Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать экскурсионный маршрут историко-архитектурной тематики.
Методы исследования: аналитический метод, измерение и описание, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод обследования.

Содержание

Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий
Историко-архитектурные экскурсии: содержание, особенности подготовки и проведения
Дворцы и усадьбы как экскурсионные объекты
Анализ наличия дворцово-усадебных комплексов и их использование в историко-архитектурных экскурсиях
Экскурсионный потенциал дворцово-усадебных комплексов Гомельской области
Анализ предложений туристических предприятий
Разработка историко-архитектурной экскурсии в рамках Гомельской области
Контрольный текст экскурсии на тему «Архитектурное наследие Гомельщины»
Введение
3.1 Усадьба генерал-лейтенанта Гатовского
3.2 Гомельский Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей
3.3 Усадьба Халецких
Заключение…………………………………………………..
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией "Культовые предметы из фондов музея" Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX - нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время.

Как уже отмечалось ранее, в 1834 г., став владельцем Гомельского имения, генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич решил провести реконструкцию дворца в соответствии со своими запросами. Из Варшавы был приглашен талантливый архитектор Адам Идзковский, который произвел существенные изменения в облике дворца. Одним из архитектурных проектов,  стало сооружение слева от центральной части четырехъярусной башни, несущей на себе средневековые черты. Высота башни - 32 м. Она представляет собой вертикальную доминанту, организующую вокруг себя парковое пространство. С одной стороны к башне примыкает ризалит и павильон с верхним светом, с другой - крытая веранда.

В нач. XX в. в башне размещались личные покои князя. Здесь хранились коллекции батальной живописи, декоративно-прикладного искусства, подарки князьям Паскевичам российских императоров, награды, личные вещи владельца.

В настоящее время в башне расположена музейная экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи».  Открыта  она была 3 июля 2003 г.

Размещенные на трех этажах башни  подлинные экспонаты (картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи) позволяют показать историю Гомеля, дворца и парка конца XVIII - начала XX веков, раскрыть роль владельцев Гомельского имения Румянцевых и Паскевичей в создании дворцово-паркового ансамбля и формировании нового облика Гомеля, реконструировать некоторые из интерьеров дворца [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Усадьба Халецких

Деревушка Хальч находится в Ветковском районе на берегу реки Сож. Название «Хальч» имеет балтские корни и переводится как «Большая река».

Усадьба Халецких в деревне Хальч является памятником архитектуры республиканского значения. Строительство усадьбы начал в конце 18 века один из представителей рода Халецких на средства, вырученные от продажи Ветки и полученные как приданное (один из Халецких женился на княжне из рода Радзивиллов).

Строительство усадьбы было завершено к началу 19 века и представляло собой настоящий дворец, построенный в стиле позднего классицизма (рисунок 3). К сожалению, архитектор, построивший это великолепие, неизвестен. Первоначально, в усадебный комплекс входило также два флигеля, конюшни и хозяйственные постройки. До наших дней сохранился лишь главный усадебный дом.

Хальчинский дворец по-своему уникален: среди памятников усадебного зодчества первой половины-середины 19 века нет аналогов данной усадьбе ни на территории Беларуси, ни в Литве или Украине.

Главный усадебный дом был построен двухэтажным. При этом первый этаж был каменным, а второй – деревянным. Возможно, это было сделано с целью экономии, а возможно, первоначально так и было задумано – ведь в здании с деревянными стенами намного легче дышится. Однако внешне заметить эту особенность постройки было невозможно. Оба этажа были тщательно оштукатурены и покрашены в один цвет.

На первом этаже усадьбы располагалась библиотека, столовая, архив и две гостевые спальни. Из холла на второй этаж вела дубовая лестница. В центре второго этажа находился бальный зал, через который можно было попасть на полукруглую открытую террасу, где также можно было танцевать. Кроме бального зала, на втором этаже располагались спальня и салон хозяйки дома, спальня и кабинет хозяина дома, другие жилые комнаты, уборные и гардеробные. Усадьба Халецких была полностью обставлена старинной мебелью, о коллекциях фарфора, картин, ковров и серебра ходили легенды. Кроме этого, ценность представляла усадебная библиотека. К сожалению, интерьеры усадьбы Халецких были практически полностью уничтожены в советское время.

