Контрольная экскурсионная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:58, контрольная работа

Краткое описание

Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний,

Вложенные файлы: 1 файл

конторльная экскурсии.docx

— 122.09 Кб (Скачать файл)

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие 

подгруппы:

— историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);

— археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

— этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

— военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например,

«Бородино» и др.);

— историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

— экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

— производственно-исторические;

— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

— производственно-технические;

— профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

— историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);

— историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);

— по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

— по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в

Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево»  и др.);

— в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и

скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

— литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);

— историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);

— литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например,

«Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые  нашли 

отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По  следам

героев М. Шолохова», «Москва в  произведении Л. Н. Толстого «Война и  мир»» и др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные  темы:

— экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

— экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного

исторического периода;

— экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

— экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

— экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

— экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные  темы; элементы природоведческих экскурсий  находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий  проведения экскурсии, от ресурсов познавательного  плана того или иного города или  региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп  требуют внесения изменений в  содержание мероприятий, методику и  технику их проведения, а также  в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий  состоит в том, что, создавая необходимый  темп движения, они обеспечивают благоприятные  условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем  большинстве автобусные) состоят  из двух частей: анализа экскурсионных  объектов (например, памятников истории  и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и  памятных мест, мимо которых следует  группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для 

проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3—4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них  может быть предусмотрено несколько  экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10—20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

— экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться  как форма учебной работы для  различных групп экскурсантов. Это  может быть:

— экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

— экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

— учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и

повышения квалификации экскурсионных  работников;

— пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

— показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

— рекламная экскурсия.

 

 

7.  В качестве объектов могут быть:

1.памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства(например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.;

2.здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей,произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий,инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

3.природные объекты— леса, рощи, парки, реки, озера,пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

4.экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

5.памятники археологии— городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

6.памятники искусства— произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другие виды искусства.

Экскурсионный объект −предмет, дающий представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи развития общества, науки, культуры, природы, искусства и прочем, вызывающий интерес экскурсантов в познании окружающей действительности (рис. 1).

Таким образом, в  качестве объектов могут выступать:

·места, связанные с историческими событиями;

·природные объекты и заповедники;

·здания и сооружения;

·мемориальные памятники и комплексы;

·произведения архитектуры и градостроительства;

·оригинальные инженерные сооружения;

·объекты, связанные с жизнью и деятельностью людей;

·технические экспонаты;

·памятники искусства;

·экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;

·археологические памятники;

·народные обряды, обычаи.

 

 

 

Классификация экскурсионных  объектов

Перед тем, как  включить объект в экскурсию, необходимо провести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти  сведения заносят в специальные  карточки, которые составляют главный  справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называют также паспортом  объекта, в них заносят следующие  данные:

-наименование объекта (первоначальное и современное);

-историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);

-точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;

-описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов и др.);

-источники сведений об объекте: книга, статья, архивный документ, устный рассказ;

-сохранность объекта: его состояние и состояние территории, 
дата окончания реставрационных работ;

-охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в 
соответствии с каким документом;

-в какие экскурсионные темы целесообразно включать данный 
памятник в качестве объекта показа;

-дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего.

Этот пункт  необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном  бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные  картотеки.

К карточке прикрепляется  одна или несколько фотографий объекта.

Карточка (паспорт) объекта−сведения разносторонне характеризующие экскурсионный объект, принятые размеры карточек − 11x15 см. В паспорт (карточку) объекта включают:

-наименование объекта (первоначальное; современное; “в народе”);

-события, связанные с ним;

-даты свершения данных событий;

-местонахождение объекта;

-почтовый адрес;

-на чьей территории расположен (предприятие, колхозное или другое хозяйство и пр.);

-описание объекта (дата сооружения, материал изготовления, стиль, характеристика, текст мемориальной надписи);

-данные об авторах объекта;

-сохранность объекта (дата реставрации, реконструкции, прогнозируемые изменения);

-охрана объекта (на кого возложена, когда, каким решением);

-безопасность при его посещении;

-перечень экскурсий, в которых объект используется;

-источники сведений об объекте;

-литературные;

-архивные;

-другие;

-фотографии или другой иллюстративный материал;

-дата составления карточки, фамилия составителя.

В зависимости  от вида экскурсии в паспорта объектов могут входить иные сведения.

Составлением  карточек (паспортов) завершается этап отбора экскурсионных объектов, после  чего начинается следующая стадия −  разработка маршрута экскурсии.

 

 

 

 

 

8. Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основпедагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения.

Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной  подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии  можно выделить два основных направления:

-разработка новой темы экскурсии  (новой вообще или новой только  для данного экскурсионного учреждения);

 -подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление – процесс  создания новой для экскурсионного учреждения

экскурсии.

Подготовка новой экскурсии  поручается творческой группе. В ее состав

включается от 3 до 7 человек, а в  отдельных случаях и больше, в  зависимости от сложности темы. В  большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы.

Часто в качестве консультантов  приглашаются специалисты различных  отраслей – научные работники  музеев, преподаватели вузов и  средних школ ит.д.

Информация о работе Контрольная экскурсионная деятельность