Контрольная экскурсионная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:58, контрольная работа

Краткое описание

Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний,

Вложенные файлы: 1 файл

конторльная экскурсии.docx

— 122.09 Кб (Скачать файл)

Для реализации этого  принципа экскурсовод должен

-правильно подобрать  экскурсионные объекты, наиболее  выразительно характеризующие тему  экскурсии;

-продумать последовательность  показа объектов (маршрут экскурсии);

-продумать движение  около объекта и наиболее выгодные  точки наблюдения объекта;

-проанализировать  возможность восприятия объекта  не только зрительно, но и  другими органами чувств;

-подобрать наиболее  подходящие приёмы показа объектов.

Без такой работы экскурсия может превратиться в  лекцию рядом с объектом, а лекция - это иная форма сообщения знаний.

При грамотном  осуществлении этого принципа у  экскурсантов развивается визуальная культура: человек обогащается зрительными  впечатлениями, у него развивается  эстетический вкус, развивается наблюдательность, человек приобретает умение смотреть так, чтобы увидеть, анализировать  увиденное и комплексно воспринимать его.

Во-вторых, развивается  также и сенсорная культура, то есть умение воспринимать информацию с помощью ощущений – осязательных, обонятельных, слуховых и т.д.

В-третьих, сосредоточившись на текущем моменте осмотра объекта, отключившись от бытовой повседневности, человек получает психологическую  разгрузку от нервного напряжения благодаря  погружению в культурно-экскурсионную  среду. Таким образом, экскурсант может  приобрести навык эмоциональной  коррекции своего состояния, научившись по-новому, «экскурсионно» наблюдать  окружающий мир.

 

Принцип моторности, или акциональности. Профессор Б.Е.Райков писал, что два принципа, локальный и моторный, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода. В работах современных авторов, в частности Лесковой Г.А., этот принцип назван акциональным. Под моторностью Б.Е.Райков понимает необходимость передвижения своего места в пространстве во время экскурсии, физического приближения к объекту, то есть совершения действия по преодолению пространства с целью познания экскурсионного объекта. Преодоление пространства воспринимается человеком как своего рода преодоление себя, своей телесной слабости, именно этим своим свойством так привлекательны для людей туристические походы и путешествия, именно поэтому во всех религиях считается богоугодным делом паломничество к святым местам. «Преодоление себя» во время экскурсии имеет более широкий смысл, чем просто физическое действие – движение. Экскурсант совершает и другие действия в процессе познания на экскурсии – интеллектуальные, психические, эмоциональные, социальные. Принцип акциональности подразумевает наличие психофизической деятельности экскурсанта и всей экскурсионной группы в целом в процессе экскурсионного познания действительности.

Понятие акциональность подразумевает также возможность  получения знаний в их жизненно активном значении, и дальнейшее применение их в конкретной деятельности человека.

Для успешного  осуществления этого принципа экскурсовод  продумывает маршрут экскурсии  с точки зрения передвижения экскурсантов: сочетание автобусного и пешеходного  способов передвижения, преодоления  естественных препятствий– спусков, подъёмов, лестниц, ворот, мостов и т.д. для  имитирования покорения сложных  этапов путешествия. Задаёт вопросы  экскурсантам для активизации их мыслительной деятельности, использует элементы дискуссии, обмена мнениями между  экскурсантами, иногда разделяя экскурсантов на группы, применяет элементы ритуала  при осмотре памятников павшим, культовых  учреждений и т.д.

Правильное применение этого принципа развивает познавательную активность экскурсантов, усиливает  стремление к познанию, вселяет веру в свои возможности познавать  мир и творить в нём.

Принцип экскурсионного рассказа. Текст экскурсии, который составляет экскурсовод, имеет свои особенности. Этот текст не может быть текстом лекции или текстом изложения материала на школьном уроке. Текст экскурсии - это особый речевой жанр, обеспечивающий словесный показ объектов. Текст рассказа должен быть составлен так, чтобы усилить наглядность и осязаемость объекта.

С помощью словесного показа экскурсовод передаёт слушателям своё видение объектов зрительного  ряда, своё понимание исторического, культурного, природного явления, с  помощью своего рассказа переходит  от изображения вещей к изображению  идей.

Это достигается  популярностью изложения, созданием  непринуждённого контакта с аудиторией, иллюзией экспромта, импровизации, применением  элементов театрализации. Экскурсовод  должен учитывать уровень подготовки группы экскурсантов к восприятию текста экскурсии. Для этого он должен гибко  подбирать доступные термины, манеру и стиль изложения, в зависимости  от категории слушателей. Выразительность  текста повышается при включении  в текст образных сравнений, стихотворных строк, цитат.

При правильном осуществлении  этого принципа у экскурсантов развивается  речевая культура, обогащается словарный  запас, запоминаются приёмы грамотного произношения, расстановки ударений, развиваются интеллектуальные умения, такие как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т.д. А  развитие интеллектуальных умений также  повышает познавательную активность.

