Конный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 05:15, курсовая работа

Краткое описание

Конный туризм – это путешествия на лошадях верхом или в экипаже. Конный туризм (особенно, поездки верхом) оказывает оздоравливающее воздействие на человеческий организм, так как обеспечивает активную нагрузку на все мускулы скелета (при езде шагом мышцы всадника работают так же, как у пешехода при ходьбе со скоростью 4,5 км/ч). Во время конных путешествий наездник может двигаться пешком, что позволяет дозировать нагрузки на организм в достаточно широких пределах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОННОГО ТУРИЗМА
1.1. История появления конного туризма……………………………….5
1.2. Техника безопасности в конном туризме. …………………………11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОННОГО ТУРИЗМА
2.1. Особенности организации конного туризма в России………........19
2.2. Особенности организации конного туризма в Байкальском регионе……………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

конный туризм.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

КЛМН - сокращенное  название комплекта для еды: кружка, ложка, миска, нож. Все эти предметы выдаются туристским учреждением. Однако лучше все - таки иметь свою посуду. Во - первых, она вам понадобится не только в походе, но и на остальной части маршрута, во - вторых, кружку лучше иметь не алюминиевую (их чаще всего выдают на турбазах, и они обжигают губы), а пластмассовую.

Предложенный  перечень не исчерпывает, конечно, всего необходимого в путешествии, особенно мелочей: купальных принадлежностей, фотопринадлежностей, блокнота, карандаша, почтовой открытки, путеводителя, личного набора для мелкого ремонта одежды, крема для обуви. Особое внимание следует обратить на средства, предупреждающие солнечные ожоги и отпугивающие кровососущих насекомых.

В зимних путешествиях на лошадях туристы должны одеваться  тепло: им необходимы шапка - ушанка, полушубок, рукавицы меховые, утепленные брюки и валенки.

Как видите, экипировка участников конных путешествий мало чем отличается от той, которая используется в пешеходных походах. Но одно непременное условие надо соблюсти - она должна быть удобной для верховой езды. При этом не следует забывать и крылатой фразы: "Нет плохой погоды, есть плохая одежда".

Снаряжение  верховой лошади. Подготовка к путешествию начинается с изучения используемого в походе конского снаряжения. В него входит оголовье, седло, переметные сумы, два (передний и задний) вьюка и предметы ухода за лошадью.

На турбазах конское снаряжение обязательно должно быть закреплено за лошадьми. На оголовье и седло прикрепляются номер или кличка лошади. Обезличка снаряжения - одна из причин травмирования лошадей.

Получив снаряжение, прежде всего, проверьте его комплектность  и исправность. На снаряжении не должно быть никаких узлов. При обнаружении неисправности обратитесь к инструктору.

Оголовье (уздечка). Состоит из суголовного ремня, налобного ремня, щечных ремней, переносного ремня, подбородного ремня, соединительного ремня, чумбура, трензельного железа (удил) и поводьев.

При подгонке оголовья на голову лошади должны соблюдаться  следующие правила:

- суголовные  ремни должны лежать на затылке  лошади за ушами, не касаясь  их, а щечные ремни - вдоль скул, идя прямо к углам рта; 

- налобный ремень должен лежать на лбу под самыми ушами и под челкой;

- переносный  ремень нужно застегивать настолько  свободно, чтобы под ним проходили  два пальца, положенных один на  другой, - во избежание перераспределения действия удил с языка, губ и беззубого края челюсти на переносье, пряжка должна быть ближе к щечному ремню с левой стороны;

- подбородный  ремень подгоняется так, чтобы  под подбородком проходил кулак, - такое положение не будет  затруднять лошади дыхание в  положении "сбора";

- удила должны лежать во рту лошади на беззубом крае, касаясь углов рта и не образуя на них складок. Удила, пригнанные выше, будут давить на углы рта и касаться зубов лошади, отчего она может приобрести дурную привычку упираться в удила зубами - "закусывать удила" и выходить из подчинения всадника. Удила, пригнанные ниже, будут болтаться во рту лошади. Это также нежелательно, так как лошадь может перекидывать удила под язык, что непременно приводит к неуправляемости;

- чумбур пристегивается  за соединительное кольцо переносного и подбородного ремней так, чтобы пряжка была с левой стороны;

- свободный  конец его приторачивается на  левой стороне седла за передний  вьючный ремень.

Седла. В настоящее время для конного туризма применяются в основном седла двух типов: седло верховое кавалерийского образца и седло верховое казачьего типа.

