Культурно - исторические предпосылки взаимоотношений России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является взаимоотношение России и Китая в сфере туризма. Объектом исследования в данной работе является взаимоотношения России и Китая в сфере туризма. Предметом курсовой работы выступают культурно-исторические предпосылки взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: - определить, как и когда начали складываться отношения России и Китая; - выявить, как складываются культурные отношения между Россией и Китаем;
- проанализировать позиции России и Китая в развитии международного туризма; - рассмотреть современные взаимоотношения России и Китая в сфере туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 146.74 Кб (Скачать файл)

Однако в связи с  восстанием дунган на территории Синьцзяна  в 1864г. и появлением там независимых от цинской администрации государств, угрожавших владениям России, в Илийский край вводятся российские войска. Таким образом, этими действиями царская Россия начала новый виток активизации внешней политики России в Средней Азии. Интересно то, что российские власти уведомили пинскую администрацию о том, что край будет возвращён, как только «последнее сможет поддерживать там свою власть». Но после подавления восстания край не был сразу возвращён империи Цин (подобная тактика потом применялась на территории Маньчжурии, но усилившаяся слабость русских не позволила довести ее до конца). Переговоры затянулись и завершились подписанием Ливадийского договора в 1879г., согласно которому, во-первых, русские войска выводились из Илийского края, во-вторых, за Россией оставался западный участок долины р. Или и долина р. Текес, в-третьих, цинское правительство выплатило России компенсацию 5 млн. рублей.

Этот договор вызвал резкое недовольство в придворных кругах Империи  Цин, поэтому маньчжурские власти отказались ратифицировать его, но до окончательного разрыва дело не довели и продолжили переговоры. По их результатам в 1881г. был заключён Петербургский договор. Теперь сумма компенсации увеличилась с 5 до 9 млн. рублей. Правительство Империи Цин должно было удовлетворить иски российских подданных, интересы которых пострадали в период восстания. Был подписаны Правила сухопутной торговли, по которым российские караваны допускались в Тяньцзинь, Калган и Цзюцюань. Правила разрешали беспошлинный провоз в обе стороны серебра, золота, иностранной монеты, но запрещали провоз опиума, оружия, соли и риса. Россия фактически получила доступ к рынкам всего застенного Китая, причём с большими экономическими льготами. Илийский край возвращался Империи Цин. Также были продолжены работы по уточнению границы. После Японо-китайской войны, для дальнейшего освоения и защиты Дальнего Востока, русскими проводились переговоры о строительстве железной дороги на территории Китая и о получении доступа к незамерзающим портам. Эти переговоры отмечены обещанием вознаграждения (взятки) Ли Хунчжану в размере 3 млн. рублей, что говорит о хорошем понимании русскими особенностей китайской культуры и умении играть на этом. Переговоры закончились заключением 22 мая 1896г. русско-китайского оборонительного союза и подписанием русско-китайского концессионного договора (27 августа 1896 г.).

Концессионный договор был  невыгоден Империи Цин - постройка российской железной дороги на территории Маньчжурии означала начало расширение экономического влияния России в этой китайской провинции. С другой стороны он уравновешивал влияние англичан и французов. Создание Русско-китайского оборонительного союза было вызвано объективными причинами. Во-первых, закрепление Японии в Корее создавало реальную угрозу как российским владениям, так и Империи Цин. Во-вторых, Великобритания, которая имела в Китае безусловное экономическое и политическое первенство, проявила бездействие во время Японо-китайской войны, чем косвенно поддержала Японию. А Россия, защищая свои интересы, поддержала Китай.

