Трудовые споры: понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 09:25, контрольная работа

Краткое описание

Трудовой кодекс РФ дал новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя.
Обращаясь к вопросу о разрешении индивидуальных трудовых споров, начнем с понятия трудового спора вообще, и индивидуального трудового спора, в частности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Трудовые споры………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, причины и виды трудовых споров………………………….5
1.2. Органы по рассмотрению трудовых споров…………………………..9
2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения…………...10
2.1. Понятие индивидуальных трудовых споров………………………...10
2.2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам…………………………………………………12
2.3. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде………………………………………………………………………………..15
2.4. Вынесение решений по трудовым спорам. Исполнение решений о восстановлении на работе……………………………………………………….20
3. Понятие коллективных трудовых споров…………………………………...22
4. Примирительный характер разрешения коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………
4.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………...27
4.2. Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника……………………………………………………………………….29
4.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров в трудовом арбитраже………………………………………………………………………...30
5. Право на забастовку и его реализация………………………………………32
6. Задачи………………………………………………………………………….37
Задача 1……………………………………………………………………...37
Задача 2……………………………………………………………………...40
Задача 3……………………………………………………………………...42
7. Список литературы……………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовые споры понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Что касается представителей работников и их объединений, то для  них установлены гарантии в виде запрета применения к ним дисциплинарных взысканий, перевода на другую работу и расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Право  на забастовку и его реализация

 

 

Конституция РФ признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры (ст. 37 Конституции РФ) [3]. Это право может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Однако в  соответствии с федеральным законом  могут быть установлены иной порядок  разрешения коллективных трудовых споров и ограничения в реализации права  на забастовку в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае российское законодательство отвечает стандартам, закрепленным в международном  трудовом праве. Например, Комитет по свободе объединения МОТ справедливо считает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление (Свобода объединений и коллективные переговоры. Женева, 1994. – 69 с.) [3].

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора  либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут  дисциплинарную, административную, уголовную  ответственность в порядке, установленном  ТК РФ, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней  участие. Запрещается также организация  забастовок под руководством работодателя.

ТК РФ подробно регламентирует процедурные вопросы организации и проведения забастовки на всех ее стадиях. Отступление от этих правил может послужить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, а также к признанию судом забастовки незаконной.

Предложение об объявлении забастовки может сделать  только орган, который ранее был уполномочен работниками на разрешение коллективного трудового спора. То есть не допускается ситуация, когда коллективный трудовой спор начинал и принимал участие в примирительных процедурах один орган, получивший на это полномочия от работников, а с предложением об объявлении забастовки выступает уже другой. ТК РФ ориентирует работников и их представителей на постоянство и преемственность в вопросах развития коллективного трудового спора.

Как коллективный трудовой спор, так и его крайняя  форма - забастовка - может возникнуть и развиваться не только в организации, но и в ее филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении.

Если решение  об объявлении забастовки было принято  профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), то даже в том случае, если этот профсоюзный орган был уполномочен работниками на представительство их интересов на стадии примирительных процедур, данное решение все равно должно быть утверждено собранием (конференцией) работников организации.

И для собрания, и для конференции ТК РФ в данном случае устанавливает более высокий кворум - не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). При этом за решение об объявлении забастовки должно проголосовать не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции).

ТК РФ не ограничивает сроком время, необходимое для проведения собрания (конференции). В то же время он обязывает работодателя предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не препятствовать его (ее) проведению.

В отдельных  случаях, когда нет реальной возможности  провести собрание или созвать конференцию, возможен сбор подписей работников в  поддержку решения об объявлении забастовки. При этом снижен и необходимый процент - необходимо собрать подписи более половины работников организации или ее обособленного структурного подразделения.

Уже на первом этапе  коллективного трудового спора, на стадии деятельности примирительной комиссии, возможно объявление часовой  предупредительной забастовки, которая может быть объявлена тем же органом, который уполномочен на представление интересов работников в коллективном трудовом споре. В этом случае необходимо лишь соблюдать сроки, определенные для такого вида забастовки, и условия о ее предупреждении. Кроме того, и в этом случае необходимо обеспечить минимум необходимых работ (услуг) в соответствии со ст. 412 ТК РФ [1].

Забастовка  не может быть начата ранее, чем через десять дней после принятия решения о ее объявлении, о чем работодатель должен быть предупрежден в письменной форме. Он в свою очередь предупреждает о планируемой забастовке Службу.

ТК РФ определяет круг вопросов, которые должны найти отражение в решении об объявлении забастовки.

