Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка и анализ инновационных процессов в области туризма, подробное рассмотрение нововведений в организациях.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- проанализировать управление инновационными процессами посредством их качественного и количественного изменения в результате деятельность компании;
- рассмотреть применение нововведений на примере конкретной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы инновационных процессов в туризме………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие «инновации», «инновационные процессы», цели, задачи и их функции………………………………………………………………………..5
1.2. Инновационные процессы в туризме………………………………………………………………………...13
Глава 2. Анализ инновационных процессов в сфере туризма на примере туроператора «Библио-Глобус»……………………………………………...14
2.1. Характеристика туроператора «Библио-Глобус»……………………...14
2.2. Инновационные процессы в «Библио-Глобус».......................................23
Заключение………………………………………………...…………………..27
Список литература…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по Туризм-менеджмент.Муратшина.docx

— 169.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

 

Кафедра Прикладного и международного менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Туризм-менеджмент»

на тему: «Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций в сфере туризма»

 

 

 

 

Выполнила: группы ДМТ-302 Муратшина А.Т.

Проверила: К.Э.Н., доцент Романова М.М.

 

 

 

 

Москва,2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы инновационных процессов в туризме………………………………………………………………………...5

1.1. Понятие «инновации», «инновационные процессы», цели, задачи  и их функции………………………………………………………………………..5

1.2. Инновационные  процессы в туризме………………………………………………………………………...13

Глава 2. Анализ инновационных процессов в сфере туризма на примере туроператора «Библио-Глобус»……………………………………………...14

2.1. Характеристика  туроператора «Библио-Глобус»……………………...14

2.2. Инновационные  процессы в «Библио-Глобус».......................................23

Заключение………………………………………………...…………………..27

Список литература…………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире наблюдается значительная и увеличивающаяся роль науки в инновационном процессе, растущая сложность НИОКР делает инновационный процесс объектом долгосрочного планирования. Значение инновационных процессов играет огромную роль во всех секторах экономики страны, включая социально-культурный сервис и туризм.

В настоящее время туризм является глобальным социально-экономическим явлением, функционирующее в условиях порой весьма жесткой конкуренции. Данная отрасль в большой степени подвержена каким-либо изменением как внутри предприятия, так и в стране в целом. Инновационные процессы применимые в сфере туризма зачастую являются основным определяющим конкурентоспособным  фактором.

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего, потому, что появление инновационного менеджмента продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение-инновация.

Объектом данной работы является инновационные процессы осуществляемые в современных организациях.

Предметом - способы управления инновационными процессами.

  Целью данной работы является оценка и анализ инновационных процессов в области туризма, подробное рассмотрение нововведений в организациях.

 Исходя из  поставленной цели, можно выделить  следующие задачи:

- Проанализировать  управление инновационными процессами  посредством их качественного  и количественного изменения  в результате деятельность компании.

- Рассмотреть применение  нововведений на примере конкретной  организации.

При проведении исследования инновационных процессов как инструмента реализации инноваций  в управленческой сфере применялся следующий метод:

- метод анализа, основанный на изучении инновационного  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы инновационных процессов в туризме

    1. Понятие «инновации», «инновационные процессы», задачи, цели и их функции

Инновация - это результат научно-технической деятельности, который характеризуется как объект интеллектуальной собственности, реализованный в сфере услуг и востребованный потребителем.

Основные свойства инновации:

  • Научно-техническая, технологическая или управленческая новизна;
  • Практическая применимость (возможность реализации);
  • Соответствие рыночному спросу;
  • Прибыльность.

Функции инноваций:

  • Преобразующая функция, суть заключается в том, что инновация позволяет соединить теорию с практикой;
  • Стимулирующая функция, инновация дает толчок к развитию человеческого капитала и науки в стране через материальную заинтересованность всех участников процесса;
  • Воспроизводственная функция состоит в том, что инновация служит источником экономического роста и изменяет структуру ВВП страны в пользу его большей наукоемкости;
  • Социальная функция подтверждает неразрывность двухсторонней связи экономических процессов и факторов общественной жизни. Инновации способствуют насыщению рынка качественными товарами и услугами, что немаловажно. Необходимым условием  признания успеха инновационного решения в настоящее время считается его экологическая чистота.

Признаки:

  • По технологическим параметрам объектов инновационных изменений;
  • Научно-технической значимости;
  • Причине возникновения;
  • Частоте применения;
  • Сфере конкретного воплощения;
  • По масштабу новизны.

 

По критерию технологических параметров объекта инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации.

Продуктовые инновации включают:

- Получение совершенно  новых товаров и услуг (как  потребительских, так и производственных);

- Использование  новых материалов, полуфабрикатов.

Процессные инновации предполагают применение новых технологий, методов организации хозяйственной деятельности, разного рода управленческих нововведений.