Таким образом, для России создались выгодные условия для  расширения её влияния на Китай: авторитет Великобритании подорван, появился общий для России и Империи Цин враг - Япония. Но появилось серьёзное препятствие - освободившуюся нишу Великобритании могли занять Германия и Франция, используя финансовые осложнения Империи Цин (она должна был выплачивать огромную контрибуцию Японии). Российское правительство устранило данную опасность, дав кредит Империи Цин. Союзный договор предусматривал создание военного союза двух государств, который должен был вступить в силу в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Во время возможных боевых действий предусматривалось поддержка друг друга «всеми сухопутными и морскими силами, какими они будут располагать в этот момент», при этом все порты Империи Цин во время военных действий будут открыты для русских военных судов. В случае войны исключалась возможность заключения сепаратного мира какой либо стороной. Для обеспечения доступа российских сухопутных сил в «угрожаемые пункты» китайское правительство соглашается на сооружение железнодорожной линии через Маньчжурию к Владивостоку.

В 1897г. Германии, преследовавшей цель получения бухты Киао-Чао, потребовалось на это согласие России, располагавшей правом стоянки своих кораблей в этой бухте. После переговоров был достигнут компромисс: Россия не будет возражать против «захвата» Киао-Чао Германией и в свою очередь получит право на аренду Порт-Артура.

В 1898г. «приобретение» Порт-Артура было юридически оформлено: была подписана Конвенция 1898 г. По её условиям России предоставлялись в аренду порты Люйшунь (Порт-Артур) и Дальний (в последующем на китайском Далянь), расположенные на чрезвычайно важном в стратегическом отношении Ляодунском полуострове. Срок аренды устанавливался в 25 лет и затем мог быть продлен по обоюдному согласию сторон. Россия также получала право провести к этим городам железнодорожную ветку от одного из пунктов КВЖД. Порт-Артур закрывался для захода любых судов, кроме русских и китайских, и практически превращался в российскую военно-морскую базу. Во время русско-японской войны город был практически полностью уничтожен. Еще один русский город Харбин, центр КВЖД, просуществовал дольше. После революции он стал центром дальневосточной эмиграции, но позже в 30-х и 40-х годах XX в. после захвата Маньчжурии Японии и активизации китайцев - русских вытеснили, дорогу русские были вынуждены продать Маньчжоу-Го. 

Восстание ихтуаней (Боксерское восстание), привело к тому, что в Маньчжурию были введены русские войска для защиты железной дороги и русских поселений. Но в соответствии с договором 1902 г., русские войска должны были постепенно выводиться. Из-за усиливавшихся смут в России это восстание фактически не было использовано, и Россия ограничилась защитой уже существующих достижений. Последующее поражение в Русско-японской войне явилось точкой перелома в политике освоения Дальнего Востока, она сменилась от экспансионистского направления к закреплению существующих официальных территорий за Россией.

Еще один важный факт отношений  начала ХХ-го века - изменение заселенности Зейско-Амурской низменности, позволившее фактически нивелировать один из неудобных пунктов Айгуньского договора. А именно исход маньчжур в 1900 году в связи с восстанием ихтуаней. Маньчжуры, проживая на территории России, оставались подданными Китая и жили по китайским законам. Отдав эти земли казакам, Россия отвергла последующие попытки маньчжур вернуться В конце XIX и начале ХХ-го века на территории Китая стали проявляться силы обновления этноса. Обновление было запущено жестокой эксплуатацией крестьянства, нищетой, повсеместным употреблением опиума, массовыми потерями близких, доведенных до голодной спроникновение - заселение чего активно пытались играть на протимерти, появлением интеллигенции обучавшейся за границей, смешением различных культур уже несколько столетий целостного Китая, влиянием иностранных конфессий. Все это вызвало волну обновления — стали один за другим возникать бунты и восстания. В тоже время упадок маньчжурской администрации достиг своего апогея. В результате свои же чиновники (Юань Ши-кай) выпустили «джина из бутылки»: отстранили от власти регента императора под видом преобразования в республику. Истиной целью реформаторов являлась попытка сделать Юань Шикая императором, но они не смогли удержать власть и запустили маховик обновления этноса, сломав один из стержней старой китайской культуры - императора-полубога. Сунь Ятсен, Чан Кай Ши, Мао Цзэдун, Пу И (вернее японцы под видом Пу И) и многие втянутые и поднятые на вершину нового китайского общества в водовороте преображения и обновления этноса стали определять его судьбу в ХХ-м веке. И с этого момента русский этнос, теряющий пассионарность, терял виляние и на Китай.

