Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:58, контрольная работа
Несомненно роль экскурсий в жизни современного человека велика.Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний,
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие
подгруппы:
— историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);
— археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
— этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
— военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например,
«Бородино» и др.);
— историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
— экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
— производственно-исторические;
— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
— производственно-технические;
— профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
— историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
— историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
— по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
— по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в
Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
— в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и
скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
— литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);
— историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);
— литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например,
«Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли
отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам
героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»» и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-
— экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
— экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного
исторического периода;
— экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
— экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
— экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
— экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические
экскурсии того или иного вида
редко существуют изолированно друг
от друга. Например, исторический материал
используется в экскурсиях на архитектурно-
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для
проведения экскурсий
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3—4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10—20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
— экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
— экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
— экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
— учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и
повышения квалификации экскурсионных работников;
— пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
— показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
— рекламная экскурсия.
7. В качестве объектов могут быть:
1.памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства(например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.;
2.здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей,произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий,инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
3.природные объекты— леса, рощи, парки, реки, озера,пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
4.экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
5.памятники археологии— городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
6.памятники искусства— произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другие виды искусства.
Экскурсионный объект −предмет, дающий представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи развития общества, науки, культуры, природы, искусства и прочем, вызывающий интерес экскурсантов в познании окружающей действительности (рис. 1).
Таким образом, в качестве объектов могут выступать:
·места, связанные с историческими событиями;
·природные объекты и заповедники;
·здания и сооружения;
·мемориальные памятники и комплексы;
·произведения архитектуры и градостроительства;
·оригинальные инженерные сооружения;
·объекты, связанные с жизнью и деятельностью людей;
·технические экспонаты;
·памятники искусства;
·экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;
·археологические памятники;
·народные обряды, обычаи.
Классификация экскурсионных объектов
Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо провести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти сведения заносят в специальные карточки, которые составляют главный справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называют также паспортом объекта, в них заносят следующие данные:
-наименование объекта (первоначальное и современное);
-историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);
-точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;
-описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов и др.);
-источники сведений об объекте: книга, статья, архивный документ, устный рассказ;
-сохранность объекта:
его состояние и состояние территории,
дата окончания реставрационных работ;
-охрана памятника:
кем осуществляется, с какого времени,
в
соответствии с каким документом;
-в какие экскурсионные
темы целесообразно включать данный
памятник в качестве объекта показа;
-дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего.
Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.
К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.
Карточка (паспорт) объекта−сведения разносторонне характеризующие экскурсионный объект, принятые размеры карточек − 11x15 см. В паспорт (карточку) объекта включают:
-наименование объекта (первоначальное; современное; “в народе”);
-события, связанные с ним;
-даты свершения данных событий;
-местонахождение объекта;
-почтовый адрес;
-на чьей территории расположен (предприятие, колхозное или другое хозяйство и пр.);
-описание объекта (дата сооружения, материал изготовления, стиль, характеристика, текст мемориальной надписи);
-данные об авторах объекта;
-сохранность объекта (дата реставрации, реконструкции, прогнозируемые изменения);
-охрана объекта (на кого возложена, когда, каким решением);
-безопасность при его посещении;
-перечень экскурсий, в которых объект используется;
-источники сведений об объекте;
-литературные;
-архивные;
-другие;
-фотографии или другой иллюстративный материал;
-дата составления карточки, фамилия составителя.
В зависимости от вида экскурсии в паспорта объектов могут входить иные сведения.
Составлением карточек (паспортов) завершается этап отбора экскурсионных объектов, после чего начинается следующая стадия − разработка маршрута экскурсии.
8. Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основпедагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения.
Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
-разработка новой темы
-подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление – процесс создания новой для экскурсионного учреждения
экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав
включается от 3 до 7 человек, а в
отдельных случаях и больше, в
зависимости от сложности темы. В
большинстве своем это
Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ ит.д.