За дворцом было разбито шесть террас с декоративными кустарниками и клумбами, а вокруг дворца располагался прекрасный пейзажный парк, который тянулся вдоль реки Сож почти на два километра. В непосредственной близости к усадебному дому был разбит фруктовый сад, остатки которого сохранились и до наших дней. Сохранилась и липовая аллея, ведущая к дому. В 1887 году усадьбу Халецких в деревне Хальч посетил Наполеон Орда, который сделал зарисовку усадьбы. Она сохранилась до наших дней и по ней мы можем судить о том, насколько великолепной была Хальчинская усадьба.

Однако приезжал Наполеон Орда уже не к Халецким. Дело в том, что в войне 1812 года род Халецких поддержали войска Наполеона и после его поражения под Москвой Халецкие были вынуждены навсегда покинуть Родину. Усадьба Халецких в деревне Хальч была конфискована и продана представителю рода Войнич-Сеножетских.

До 1851 года усадьбой владел польский шляхтич Платон Войнич, после 1851 года – Александр Сеножетский. Именно он во время восстания Кастуся Калиновского прятал в своей усадьбе повстанцев. Последним владельцем усадьбы являлся Зигмунд Войнич-Сеножетский, прославивший Хальчинскую усадьбу блестящими балами и охотами.

В советские времена усадьба Халецких в деревне Хальч стала приютом для беспризорников. Позднее в ней располагалась тюрьма НКВД, где содержались «враги народа». Ещё позже бывшая усадьба стала тюрьмой для женщин с детьми. Позднее тюрьма была расформирована и бывший Хальчинский дворец сначала стал клубом, а потом и конторой местного колхоза.

Сегодня усадьба Халецких в деревне Хальч находится на балансе Гомельского дворцового комплекса. Однако здание находится в плачевном состоянии – ведь последняя реставрация проходила в далеких 1972-1973 годах. К счастью, в 2012 году началась его реконструкция. По её окончанию на первом этаже будет располагаться музей, а вот что будет на втором этаже – местные власти пока держат в секрете.

Усадьба Халецких в деревне Хальч является частью туристического маршрута «Малое золотое кольцо Гомельщины» и входит в некоторые обзорные экскурсии по Гомельской области и познавательные туры по Беларуси [22].

18 апреля 2014 года в деревне  Хальч Ветковского района прошла  акция, целью которой было привлечение  инвесторов к усадьбе Войнич-Сеножетских. Одним из способов привлечь  внимание к реставрации здания  был художественный пленер, в  котором приняли участие студенты  художественного колледжа под  руководством Дмитрия Евсеенко [23].

Подводя итог вышесказанному, можно полагать, что реставрация усадьбы в д. Хальч и превращение целого комлекса в культурно-туристический центр положило бы начало популяризации данного объекта. Также активное включение его во внутрирегиональные и международные туристические маршруты способствовало бы развитию инфраструктуры этого и близлежащих населенных пунктов Ветковского района.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении своей истории человек создал высокоразвитую и оригинальную архитектуру. Ее лучшие памятники отражают особенности и наиглавнейшие архитектурно-художественные течения. Достижения каждой эпохи, свидетельствуют о практической мудрости и художественном мастерстве архитекторов.

Таким образом, во время экскурсии «Архитектурное наследие Гомельщины» была поставлена цель – познакомиться более подробно с памятными местами города и области, с усадьбами, являющимися памятниками истории и архитектуры, узнать много интересных фактов из жизни владельцев усадеб и их великих делах во благо своего государства и города в частности.

Несомненно, очень трудно не оценить тот огромный вклад, который внесли в развитие культуры и истории выдающиеся личности, прославившие своими именами уникальный город-памятник над Сожем – Гомель и Гомельскую область в целом.

В заключение хотелось бы сказать, что памятники архитектуры являются бесценными и поучительными документами нашей многовековой истории, нашим национальным достоянием, владеть которым не только почетное и радостное право, но и большая ответственность. Сохранить, сберечь их для наших потомков – обязанность каждого гражданина и всего белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были проведены исследования, на основе которых можно сделать следующие выводы:

1. Историко-архитектурные экскурсии занимают важное место в жизни человека. Такие экскурсии оставляют в душах людей неизгладимое впечатление. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, те или иные предметы, люди.

