Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:58, контрольная работа
Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний,
Для реализации этого принципа экскурсовод должен
-правильно подобрать
экскурсионные объекты,
-продумать последовательность показа объектов (маршрут экскурсии);
-продумать движение
около объекта и наиболее
-проанализировать
возможность восприятия
-подобрать наиболее
подходящие приёмы показа
Без такой работы экскурсия может превратиться в лекцию рядом с объектом, а лекция - это иная форма сообщения знаний.
При грамотном
осуществлении этого принципа у
экскурсантов развивается визуальная
культура: человек обогащается
Во-вторых, развивается также и сенсорная культура, то есть умение воспринимать информацию с помощью ощущений – осязательных, обонятельных, слуховых и т.д.
В-третьих, сосредоточившись
на текущем моменте осмотра
Принцип моторности, или акциональности. Профессор Б.Е.Райков писал, что два принципа, локальный и моторный, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода. В работах современных авторов, в частности Лесковой Г.А., этот принцип назван акциональным. Под моторностью Б.Е.Райков понимает необходимость передвижения своего места в пространстве во время экскурсии, физического приближения к объекту, то есть совершения действия по преодолению пространства с целью познания экскурсионного объекта. Преодоление пространства воспринимается человеком как своего рода преодоление себя, своей телесной слабости, именно этим своим свойством так привлекательны для людей туристические походы и путешествия, именно поэтому во всех религиях считается богоугодным делом паломничество к святым местам. «Преодоление себя» во время экскурсии имеет более широкий смысл, чем просто физическое действие – движение. Экскурсант совершает и другие действия в процессе познания на экскурсии – интеллектуальные, психические, эмоциональные, социальные. Принцип акциональности подразумевает наличие психофизической деятельности экскурсанта и всей экскурсионной группы в целом в процессе экскурсионного познания действительности.
Понятие акциональность
подразумевает также
Для успешного
осуществления этого принципа экскурсовод
продумывает маршрут экскурсии
с точки зрения передвижения экскурсантов:
сочетание автобусного и
Правильное применение этого принципа развивает познавательную активность экскурсантов, усиливает стремление к познанию, вселяет веру в свои возможности познавать мир и творить в нём.
Принцип экскурсионного рассказа. Текст экскурсии, который составляет экскурсовод, имеет свои особенности. Этот текст не может быть текстом лекции или текстом изложения материала на школьном уроке. Текст экскурсии - это особый речевой жанр, обеспечивающий словесный показ объектов. Текст рассказа должен быть составлен так, чтобы усилить наглядность и осязаемость объекта.
С помощью словесного
показа экскурсовод передаёт слушателям
своё видение объектов зрительного
ряда, своё понимание исторического,
культурного, природного явления, с
помощью своего рассказа переходит
от изображения вещей к
Это достигается популярностью изложения, созданием непринуждённого контакта с аудиторией, иллюзией экспромта, импровизации, применением элементов театрализации. Экскурсовод должен учитывать уровень подготовки группы экскурсантов к восприятию текста экскурсии. Для этого он должен гибко подбирать доступные термины, манеру и стиль изложения, в зависимости от категории слушателей. Выразительность текста повышается при включении в текст образных сравнений, стихотворных строк, цитат.
При правильном осуществлении этого принципа у экскурсантов развивается речевая культура, обогащается словарный запас, запоминаются приёмы грамотного произношения, расстановки ударений, развиваются интеллектуальные умения, такие как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т.д. А развитие интеллектуальных умений также повышает познавательную активность.