Седло кавалерийского образца включает ленчик, имеющий  переднюю и заднюю луки, левую и правую полки, живец и подушки, подкладки под полки ленчика, сиденье, крылья, подпруги, путлища со стременами, подперсье (нагрудник), потник с потниковой крышей, переметные сумы, вьючные ремни.

Седло верховое казачьего типа включает твердое  основание - арчак, тебеньки (крылья), подушку, подперсье, паквы (подхвостье), путлища со стременами, приструги, подпруги, трок седельный, подкладки подлавки полок, потник, подкидку, переметные сумы и вьючные ремни.

В седле казачьего  типа проемы для путлищ несколько  смещены назад, поэтому по способу  посадки и езды на нем оно резко  отличается от седла кавалерийского образца. Всадник во время езды рысью  на седле кавалерийского образца гасит толчки своего тела - облегчается, опускаясь в седло и приподнимаясь на стременах в такт движения лошади через темп. При езде рысью в седле казачьего типа всадник стоит на стременах с поданным вперед корпусом, толчки его тела передаются на спину лошади в каждом из темпов движения. Седло казачьего типа имеет более короткие полки, а отсюда и меньшая площадь соприкосновения со спиной лошади и высокая степень ее травмирования, особенно при езде с тяжелыми переметными сумами.

В седле кавалерийского образца тяжесть всадника распределяется на спину лошади более равномерно и на большей площади. Оно к тому же имеет большее пространство между холкой и передней лукой, а поэтому исключает возможность травмирования высокой холки. Таким образом, седло кавалерийского образца более пригодно для конного туризма, оно меньше травмирует спину и холку лошади. Однако для всадника седло казачьего типа может быть более удобным (мягким) в эксплуатации.

На некоторых  турбазах используются различные национальные седла. Они, как правило, очень удобны для всадника, но часто имеют тот же недостаток, что и седло казачьего образца, - травмируют лошадей.

При обучении верховой езде и в поездках на короткие расстояния можно использовать спортивные седла, очень легкие и удобные для всадника. Они оборудованы разъемным механизмом для отделения путлища со стременем в экстренных случаях. Для дальних поездок и, естественно, для многодневных походов эти седла совершенно непригодны, так как у них малая площадь соприкосновения со спиной лошади, небольшое пространство между холкой и седлом, нет приспособлений для фиксации переметных Сум и вьюков.

 

 

2.2. Особенности  организации конного туризма  в Байкальском регионе.

 

Табунное коневодство  развито в Закаменском, Еравнинском, Баунтовском, Баргузинском и Окинском районах. Для конных путешествий местные проводники используют монгольских лошадей, низкорослых, но очень выносливых. Наиболее популярный район – Тункинские Гольцы. Конные маршруты проходят по старым вьючным тропам через перевал Шумакский и далее в долину р. Шумак и на Шумакские источники.

Большинство конных маршрутов  в Бакальском регионе проходит по лесным и горным тропам, оврагам, по берегам рек и озер.

Движение на подъемах. Подъемы бывают пологими и крутыми, короткими и затяжными. На всех подъемах желательно двигаться шагом. Короткие подъемы иногда преодолеваются скачками, на галопе, если лошадь сама избрала этот аллюр.

На подъемах центр тяжести лошади смещается  назад, и для сохранения равновесия ей необходимо вытянуть шею и опустить голову. Всадник соответственно должен переместить свой центр тяжести вперед и управлением не помешать лошади уравновеситься. С этой целью необходимо усилить упор в стремя и подать корпус вперед, приподняв седалище от седла, отдать лошади повод настолько, насколько она попросит его вытягиванием шеи. Контакт со ртом лошади при этом должен сохраниться такой же, как и при езде по ровной местности.

Ни в коем случае нельзя использовать повод в  качестве дополнительной точки опоры. Этим можно настолько помешать лошади уравновеситься, что она может перевернуться через спину на крутом подъеме. Мера изменения посадки и отдачи повода будет определяться крутизной подъема. Чем круче подъем, тем энергичнее двигается лошадь.

На всех подъемах, кроме очень пологих, полезно, а  на крутых совершенно необходимо правой рукой взять прядь гривы в области верхней трети шеи, напрячь мускулатуру руки: эти действия сместят центр тяжести всадника.

Упор в стремя самый сильный, колени предельно  сжимают седло. Управление - одной  левой рукой и шенкелями. На подъемах, кроме перевалов и конных троп, нужно двигаться только прямо. В противоположном случае на боковом склоне ноги лошади могут соскользнуть, и она упадет на бок.

Движение на спусках. Спуски, так же как и подъемы, бывают пологими и крутыми, короткими и затяжными. На спусках можно двигаться только шагом. Движение на пологих спусках рысью или галопом может "разбить" лошадь, повлечь заболевание плечевой мускулатуры и выход лошади из строя. На крутых спусках иной аллюр просто невозможен.