А советский новообразованный суперэтнос, споткнувшийся на старте из-за чрезмерного напряжения сил, не смог установить компромиссных и равновесных отношений на длительное время. Напряжение двух молодых суперэтносов, при взаимодействии друг с другом, не было перенаправлено вовне, и это привело к попыткам подавления этносами друг на друга. Вернувшийся в конце XX в. из забытья, уже разваленный, русский этнос продолжает терять культурное влияние и территории.

В первый советский период СССР и Китай слишком были заняты своими внутренними проблемами - проблемами этнического новообразования, чтобы как-то особо регулировать отношения. Для этого хватало практических действий и лишь изредка насущные проблемы оформлялись документами. 

Поэтому фактически 100 лет  взаимодействие строилось на официальных  договорах еще царской России и имперского Китая. За одним веским исключением - соглашение от 31 марта 1924 г., подписанное в Пекине между  СССР и Китаем, а также Мукденское соглашение от 20 сентября 1924 г., по которому советское правительство отказывалось от специальных прав и привилегий, касающихся всех концессий приобретенных царским правительством; от прав экстерриториальности; об аннулировании, в соответствии с заявлением Советского правительства от 1919 и 1920 гг., договоров, соглашений, затрагивающих суверенные права и интересы Китая и заключенных между царским правительством и с какой-либо третьей державой или сторонами; о недопущении в пределах своих территорий существования или деятельности каких-либо организаций или групп, ставящей своей задачей борьбу против правительства другой страны. 

С 1926 г. в Китае развернулись междоусобные войны и развитие отношений остановилось. После прихода к власти гоминдановского правительства Чан Кайши, с его правительством были установлены дипломатические отношения в 1932 г.  
     В тоже время в Китае начались движения по «восстановлению» великого Китая, включающего и часть советских территорий в книгах, учебниках, картах и атласах, публикациях в прессе. Рассматривая процессы того времени полезно рассмотреть заселение китайцами территории Дальнего Востока и России, вынужденное заселение из-за крайней бедности китайских кули. 

В начале XX века китайцы составляли существенную часть населения Дальнего Востока, по данным В.Арсеньева в  Уссурийском крае в 1910г. проживало 523840 человек, а китайцев 345000 человек. По другим данным к 1920г. на русском Дальнем  Востоке их численность варьировалась  до 400 тыс., да и в целом в России они встречались часто. Например в Приморском крае они к 1910г. составляли половину всех рабочих, занятых в разных отраслях края. Только китайский квартал Миллионка во Владивостоке насчитывал 50 тыс. человек. Китайцы - активные участники революции 1917г., даже несмотря на закрытость и автономность китайских общин, китайские батальоны описаны даже у Островского в книге «Как закалялась сталь». В начале 20-х годов в Москве был открыт институт Сунь Ятсена, первого китайского революционера. Кроме того, существовали принятые советской властью официальные организации, например Союз китайских граждан преобразованный позже в Союз китайских рабочих. 

Но с 20 годов началось вытеснение хуацао обратно. Например по Владивостоку к 1937г. переписью зарегистрировано 10 тыс. китайцев, а в следующей более «удачной» переписи 1939г. ни одного, т.е. их полностью перестали регистрировать (можно сравнить в переписи 2002 г. зарегистрировано 35 тыс. китайцев по всей РФ, когда как только в Приморье их в 2001 г. въехало порядка 100 тыс., а в 2002 г. было привлечено к ответственность за нарушение паспортного решими 8570 человек). С тех пор таридционно расписаны многие малые народности с численностью до сотен человек, а хуацао или их потомков нет, исчезли. Конечно, китайские кули приезжали в Россию на заработки и, после революции, начали возвращаться на родину в массовом порядке. Но многие оставались. Массово вернувшиеся китайцы, в том числе участники революционных действий и гражданской войны, наряду с обучавшимися революционному делу в СССР, составили боевой костяк китайских коммунистов, совершивших Великий Поход Мао Цзэдуна. 