Принцип экскурсионного рассказа осуществляется и в отсутствии экскурсовода, при самостоятельном  экскурсионном познании действительности, так как наблюдатель составляет для себя мысленный рассказ об увиденном или делает записи именно в жанре наглядного рассказа. Комплексное  осуществление всех трёх принципов  даёт возможность рассмотреть и  познать экскурсионные объекты  и весь предлагаемый зрительный ряд  с различных точек зрения: исторической, искусствоведческой, географической, этнографической и др. Это помогает экскурсанту обучиться многоаспектному, стереоскопическому видению объектов окружающего мира. Экскурсионный  метод помогает получать знания в  виде более укрупнённых единиц информации, зримых и осязаемых, что является актуальным при резком возрастании  потока информации в современном  мире.

Экскурсионный метод  испокон веков применялся в педагогическом процессе. И по сей день одной  из функций экскурсии является культурно-просветительная, а по отношению к учащейся молодёжи эту функцию можно назвать  образовательной. Три основных принципа экскурсионного процесса включают в  себя основные принципы целостного педагогического  процесса. Например, осуществление  принципа локализации подразумевает  выполнение принципов наглядности, культуросообразности, связи теории с практикой. Принцип акциональности подразумевает выполнение принципов  сознательности, активности, самодеятельности; сотрудничества; коллективного характера  воспитания и обучения; природосообразности; доступности; уважения к личности ребёнка  в сочетании с разумной требовательностью  к нему. Принцип экскурсионного рассказа требует выполнения таких принципов  образования как научность, доступность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой.

Таким образом, экскурсионный  метод познания действительности развивает  направленность личности на овладение  знаниями, снижает значимость барьеров, то есть ограничений познавательной деятельности, внешних и внутренних, помогает освоению общеучебных умений и навыков, развивает творческие способности.

 

5.  Рассказ — условно принятое в экскурсионном

деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения  и пояснения, которые экскурсовод 

дает группе. Это  образная информация о памятниках, исторических событиях и 

деятельности  конкретных исторических лиц.

 

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;

б) реконструирует, восстанавливает то, что не может  в данный момент увидеть 

экскурсант.

Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в  экскурсии находит свое выражение  в ответах на вопросы экскурсантов, репликах экскурсовода и ответах  на реплики экскурсантов, во вступительном  слове и заключительной части.

 

 

Предварительный обзор Используется в случае, когда группа попадает в место, насыщенное интересными экскурсионными объектами, о которых хочется узнать немедленно. Экскурсовод в этом случае должен дать краткую информацию, часто одни названия, как объектов, подлежащих дальнейшему показу, так и не предусмотренных к показу технологической картой экскурсии. Тем самым он успокоит любознательность туристов и может продолжить экскурсию с объекта, предусмотренного первым по плану маршрута.

 

 

Описание. Подробное изложение материала об объекте. Длительность описания, как правило, не превышает 2-3 минут. Часто сочетается с приемом зрительной реконструкции.

 

Экскурсионная справка. Сжатая характеристика объекта показа, лаконичное описание фактов. Чаще всего используется при осмотре дополнительных объектов, а также в сочетании с приемами зрительной реконструкции и локализации.

 

 

Объяснение. Обычно следует после справки и носит доказательный характер, раскрывая сущность и причины.

 

Комментирование, репортаж. Используется в случаях, когда объект демонстрируется в движении или в процессе производственного цикла. Например, в производственной экскурсии при показе работающего конвейера. Экскурсовод комментирует, т.е. с помощью коротких справок объясняет сущность процесса, происходящего перед группой. Внимание должно акцентироваться на специфических чертах объекта, явления, события.

 

Цитирование. Введение в рассказ отрывков из документов, литературных произведений и др. для более яркого воссоздания события, зрительного образа или придания весомости положениям, выдвинутым экскурсоводом. Цитата должна быть краткой, точной, яркой и обязательно к месту.

 

 

Литературный, словесный  монтаж. Сложный методический прием, т.к. требует от экскурсовода хорошего знания истории, безупречного вкуса и немалых артистических способностей. Заключается в подборе отрывков из воспоминаний, документов, статей для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ, показать динамику.

 

Вопрос-ответ, риторические вопросы. Ораторские приемы для привлечения внимания аудитории.

 

 

 

6. Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Вопрос о классификации экскурсий  всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения  этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист  В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной  работы, что основной целью будет  разделение экскурсий на группы и  подгруппы и выделение тех  основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех

вопросах ее разработки. Это выделение  основных черт даст несколько центральных  типов экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно  неясные экскурсии.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса  туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии  классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу  передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и 

тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют

многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства  города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным  планом. Это дает общее представление  о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические  рамки такой экскурсии - время  существования города с первого  упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, готовят и проводят, они  практически схожи между собой  прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько  подтем (история города, краткая  характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования  и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные  черты. Они диктуются теми особенностями  в историческом развитии, которые  присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему  включают в обзорные экскурсии 

те города, на территории областей которых происходили военные  сражения.

Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных  с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

Информация о работе Контрольная экскурсионная деятельность