Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:05, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Трудовое право"
Сущность международной миграции рабочей силы и ее направления.
Причины и последствия международной миграции рабочей силы.
Влияние миграции рабочей силы на рынок труда.
Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1. Сущность
международной миграции
Международная миграция рабочей силы имеет давнюю историю. В ряде стран, в частности в США, Канаде, Австралии и некоторых других, не только экономика, но и политическая система, и культурные традиции сформировались за счет массовой иммиграции из стран Старого света в 18 - начале 20 в. По имеющимся оценкам к началу 21 в. более 130 млн. чел. жили за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В настоящее время в основном происходит миграция рабочей силы из бедных стран в более богатые. Среди мигрантов увеличивается доля высококвалифицированных рабочих. Более половины международного перелива рабочей силы происходит между развивающимися странами. В целом в последнее десятилетие в мире ежегодно переезжают из страны в страну более 20 млн. чел.
Международная миграция рабочей силы (ММРС) – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
Различают следующие виды ММРС:
Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за её пределов;
Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за её пределы;
Утечка мозгов – международная миграция высококвалифицированных кадров;
Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительство.
ММРС может осуществляться как по экономическим (разница в уровне реальной заработной платы, отсутствие возможности трудоустроиться в собственной стране), так и по неэкономическим причинам (войны, политические, религиозные причины, природные бедствия, экологические проблемы, причины личного характера).
В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:
Различают следующие центры миграционных потоков:
2. Причины и последствия международной миграции рабочей силы.
Перемещение рабочей силы является реакцией на спрос услуг иностранной рабочей силы. К факторам спроса на неквалифицированную рабочую силу относятся возможности:
Факторы спроса на квалифицированную рабочую силу включают возможности:
Влияние миграции на госбюджет и экономику в целом
Изменение благосостояния мигрантов во многом зависит от изменения налогового бремени для них, а также от изменения размеров трансфертных платежей (пенсий, пособий, выплат по социальному страхованию) и качества получаемых общественных благ (охрана общественного порядка, окружающей среды и др.).
в стране эмиграции |
в принимающей стране |
влияние на госбюджет | |
- сокращение налоговых поступлений; - снижение нагрузки
на госбюджет за счет |
- дополнительная нагрузка на госбюджет за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и др.; - поступление в госказну дополнительных налогов. |
общее экономическое влияние | |
- значительный поток
денежных переводов ( - прямые и портфельные
инвестиции эмигрантов в - сокращение безработицы. |
- рост безработицы
(мигранты обычно заполняют - расширение потребительского спроса, а, значит, и емкости внутреннего рынка. |
Расходы государства на производство общественных благ обычно слабо связаны с количеством потребителей этих благ, поэтому отъезд части потребителей за границу, скорее всего не приведет к заметной экономии бюджетных средств. Кроме того, эмигранты – это, как правило, люди, уже получившие образование и приобретшие необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств). Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери. Финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным.
Внеэкономические последствия ММРС
в стране эмиграции |
в принимающей стране |
- утечка мозгов –
выезд высококвалифицированных
специалистов на работу в - приобретение мигрантами опыта за рубежом, повышение их квалификации положительно сказывается после их возвращения на результатах их деятельности в отечественной экономике. |
- внешние эффекты от
миграции в виде знаний, профессиональных
навыков и опыта, которые - возникновение межнациональных конфликтов, рост преступности, социальной напряженности. |
3. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда.
ММРС имеет существенные и неоднозначные экономические и социальные последствия, как для страны эмиграции, так и для принимающей страны.
Предположим, что происходит миграция рабочих из страны с более низким уровнем жизни (Мексики) в страну, где средний уровень реальной зарплаты выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем качество труда (уровень квалификации, профессиональной подготовки и т.п.) – одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением внутреннего спроса и внутреннего предложения (рис. 1). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых соответственно 120 и 40 млн. человек.
Рис. 1. Экономические эффекты миграции рабочей силы
Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США, что приведет к сокращению предложения труда в Мексике. При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда за счет иммигрантов будет расти, что приведет к снижению равновесной часовой заработной платы.
Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих часовая ставка зарплаты в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях зарплаты будет достаточной, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих предпочли переехать в США. в свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы, который покрывается за счет прироста мексиканских рабочих.
Воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах неоднозначно. В Мексике рабочие, оставшиеся в стране выигрывают (область d), а предприниматели несут потери, т.к. увеличиваются их затраты на выплату заработной платы рабочим (область d+e+f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, необходимо учесть выигрыш мигрантов. Однако было бы неправильным исчислять размер их выигрыша путем умножения количества мигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие получают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. – 5 долл.). Но реально их зарплата выросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученные в США равноценны 7 долл., полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции (материальные и нематериальные издержки, которые несет мигрант). Поэтому выигрыш эмигрантов составит область e+f+g – произведение количества мигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции. Если учитывать доход мигрантов, то страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш.
В принимающей стране рабочие несут потери (область a), а предприниматели получают дополнительный выигрыш в размере области a+b+c. В целом принимающая страна получает чистый выигрыш (выигрыш предпринимателей больше проигрыша рабочих).
Мировое сообщество выигрывает от ММРС,
т.к. в результате миграции происходит
перераспределение рабочей силы
на рынке совершенной конкуренции:
под воздействием спроса и предложения
рабочая сила переместилась туда,
где она способна внести больший вклад
в мировое производство. страна В
w
F
T
K
MPL стр А
O
До начала миграции предложение труда в стране А составляет CO’, ставка зарплаты O’H, а объем производимого продукта соответствует площади фигуры O’LMC. Для страны В соответствующие показатели составят OC, OK, OFGC. С началом свободной миграции работники страны B в количестве DC устремятся в страну А, привлеченные более высоким уровнем оплаты труда. В стране А уровень оплаты снизится, а в стране В возрастет, так что ставки зарплаты в той или другой стране уравняются и составят DE (=OT=O’J).
Свободная миграция рабочей силы приведет к увеличению общего объема производства в стране А от O’LMC до O’LED. В стране В объем создаваемого продукта сократится с OFGC до OFED. Чистый выигрыш в объеме производимого продукта для мирового сообщества будет соответствовать площади треугольника EMG.
4. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Государственное регулирование миграции в принимающей стране осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока рабочей силы либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину.