Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства;
- рассмотреть федеральную инспекцию труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
- проанализировать ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства 5
1.1 Органы общественного контроля 5
1.2 Органы государственного контроля и надзора 9
1.3 Федеральные и региональные органы государственного контроля и
надзора 14
Глава 2. Федеральная инспекция труда в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства 18
2.1 Понятие и основные функции федеральной инспекции труда 18
2.2 Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции
труда 22
Глава 3. Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства 28
3.1 Административная ответственность 28
3.2 Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя 32
3.3 Российская трехсторонняя комиссия 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

5) причинение  ущерба в результате преступных  действий работника, установленных  приговором суда; и прочее.

Дисциплинарная  ответственность отличается от материальной ответственности. Во-первых, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Значит, в основе материальной ответственности лежит причиненный ущерб, а в основе дисциплинарной - ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Во-вторых, материальная ответственность может быть наложена как на работника, так и на работодателя, а дисциплинарная ответственность налагается только на работника. В-третьих, дисциплинарная ответственность налагается в виде дисциплинарных взысканий, которые регламентированы трудовым законодательством. Материальная ответственность выражается в виде возмещения ущерба, причем трудовое законодательство не содержит понятия ущерба.38

Дисциплинарная  ответственность должностных лиц  организаций за нарушение трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражается в применении к ним мер дисциплинарного характера в виде наложения дисциплинарных взысканий, таких как замечание выговор увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренных ст. 192 ТК РФ.

Различают два  вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную.

Общая дисциплинарная ответственность - это ответственность  в рамках правил внутреннего трудового  распорядка. Она может быть возложена  на всех работников, за исключением тех, в отношении которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Общую дисциплинарную ответственность устанавливают ст. 192-194 ТК РФ и правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации.

Специальная дисциплинарная ответственность есть ответственность, предусмотренная для отдельных категорий работников специальным законодательством, уставами и положениями о дисциплине. Специальная дисциплинарная ответственность имеет особенности: строго определен круг лиц, подпадающих под действие соответствующих норм; предусмотрены специальные меры дисциплинарного взыскания; очерчен круг лиц и органов, наделенных властью применения дисциплинарных взысканий; действует особый порядок обжалования взысканий.39

 

3.3 Российская  трехсторонняя комиссия

 

Полномочия российской трехсторонней комиссии (РТК) связаны с осуществлением деятельности в нескольких направлениях. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»40 можно выделить несколько видов полномочий, связанных с основными направлениями деятельности РТК.

1. Информационные  полномочия РТК, которые заключаются  в том, что члены РТК вправе  получать от компетентных органов  информацию, которая необходима  для ведения коллективных переговоров. Данные полномочия связаны с ведением коллективных переговоров и разработкой проекта генерального соглашения.

2. Совещательные  полномочия РТК. Данная группа  полномочий связана с участием  РТК в разработке и обсуждении  нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере труда. Данные полномочия позволяют РТК высказать свое мнение по поводу указанных актов. Однако эти полномочия РТК носят совещательный характер. В силу чего учет мнения РТК органом, полномочным принимать названные нормативные акты, не является обязательным. Члены РТК могут обжаловать такие акты, если считают, что содержащиеся в них положения противоречат вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актам.

3. Правотворческие  полномочия РТК. Данные полномочия связаны с непосредственным участием РТК в разработке нормативных правовых актов в сфере труда. Например, в ч. 3 ст. 265 ТК РФ сказано о том, что «перечень работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, определяется Правительством РФ»41 с учетом мнения РТК. Такие полномочия РТК являются правотворческими. Поэтому РТК вправе требовать от органа, принимающего акт, который должен быть разработан с учетом мнения РТК, признания необоснованным отказа от учета мнения РТК. В этом случае проверяется не только соответствие принятого акта вышестоящему по юридической силе законодательству, но и обоснованность отказа полномочного государственного органа от учета мнения РТК по поводу нормативного правового акта, который в соответствии с законодательством принимается с учетом мнения РТК.

4. Контрольные  полномочия РТК, которые связаны  с деятельностью по контролю  за исполнением принимаемых РТК  решений. Реализация этих полномочий  происходит путем принятия мер,  направленных на обеспечение  исполнения решений РТК.