Забастовка  не является тупиком в коллективном трудовом споре, и его стороны обязаны продолжить его разрешение, продолжая проводить примирительные процедуры.

Кроме того, проведение забастовки не должно парализовывать деятельность организации, серьезно ущемлять права и интересы граждан. В связи  с этим ТК РФ возлагает на работодателя, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязанность по принятию зависящих от них мер по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, соблюдению других условий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей.

Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отраслях экономики определяется Правительством РФ. Так, во исполнение ст. 412 ТК РФ 17 декабря 2002 г. Правительство РФ утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.

В свою очередь, органы исполнительной власти приступили к разработке такого рода перечней. Так, Министерство путей сообщения  РФ своим Приказом от 27 марта 2003 г. утвердило  Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. Разработка этих документов предполагает активное участие профессиональных союзов (на различных уровнях). Так, Перечень МПС согласован с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.

Разработка  минимума необходимых работ (услуг) на уровне организации (филиала, представительства) определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

Если не удается  достичь соглашения по вопросу минимума необходимых работ (услуг) в организации, то он устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Это решение может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

В то же время  факт необеспечения указанного минимума работ (услуг) может стать основанием для признания забастовки незаконной.

Конституция РФ, признавая право на забастовку, также  закрепляет и принцип, в соответствии с которым основные права и  свободы не должны трактоваться как  отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ) [3].

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ ТК РФ [3] перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Статья 413 ТК РФ [1] определяет условия, при которых забастовка является незаконной: нарушение сроков, процедур и требований, предусмотренных законодательством. ТК РФ также определяет:

- уровень судов, которые вправе признавать забастовку незаконной;

- перечень лиц, по заявлению которых судами рассматриваются такие дела;

- порядок доведения решения суда до работников;

- обязанности, возникающие в данном случае у органа, возглавляющего забастовку;

- порядок исполнения решения суда о признании забастовки незаконной.

Решение суда о  признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после  вручения копии такого решения суда органу, возглавляющему забастовку.

ТК РФ предусматривает случаи, когда не начавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и называет органы государственной власти, в чью компетенцию входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).

Законодательство предусматривает наличие определенных гарантий для работников в связи с проведением забастовки.

Если забастовка проводится в соответствии с требованиями, определенными законодательством, то участие в ней работника  не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора.

На время  забастовки за участвующими в ней  работниками сохраняются место  работы и должность. В то же время, поскольку работники не выполняли  в это время свои трудовые функции, то работодатель освобождается от обязанности выплачивать им заработную плату. Это не касается работников, выполнявших работы по обеспечению обязательного минимума работ (услуг).

Работники, которые  лично не участвовали в забастовке, однако были лишены в связи с ее проведением возможности выполнять свою работу, могут подать письменное заявление о начале простоя. В этом случае его оплата производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ для случаев оплаты простоя не по вине работника. На этот период работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу с соблюдением требований о переводах на другую работу.

В коллективном договоре, соглашении или соглашении, достигнутом в ходе разрешения коллективного  трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, по сравнению с установленным в ТК РФ.

ТК РФ дает определение локаута. Локаут - это увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке. В то же время устанавливает однозначный запрет на локаут (ст. 415 ТК РФ) [1]. Работники не могут быть уволены на любой стадии коллективного трудового спора, включая стадию забастовки.

Если же забастовка признана судом незаконной, а работники продолжают бастовать, то в этом случае к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения).

В случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности путем наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ) [4].

В законодательстве установлены и иные формы ответственности  за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры.

В случаях, предусмотренных  ст. 416 ТК РФ [1], представители работодателя могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в ряде случаев они могут быть привлечены к административной ответственности.

Так, уклонение  работодателя или его представителя  от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ) [4].

Невыполнение  работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного  штрафа в размере от 20 до 40 минимальных  размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ) [4].

В случаях, когда  забастовка признана судом незаконной, а работники приступают к ней  или продолжают бастовать, они также  могут быть привлечены к ответственности - на них могут быть наложены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения). Убытки, которые обязан возместить представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, возмещаются за счет его средств в судебном порядке по нормам гражданского законодательства.

Формы протоколов, оформляющих все действия сторон коллективного трудового спора, а также принимаемых ими соглашений и рекомендаций, определяются сторонами спора. При этом целесообразно использовать формы документов, приложенных к Рекомендациям Минтруда России по разным стадиям коллективного трудового спора.

Информация о работе Трудовые споры: понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения