Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:53, контрольная работа
1. Чему способствовали путешествия в древности?
2. Какие элементы современного туризма ведут начало с древней Греции и Рима?
3. Почему Геродота называют первым греческим туристом?
...
36. Как развивались курорты Кавказа и Крыма до 1917 года?
В этот период умами мореплавателей северных европейских стран владела идея открытия прямого морского пути в Тропическую Азию из Северной Европы. Предполагалось, что такой путь должен существовать где-то на востоке —Северо-Восточный проход, или на западе — Северо-Западный проход. Попытки найти новый путь в Азию обусловили интенсивное изучение Северной Атлантики и Арктики. В поисках Северо-Восточного прохода ведущую роль играли английские и голландские моряки. Голландский мореплаватель Виллем Баренц в 1594 прошел западным берегом Новой Земли до северной ее оконечности, а в 1596 достиг Шпицбергена. В ходе этих плаваний проявилось малая перспективность Северного морского пути, но был установлен прямой торговый путь из Северо-Западной Европы в Россию через Архангельск.
В 1576-1631 английские мореплаватели М. Фробишер, Дж. Дейвис, Г. Гудзон, У. Баффин предпринимали энергичные поиски Северо-Западного прохода. Джон Дейвис в 1583-1587 провел три плавания в водах Северной Атлантики, открыл пролив между Гренландией и Америкой (Девисов пролив), исследовал побережье полуострова Лабрадор. Генри Гудзон в 1607-1611 совершил четыре экспедиции в Северную Америку. Спустя сто лет после Себастьяна Кабота он вновь прошел проливом между Лабрадором и Баффиновой землей в обширный залив в глубине Северной Америки. Позднее и пролив и залив были названы именем Гудзона. Его именем названа и река на востоке Северной Америки, в устье которой позднее возник город Нью-Йорк. Судьба Гудзона завершилась трагично, весной 1611 взбунтовавшийся экипаж его корабля высадил его вместе с сыном-подростком в шлюпке посреди океана, где они пропали без вести. Уильям Баффин плавал в Арктических водах в 1612-1616: совершал экспедиции к берегам Шпицбергена, исследовал Гудзонов залив и море, впоследствии названное его именем, открыл ряд островов в Канадском Арктическом архипелаге, продвигаясь вдоль западного берега Гренландии, достиг 78° северной широты.
Великие географические открытия имели всемирно-историческое значение. Были установлены контуры обитаемых материков, исследована большая часть земной поверхности, было получено представление о форме Земли как огромном шаре и о его размерах. Великие географические открытия дали толчок к развитию не только самой географии, но многих других областей естествознания, предоставив новый обширный материал для ботаники, зоологии, этнографии.
Путешествия в Древнем мире
Путешествия с целью ознакомления
с культурой и природой других
стран существовали еще в древнем
мире. Если в первобытном обществе
человек имел лишь некоторые географические
представления о территориях, то
в период рабовладения уже существовала
определенная систематизация географических
открытий. Наиболее рискованные и
технически оснащенные путешествия
в античные времена совершались
финикийцами. На больших, прочных торговых
кораблях они прокладывали пути в
неведомые земли.В Римской
Путешествия в первых веках нашей эры и в период средневековья
Территориальная возможность
путешествий в первых веках нашей
эры значительно расширилась
благодаря завоеваниям и
Развитие мирового туризма в XVIII-XIX вв.
К концу XVIII в. благодаря смелым экспедициям путешественников многих стран были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных сословий с целью получения образования. В XVIII - начале XIX в. среди молодых людей европейских стран получили распространение «гран-туры» по крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения определенного престижа.С течением времени получают все большее распространение путешествия с познавательной целью для осмотра произведений искусства. К середине XIX в. контингент туристов расширился за счет интеллигенции и студентов, располагавших определенным достатком.Вторая половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными.Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись: образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода. Формируются международные туристские центры: Франция, Италии, Швейцария, морские курорты.
Начало современного туризма
датируется 1841 годом. Д наших дней
дошло описание первой туристической
поездки 570 членов общества трезвости
из Лейстера в Лафоборо, организованной
Куком.
В 1854 году в Англии издается первый справочник
по гостиницам, адресованный путешественникам
и туристам. В нем было указано около 8
тысяч гостиниц.
С 1856 года Кук начинает организовывать
туристические путешествия в другие европейские
государства.
В 50 - 70-х годах XIX века англичане составили большую
часть иностранных туристов, которые посещали
Европу. Для этого периода характерно
появление в европейских странах гостиниц
с названием «Англетер»,
«Британик», «Лондон», «Виндзор» и т.д., а в лексиконе появляются английские слова «экспресс», «лайнер», «комфорт» и т.д. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине XIX веке сыграло увеличение протяженности железных дорог. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Несколько позже туристические фирмы и агентства начинают появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристическая компания Л. Липсона.