 

 

Деятельность РТК в  соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об обеспечении деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 5 ноября 1999 года обеспечивается Аппаратом Правительства РФ.42

Со стороны Правительства РФ указом Президента РФ назначается координатор, который не является членом РТК, но ведет ее заседания.

Каждая из сторон РТК определяет своего координатора, который призван координировать деятельность стороны.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» решение РТК считается принятым, если за него проголосовала каждая из сторон РТК. То есть для принятия решения РТК необходимо, чтобы большинство представителей стороны работников, большинство представителей стороны работодателей, большинство членов РТК от Правительства РФ проголосовали за ее решение. Только после этого решение считается принятым. Члены РТК, которые не согласны с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания РТК.

Принятые РТК  решения могут быть обжалованы в  установленном порядке. В частности, решения по реализации правотворческих  полномочий могут быть обжалованы заинтересованными  лицами в Верховный Суд РФ, если они считают, что мнение РТК является необоснованным и (или) противоречит действующему законодательству. Признание судом мнения РТК необоснованным или незаконным позволяет полномочному органу принять нормативный правовой акт без учета данного мнения. Другие решения РТК могут быть обжалованы в том случае, если они нарушают права и свободы конкретных лиц.

В работе региональных и местных комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений также  могут быть использованы принципы деятельности РТК.

Российская  трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) разрабатывает генеральное соглашение. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение подписывают полномочные представители объединений работников, работодателей, Правительства РФ, являющиеся членами РТК. В связи с изложенным на момент заключения генерального соглашения его сторонами являются общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, входящие в состав стороны РТК, а также Правительство РФ.

Региональные  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заключают региональные соглашения. Такие комиссии действуют  на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации.

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заключают территориальные  соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может быть заключено  на федеральном, региональном и местном  уровнях.

На региональном уровне также могут быть созданы отраслевые (межотраслевые) комиссии по заключению соглашений. В состав таких комиссий входят отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей регионального уровня, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление соответствующей отраслью или отраслями. На местном уровне также могут быть созданы отраслевые (межотраслевые) комиссии по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений, в состав которых входят отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей местного уровня, а также отраслевое (межотраслевое) подразделение органа местного самоуправления.

На локальном  уровне образуются комиссии для ведения  коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне. Деятельность таких комиссий осуществляется в  соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 ТК РФ на федеральном, региональном уровне могут быть созданы отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, они в своей деятельности также должны руководствоваться федеральным и региональным законодательством.

Из этого  следует определение основных задач  Российской трехсторонней комиссии:

  1. Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов и общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ;
  2. Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
  3. Проведение консультаций по вопросам, связанных с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ в сфере социально-трудовых отношений, федеральных программ в сере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  4. Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политике;
  5. Рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения Генерального соглашения;
  6. Распространения опыта социального партнерства, информирование отраслевых, региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, о деятельности комиссии;
  7. Изучение и внедрение международного опыта , участие в мероприятиях, проводимых зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках комиссии консультаций по вопросам связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства является одним из главных способов защиты трудовых прав работников, а также профилактики трудовых правонарушений. В последние годы наблюдается усиление надзора и контроля не только за применением трудового законодательства, но и за созданием и поддержанием условий труда работников, которые согласно ст. 8 ТК РФ не должны ухудшать их положение по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В данной работе были рассмотрены органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства; дана характеристика, раскрыты принципы, задачи и основные функции федеральной инспекции труда; определена ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства.

Главным инструментом по защите трудовых прав является с одной стороны контроль и надзор государственных органов, с другой общественный контроль.

Возможность проведения общественного контроля предусматривается  нормами ст. 218, 370 ТК РФ, согласно которым  общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами.

В систему органов  государственного надзора и контроля за исполнением трудового законодательства входят: органы федеральной инспекции труда (ст. ст. 354 - 365 ТК РФ), федеральные надзоры (ст. ст. 366 - 369 ТК РФ), федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом, а так же судебные органы.

Таким образом, совместное ведение чревато конфликтом интересов Федерации и субъектов, поскольку реализовать права  можно, либо постоянно создавая противоречия между нормативными правовыми актами различного уровня, либо разграничив  конкретные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти. Поэтому важнейшей практической задачей с момента принятия Конституции являлось разграничение полномочий органов государственной власти по формированию трудового законодательства.

Информация о работе Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства