группе;

- сроки подачи заявок на билеты;

- сроки снятия заказов на  перевозку;

- порядок и сроки возврата  выкупленных, но не использованных  билетов, материальную ответственность,  связанную с возвратом;

- скидки и льготы на групповые  перевозки и др.

Таким образом, существует несколько вариантов организации железнодорожных туров. Форма организации тура зависти от продолжительности маршрута, вида маршрута, его насыщенности, а также от возможностей турфирмы.

 

1.3 Нормативно-правовая база в области ж/д путешествий

 

Железнодорожное сообщение  регулируется целым пакетом

 национальных и международных соглашений, конвенций, договоров. В России действует Устав железных дорог, Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам, ведомственные нормативные акты, Правила перевозок и тарифов, Соглашение о международном пассажирском сообщении, Единые пассажирский тариф, инструкции по ведению коммерческой отчетности, Правила перевозок воинских пассажиров, багажа и грузов, Правила выдачи бесплатных билетов для проезда по железным дорогам и метрополитенам, Тарифное руководство, указатели маршрутов и сообщений и другие[14].

Наиболее значимым документом в  области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция  о международных перевозках (в  редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в конце XIX в. рядом европейских государств. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и  двусторонних соглашений, заключенных  на правительственном уровне уполномоченными  государственными органами. Общие правила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе железнодорожным транспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках «Международной конвенции по контракту на путешествие», принятой 22 октября 1970г., «Конвенцией и Статусом о свободе транзита», принятых 20 апреля 1921 г., Бернской (1961г.) Конвенцией ООН[5].

Перевозки туристов в рамках СНГ  регулируются межправительственными  соглашениями, а также рекомендательным законодательным актом «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятым 29 октября 1994г.

При осуществлении перевозок туристов по системе туристского поезда целесообразно  использовать (с изменениями и  дополнениями) инструкции бывшего Центрального Совета по туризму и экскурсиям: «О руководителях туристских групп  туристских транспортных маршрутов» (№ 10-18 от 24.04.84 г.); «Должностные обязанности  работников туристско-экскурсионного поезда» (№ 10-19 от 26.06.83 г.); «Об организации  отдыха родителей с детьми на туристских железнодорожных маршрутах» (№ 26-7 от 25.11.83 г.).

Существуют международные объединения, занимающиеся реализацией основных положений многосторонних соглашений, а также вопросами практической деятельности железных дорог и совершенствования  пассажирских и грузовых перевозок. К таким объединениям относится  Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), основанная в 1956 г. Комитет ОСЖД осуществляет тесное сотрудничество с Европейской экономической комиссией ООН, Международным союзом железных дорог и другими международными организациями в области транспорта.

Другой важной организацией в этой сфере является Международная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), созданная в 1885 г. Ее основная цель проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, публикация и распространение технической  информации. Авторитетной организацией является и Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922 г. В настоящее время в него входят представительства железных дорог более 30 стран Западной Европы, Азии и Африки.

В нашей стране основными документами, регулирующими железнодорожные  перевозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О федеральном  железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный  Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг  по перевозке пассажиров, а также  грузов, багажа и грузобагажа для личных нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.)[15].

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных  между ними и перевозчиком. Согласно договорам перевозки, перевозчик обязан перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также  грузобагаж отправителей; выдать багаж, грузобагаж лицам, имеющим право на получение багажа, грузобагажа. Пассажиры при этом обязаны оплатить свой проезд и провоз багажа согласно установленным тарифам.

В случае нарушения договоров о  предоставляемых услугах Уставом  определяется ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, а также  порядок составления актов и  предъявления претензий и исков.

Таким образом, железнодорожные перевозки представляют собой эффективный  инструмент транспортного обеспечения  в туризме. Достаточно высокий комфорт  путешествия, высокая скорость и  возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах делает этот вид транспорта конкурентоспособным при передвижении на малые и средние расстояния.     Наибольшее применение железнодорожный транспорт находит при организации внутреннего и приграничного туризма, а также познавательных и, экскурсионных туров и туризма выходного дня. Маршруты ж/д туров разнообразны по географии, форме и содержанию. Они могут быть увлекательными, интересными. Достигается это благодаря созданию высококомфортабельных поездов, организации экскурсионных мероприятий во время путешествия.

Информация о работе Теоретические аспекты организации железнодорожных туров