Активная подготовка китайских  революционеров продолжалась все время. Ведь СССР, готовившийся к мировой  революции и реализации этого  нового духа русского (уже советского) этноса - космополитизма, активно осуществлял  подготовку революционеров со всех стран  света. Кроме того Китай был непосредственным соседом, и революционная ситуация там была налицо. К сожалению, догматичный  подход к марксисткой теории, ведущей роли пролетариата в революции, не позволил понять некоторые особенности Китая, а именно аграрной, крестьянской его формы - что отлично понимал Мао Цзэдун. Опора на пролетариат верна в индустриальном обществе (например, в Германии того времени, где зародился марксизм), сама суть этой опоры — это опора на класс, который создает основные ценности для данного уровня развития общества и в тоже время не является получателем основных выгод этого. В доинудстриальном обществе - это крестьянство, а например в рабовладельческую эпоху - это во многом рабы (массовое восстание Спартака). 

Для современной эпохи, заканчивающей  переход к постинидустриальному типу экономического развития, когда крестьянство как класс практически исчезло, а пролетариат заменяется роботами, ведущей силой становятся клерки и интеллигенция, на западе их еще называют «средний класс». Причем для современной ситуации не свойственно психологическое и социальное напряжение времен начала XX века, так как общество нашло способы снятия и направления фрустрации. Соответственно революции теперь проводятся не снизу, а сверху. В целом это явление имеет циклическую природу, вызванную социально-экономическим развитием, и обычно очень точно коррелирует с применением военных сил - война рыцарей или война масс по Дельбрюку. 

Возвращаясь к подготовке китайских революционеров, можно  отметить, что обучались не только китайские коммунисты, но и реформаторы из «противоположного» лагеря Чай-Кан Ши. После стремительного освобождения войсками СССР Маньчжурии, частей северного Китая от Японии в 1945г. и последующей поддержки китайских коммунистов, произошла легализация элит нового китайского этноса путем формирования нового государства - Китайской Народной Республики. С этого начался этап дружеских отношений двух новых суперэтносов, объединившихся против внешних сил, что не отменило использование ими друг друга для достижения своих внутренних задач. 

На промежуточном этапе, до создания КНР, СССР подписала 14 августа 1945 договор, в котором заявлено об уважении территориальной целостности Китая. Сложившиеся отношения СССР и КНР того времени характеризуются культурными трудовыми обменами, экономическим сотрудничеством, военной помощью. Граница до 1966 года, когда был восстановлен ранее расформированный Иманский погранотряд и ряд погранзастав, была полностью открыта.   

Важным с точки зрения закрепления результатов было зондирование советской дипломатией возможной реакции капиталистических стран, на предмет нанесения ядерного удара по КНР. По сути это зондирование являлось сообщением направленным элитам Китая. 

Еще одним важным событием, вернее комплексом событий, 1960-1980 годов  явилось переписывание в КНР истории. Появление работ типа «история захватов царской России» призвано было с одной стороны подчеркнуть экспансионизм России, а с другой утвердить, что территории Приамурья были именно китайскими. Работы также постулировали об извечной целостности Великого Китая, игнорируя сложившиеся исторические государства, культуры и языки существовавшие до образования КНР - ведь отныне это все разные диалекты, на которых житель Северо-Востока Китая может не понимать жителя Юго-Запада. Основным базисом этой теории является расовое сходство и иногда иероглифическая письменность, но не культурная и социальная идентичность (ведь и сейчас основной лозунг объединяющегося Китая - одно государство два строя, или три...). Одной из официальных точек запуска этого процесса можно считать заявление Мао Цзэдуна 10 июля 1964г. в беседе с делегацией японских специалистов «Примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не представляли счет по этому реестру».

Информация о работе Культурно - исторические предпосылки взаимоотношений России и Китая