2. Их цель – научить человека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, развить кругозор людей и открыть новые, неизведанные, интересные факты, которые способствуют развитию человека как личности и просто интересного собеседника.

В Республике Беларусь большое количество объектов, интересных с точки зрения познавательного и экскурсионного туризма и немаловажное значение здесь отводится дворцово-усадебным комплексам.

При выполнении данной курсовой работы была поставлена цель – разработать экскурсионный маршрут историко-архитектурной тематики.

В ходе работы были рассмотрены теоретические основы историко-архитектурных экскурсий, выявлены этапы подготовки и методика проведения таких мероприятий. В качестве практической работы был разработан контрольный текст экскурсии, а также вся техническая документация по маршруту.

Работа имеет традиционную структуру и состоит из трех глав.

В первой главе были раскрыты теоретические основы темы «Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах».

Представляется краткий общий обзор достопримечательностей культурно-исторического наследия, сделанный на основе изучения теоретических источников.

В главе второй более подробно рассмотрен экскурсионный  потенциал дворцов и усадеб Гомельской области и сделан анализ предложений турпредприятий по исследуемой тематике.

Глава третья носит практический характер. На основе теоретических данных и всестороннего изучения комплексов Гомельской области был разработан экскурсионный маршрут «Архитектурное наследие Гомельщины».

Усадебные и  дворцовые ансамбли всегда были достойным украшением белорусской земли. Но история безжалостно распорядилась этим наследством и сейчас многие усадьбы находятся в поиске инвестора, который заинтересовался бы данным архитектурным комплексом и готов был  вложить финансовые средства в реставрационные работы.

  Более того, только дух уважения к прошлому может переломить гнетущее состояние печального безразличия. Ведь усадьбы и дворцы – это свидетельства богатства нашего края, которое можно и следовало бы возродить, чтобы чувства гордости и любви к прекрасному торжествовали там, где они когда-то появились, овеществленные в зданиях, парках, хозяйственных комплексах.

Безусловно, прошлое вернуть невозможно, но, думая о настоящем, культурный человек всегда должен помнить, что в конечном итоге от всех начинаний и дел потомкам останется не больше, чем сам он сумеет унаследовать от прошлого. Ведь наша главная цель – не предать забвению былую культуру и возродить утраченное богатство нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Савина, Н. В. Экскурсоведение : учеб.  пособие / Н. В. Савина. – Минск : БГЭУ, 2009. – 255 с.   
  2. Савина, Н. В. Экскурсоведение : учеб.  пособие / Н. В. Савина, З. М. Горбылева. –Минск: БГЭУ, 2004. – 335 с.   
  3. Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. – Минск : изд-во «Университетское», 1988. – 160 с.     
  4. Федорук А.Т.  Старинные  усадьбы  минского края - Минск, 1977 
  5. Федорук А.Т.  Старинные усадьбы Берестейшины/ А.Т.Федорук;

 Минск.: БелЭн, 2004г. – 576с

  1. Федорук А. Т. Садово-парковое искусство Белоруссии . – Минск.: Ураджай, 1989. – 247 с. 
  2. Якимович Ю. А. Зодчество Белоруссии XVI – середины XVII в.: справочное пособие. – Минскн.: Навука i тэхнiка, 1991. – 368 с.
  3. Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии, издание второе, переработанное и дополненное. Минск,  Вышэйшая школа,  1977.– 312 с.
  4. Кулагин А. Н.  Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Белоруссии: вторая половина XVIII - начало XIX в.- Минск.: Наука и техника, 1981. – 134 c.    
  5. "Наследие гомельской земли" [Электронный ресурс] //  Информационный портал. - Режим доступа: http://www.gomeltour.com/Servisy/Ekskursii/Nasledie_gomelskoi_zemli.html. - Дата доступа: 30.04.2014.

11. Историко-культурный потенциал  региона [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://gomeloblkultura.by/index.php?do=static&page=nasledie. – Дата доступа: 30.04.2014.

Информация о работе Дворцово-усадебные ансамбли как экскурсионный потенциал историко-архитектурных экскурсий