Морской транспорт тоже совершенствовался. Учитывалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитанния», «Мавритания», в 1912 году «Титаник», в 1914 году «Император» и «Фатерланд», которые пересекали океан практически за неделю.
Туризм как массовое социальное
явление стал складываться лишь после
Второй мировой войны, хотя корни
туризма уходят в глубокое прошлое.
В истории развития туризма различают
четыре этапа.
Первый этап –
от древности до начала XIX века.
Первый этап развития туризма
называют предысторией туризма. Начало
этого этапа относится к
Второй этап –
от начала XIX века до начала XX века.
Второй этап развития туризма
называют элитарным туризмом. Именно
на этом этапе начинают создаваться
первые специализированные предприятия
по производству туристских услуг. Важнейшую
роль на этом этапе развития туризма
сыграли революционные
Третий этап –
от начала XX века до Второй мировой войны.
Третий этап ознаменовал
собой начало становления социального
туризма. Первая мировая война, экономическая
депрессия 30-х годов и Вторая мировая
война оказали негативное влияние
на развитие туризма. Вместе с тем, именно в
этот период появляются элементы массового
туризма, который достиг своего расцвета
в послевоенные десятилетия.
Четвертый этап
– после Второй мировой войны до наших
дней.
Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Важнейшую роль в развитии туризма
сыграли революционные
Научно-технический прогресс и
социальная борьба трудящихся, а также
растущее благосостояние общества обусловили
постепенное уменьшение рабочего времени
в пользу свободного : введение гарантированных
неоплачиваемых, а впоследствии и
оплачиваемых отпусков.
Повышение качества и надежности транспортных
перевозок в совокупности с их удешевлением,
а так же постепенное сокращение рабочего
времени обусловили существенное увеличение
потоков путешествующих. Соответственно
возникли первые предприятия, специализировавшиеся
на обслуживании временных посетителей.
Во второй половине XIX века индустрии
отдыха расширяет сферу своего производства:
к предприятиям гостиничного хозяйства
добавляются первые бюро путешествий,
в задачу которых входило организация
туристических поездок и
Интересно, что Т.Кук преследовал
при этом скорее социальные, чем
коммерческие цели. В Германии первое
бюро путешествий - "Райзебюро Штанген"
- было основано в Бреслау в 1863г. Фирма
имела тесные контакты с пароходными
компаниями и в начале ХХ века активно
рекламировала и продавала
Резюме: в начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.
Инновационные процессы в науке, порождающие значительные изменения в технике и технологиях, всегда оказывают серьезное влияние на поведение человека, его потребности и стиль жизни. Рассматривая туризм как социальное явление, следует отметить, что новшества в его организации, расширение числа участников путешествий в значительной мере зависят не только от научных и технических достижений, но и от социальных потребностей общества. По этой причине туризм воспринимается как деятельность, связанная с отдыхом и потреблением рекреационных услуг, восстановлением жизненных сил человека, потраченных на производстве, и компенсацией однообразия жизни в городских условиях.
Как уже отмечалось, туризм стал активно развиваться после появления железных дорог в Англии. Затем появились пароходы, которые стимулировали развитие речных и морских путешествий. Технический прогресс влиял на модернизацию и расширение сферы услуг. С возникновением и развитием автомобильной промышленности начал культивироваться автотуризм. В начале XX в. для перевозки людей стали использоваться самолеты. Авиация дала возможность туристам экономить время на перемещение из одного места в другое и посещать отдаленные районы нашей планеты.
Томас Кук, в отличие от своего знаменитого соотечественника-однофамильца, никаких географических открытий не совершал. Он совершил простое человеческое открытие – придумал туризм и все, что с ним связано: маршрут, билеты, бронирование гостиниц, путеводители, дорожные чеки.
Он сделал путешествие доступным, комфортным, безопасным, а сам туристический бизнес прибыльным.
Деятельность Т. Кука имела решающее значение для становления современной индустрии туризма как самостоятельной отрасли экономики. По определению, отрасль экономики представляет собой «совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги и удовлетворяющих однородные потребности людей». Важнейший признак отрасли — наличие особого, характерного для нее продукта. Для индустрии туризма таким продуктом стал пэкидж-тур, созданный и реализованный Т. Куком: он скомплектовал и предложил потребителю набор туристских услуг по транспортировке, размещению, питанию, развлечениям, сопровождению и др. в пакете по единой цене. В этом состояла его главная заслуга. Появление пэкидж-туров означало коренной перелом в сфере путешествий.