Принцип экскурсионного
рассказа осуществляется и в отсутствии
экскурсовода, при самостоятельном
экскурсионном познании действительности,
так как наблюдатель составляет
для себя мысленный рассказ об
увиденном или делает записи именно
в жанре наглядного рассказа. Комплексное
осуществление всех трёх принципов
даёт возможность рассмотреть и
познать экскурсионные объекты
и весь предлагаемый зрительный ряд
с различных точек зрения: исторической,
искусствоведческой, географической,
этнографической и др. Это помогает
экскурсанту обучиться
Экскурсионный метод
испокон веков применялся в педагогическом
процессе. И по сей день одной
из функций экскурсии является культурно-просветительная,
а по отношению к учащейся молодёжи
эту функцию можно назвать
образовательной. Три основных принципа
экскурсионного процесса включают в
себя основные принципы целостного педагогического
процесса. Например, осуществление
принципа локализации подразумевает
выполнение принципов наглядности,
культуросообразности, связи теории
с практикой. Принцип акциональности
подразумевает выполнение принципов
сознательности, активности, самодеятельности;
сотрудничества; коллективного характера
воспитания и обучения; природосообразности;
доступности; уважения к личности ребёнка
в сочетании с разумной требовательностью
к нему. Принцип экскурсионного рассказа
требует выполнения таких принципов
образования как научность, доступность,
систематичность и
Таким образом, экскурсионный метод познания действительности развивает направленность личности на овладение знаниями, снижает значимость барьеров, то есть ограничений познавательной деятельности, внешних и внутренних, помогает освоению общеучебных умений и навыков, развивает творческие способности.
5. Рассказ — условно принятое в экскурсионном
деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод
дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и
деятельности конкретных исторических лиц.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;
б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть
экскурсант.
Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в экскурсии находит свое выражение в ответах на вопросы экскурсантов, репликах экскурсовода и ответах на реплики экскурсантов, во вступительном слове и заключительной части.
Предварительный обзор Используется в случае, когда группа попадает в место, насыщенное интересными экскурсионными объектами, о которых хочется узнать немедленно. Экскурсовод в этом случае должен дать краткую информацию, часто одни названия, как объектов, подлежащих дальнейшему показу, так и не предусмотренных к показу технологической картой экскурсии. Тем самым он успокоит любознательность туристов и может продолжить экскурсию с объекта, предусмотренного первым по плану маршрута.
Описание. Подробное изложение материала об объекте. Длительность описания, как правило, не превышает 2-3 минут. Часто сочетается с приемом зрительной реконструкции.
Экскурсионная справка. Сжатая характеристика объекта показа, лаконичное описание фактов. Чаще всего используется при осмотре дополнительных объектов, а также в сочетании с приемами зрительной реконструкции и локализации.
Объяснение. Обычно следует после справки и носит доказательный характер, раскрывая сущность и причины.
Комментирование, репортаж. Используется в случаях, когда объект демонстрируется в движении или в процессе производственного цикла. Например, в производственной экскурсии при показе работающего конвейера. Экскурсовод комментирует, т.е. с помощью коротких справок объясняет сущность процесса, происходящего перед группой. Внимание должно акцентироваться на специфических чертах объекта, явления, события.
Цитирование. Введение в рассказ отрывков из документов, литературных произведений и др. для более яркого воссоздания события, зрительного образа или придания весомости положениям, выдвинутым экскурсоводом. Цитата должна быть краткой, точной, яркой и обязательно к месту.
Литературный, словесный монтаж. Сложный методический прием, т.к. требует от экскурсовода хорошего знания истории, безупречного вкуса и немалых артистических способностей. Заключается в подборе отрывков из воспоминаний, документов, статей для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ, показать динамику.
Вопрос-ответ, риторические вопросы. Ораторские приемы для привлечения внимания аудитории.
6. Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации
вопросах ее разработки. Это выделение
основных черт даст несколько центральных
типов экскурсий, к которым будут
примыкать промежуточные
Экскурсионное обслуживание является
как самостоятельной
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и
тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют
многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии
те города, на территории областей которых происходили военные сражения.
Литературные подтемы
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной
темы, если это историческая экскурсия,
то в ее основу может быть положено одно
или несколько событий, объединенных одной
темой, а иногда более продолжительный
период времени. Если это экскурсия на
архитектурную тему, то предметом изучения
могут стать наиболее интересные произведения
зодчества, расположенные на улицах и
площадях города, а в большом городе —
архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии подразделяются
на исторические, производственные, природоведческие
(экологические), искусствоведческие,
литературные, архитектурно-