На спусках  центр тяжести лошади перемещается вперед, и для сохранения равновесия она перемещает точки опоры - конечности - тоже вперед: передние - далеко за линию центра тяжести, а задние приближает к ней, сгибая их в скакательных суставах и опуская круп.

Такое положение  конечностей возможно только при вытянутой шее и опущенной голове. Значит, всадник не должен помешать лошади вытянуть шею и опустить голову, он должен не набрать, а отдать повод.

Что касается положения  корпуса то, казалось бы, нужно откинуть его и сместить центр тяжести  назад, облегчив поддержание равновесия лошади. Действительность не подтверждает этого - лошади в таком положении опрокидываются на спину. Это станет понятным, если учесть, что центр тяжести лошади и центр тяжести всадника значительно удалены, лошадь пытается сохранить центр тяжести, а всадник меньшей массой, но значительным плечом рычага станет ее опрокидывать. Учитывая, что задние точки опоры лошади находятся впереди центра тяжести всадника, сцепление копыт с наклонной плоскостью мало, задние ноги скользят, попытка опрокинуть лошадь может удаться.

Таким образом, на спусках всадник должен не мешать лошади и постараться приблизить свой центр тяжести к центру тяжести лошади. Это становится возможным, если корпус несколько сместить назад и, не изменяя положения колена, одновременно наклонить его как можно ближе к шее лошади. Но в этом положении всадник, что совершенно естественно, испытывает неприятные ощущения. Поэтому вполне достаточно, если его корпус будет перпендикулярен корпусу лошади, как на шагу, или только слегка наклонен, как на тихом галопе.

Правильная  посадка на спусках: усилить упор в стремя и колено, стремя переместить несколько вперед. Корпус всадника остается в том же положении, как и при езде шагом, независимо от крутизны спуска, повод отдан, сохраняется мягкий контакт со ртом лошади. Управление только поводом, так как шенкель отошел от бока лошади.

Крутые спуски не включаются в маршрут путешествия, а служат только подготовительным упражнением на случай, если лошадь, например, сойдет с конной тропы.

Движение на спусках во время тренировочных  занятий должно быть только по прямой линии. Если спускаться наискось или  серпантином, то где - то сцепления копыт  лошади с поверхностью земли может  оказаться недостаточно, она начнет скользить и опрокинется набок.

Вы скажете: а как же быть на перевалах, где  горные тропы прокладываются, как правило, серпантином? Здесь нет противоречия. Горные тропы, прокладываемые серпантином, вписываются в местность так, что не имеют бокового уклона, лошадь двигается по поднимающейся вверх горизонтальной ленте пути, как по винтовой лестнице.

Преодоление водных преград. Водные преграды преодолеваются только шагом строго по следу головного всадника. В данном случае дистанция сокращается до одного корпуса лошади. Преодоление водных преград не вызывает у туристов каких - либо затруднений и осложнений. Однако этот вид движения требует от всадников высокой собранности и самодисциплины. Дело в том, что лошади, разгоряченные ездой, с большим удовольствием идут в воду и неохотно из нее выходят. Поэтому нужно провести лошадь через воду без остановки, не позволяя ей опускать голову, пить и бить ногой по воде. Последнее действие лошади означает, что она собирается лечь.

Посадка при  преодолении водных преград обычная, характерная для движения на шагу, управление обычное, посыл более энергичный, упреждающий остановку. Всадники, переправившиеся на противоположный берег, делают остановку на некотором расстоянии от переправы, чтобы не мешать еще не переправившимся, и располагаются в шеренгу по одному, ожидая окончания переправы.

Езда в лесной местности. Лошадь, идущая по лесу, по инстинкту самосохранения проявляет большое внимание к своему пути. Однако рассчитывает она путь только для себя, не учитывая габариты всадника и вьюков. Поэтому всадник, едущий по лесу, должен быть особенно внимательным, собранным и в постоянной готовности применить все средства управления для отведения лошади от дерева во избежание травмирования коленей или повреждения вьюков. Необходимо следить и за высотой ветвей, оберегая голову от возможных травм.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурятия – это  земля древней культуры и замечательных  народных традиций. Ее история уходит своими корнями в эпоху кочевых  цивилизаций Центральной Азии: гуннов, тюрков, чингисидов, освоения Сибири русскими казаками. Уникальна живая традиционная культура старообрядцев Забайкалья, включенная в число 19-ти нематериальных мировых шедевров. В республике мирно сосуществуют разные религиозные конфессии  и представители разных народов.

Информация о работе Конный туризм