По критерию научно-технической значимости инновации делят на базисные и улучшающие:

- Базисные инновации  представляют собой результаты  крупных научно –технических  разработок. Иными словами, данные  инновации лежат в основе принципиально  новых продуктов и технологий  нового поколения, не имеющих  аналогов(сотовая связь, интернет, выход  в космос);

- Улучшающие инновации  предполагают собой результаты  средних и мелких научно-технических  разработок, которые лежат в основе  значительных изменений уже существующих  продуктов, технологий. Примерами улучшающих инноваций являются аппараты телефонной связи, оснащенные дополнительными функциями (фото-, видеокамера).

Также следует отметить такой вид инновации как псевдоинновации, суть данного вида заключается в том, что характеристика товара либо услуги изменяется незначительно (цвет, отделка и т.п.), не затрагивающие его конструктивные особенности и  не добавляющие принципиально новых потребительских  свойств.

По критерию причины возникновения выделяют реактивные и стратегические инновации.

- Реактивные инновации  представляют собой ответную  реакцию на нововведение, примененное  конкурентами. Цель: ни в коем  случае не сдавать свои позиции  на рынке, а также недопущение  снижения конкурентоспособности  собственной продукции.

- Стратегические  инновации носят предупреждающий  характер. Они являются результатом  научно-технического прорыва и  нацелены на длительное единоличное  лидерство в отрасли.

По критерию частоты применения: разовые и диффузные.

- Разовые инновации  не имеют возможность распространения  вне рамок предприятия или  компании-новатора;

- Диффузные инновации  возникают в ходе применения  нововведения компаниями-имитаторами, процесс распространения нововведения  во времени и пространстве.

По критерию места инновации в микроэкономической системе в технологическом процессе на предприятие выделяют инновации на входе, на выходе и внутренние инновации.

- Инновации на  входе затрагивают ресурсное  обеспечение профильной деятельности  предприятие;

- Инновации на  выходе, описание характеристик  выпускаемой продукции;

- Инновации внутренние  модернизируют технологические  и управленческие процессы в  рамках данного предприятия.

По критерию сферы конкретного воплощения существуют материально-технические, технологические, управленческие, сервисные, социальные инновации.

Огромную роль играют социальные инновации, т.к по сравнению с материально-техническими отличают:

- более тесную  связь с конкретными общественными  отношениями, деловой культурой. Это  нельзя упускать из виду, так  как одни и те же новшества  могут по-разному проявить себя  даже в различных регионах  одной страны;

- большая сфера  применения и зачастую внедрение  технических новшеств сопровождается  социальными;

По критерию масштаба новизны:

  • Глобальные инновации предполагают собой совершенно новые виды продукции, технологий не имеющие аналогов в мировой практике;
  • Отраслевые инновации, нововведения ранее не применявшиеся на предприятие данной отрасли;
  • Региональные инновации предполагают применение нововведения, зарекомендовавшего себя за границей, за пределами данной страны;
  • Локальные инновации, использование отдельным предприятием опыт другого предприятия.

 

Классификация инноваций позволяет предприятию правильно и наиболее эффективно определить инновационную стратегию  механизм управления инновационной деятельностью. Инновация как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновационный процесс-это процесс преобразования научного знания в нововведение, который можно представить как последовательную цепь событий: «наука-техника-производство».

Прежде чем перейти к характеристике  инновационного процесса, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми:

Инвенция-инициатива, идея, замысел;

Новация - проработанная идея (инвенция), воплощенный в некий опытный образец;

Инициация инновации – экспериментальная  деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия инновации – процесс распространения инноваций за счет фирм-последователей;

Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство.

 

 

 

 

 

 

Идея                              Технические проекты новых изделий

Замысел                         Бизнес-планы

Открытие                      Опытные изделия


 



                                                   Обратная связь


 

                                                


                                              Место инновации 

                                              Значение инновации


                                             Свойства инновации

 

Рис.1 Цикл инновационного процесса

 

Различают три логические формы инновационного процесса:

  1. Простой внутриорганизационный или натуральный (создание и использование новшества внутри одной и той же организации);
  2. Простой межорганизационный или товарный (новшество выступает как предмет купли-продажи);
  3. Расширенный ( процесс проявляется в создании  новых производителей нововведения, в нарушении  монополии производителя, что способствует развитию конкуренции в отрасли).

 

Инновационный процесс можно графически изобразить в виде кривой жизненного цикла, которая отражает не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов - кривая прибыльности (рис.2).

 

Основой инновационного процесса является стадия «наука». Она включает фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ), научно-технические разработки (НТР).

Фундаментальные исследования делятся на фундаментальные теоретические исследования  (ФТИ) и фундаментальные поисковые исследования (ФПИ).

Информация о работе Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций в сфере туризма