Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:13, реферат
Практически все субъекты туристской деятельности, в той или иной мере, вынуждены заниматься маркетингом. При этом, естественно, что для туроператора, ресторана, авиакомпании, конечные цели различны. Так, туристская фирма за счет удовлетворения потребностей клиента, стремится к увеличению прибыли.
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
2.5. Анкета.
Анкета (или опросный лист)
– это объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление количественно-
На первой странице анкеты – вводная часть. В ней указывается кто проводит опрос; с какой целью; дается инструкция заполнения анкеты.
Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем. Каждой поставленной задачей должен соответствовать блок основных вопросов, которые можно подразделить на закрытые и открытые.
Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа.
Закрытые вопросы
Открытые вопросы
Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны, и отвечать следующим требованиям:
1.Вопрос должен быть
ясным и понятным
2.Вопросы не должны содержать двойного отрицания;
3.Интервалы вариантов
ответов (при закрытых
4.Вопросы не должны
содержать слова «часто», «
5.Состав и последовательность вопросов анкеты так же не должна носить произвольного характера;
6.Следует избегать вопросов, носящих праздный характер;
7.В целях проверки
8.Последовательность вопросов
должна учитывать их
9.Вопросы, классифицирующие
опрашиваемых и направленные
на выяснение личных качеств,
помещаются в самом конце
10.Первые вопросы анкеты
должны быть простыми, не носящими
личного характера, т.к.
11.Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства.
12.Количество вопросов
в анкете не должно быть
слишком большим (обычно
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.
При открытом опросе используются
формулировки вопросов, ясно отражающие
его цель. Преимущество такого опроса
состоит в возможности
Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой опрашиваемым заданного вопроса.
После разработки анкеты важно провести её опробование в реальных условиях, т.е. провести анкетирование с её помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов.
Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, её опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести её доработку, т.е. лучше адаптировать её к подлежащей опросу аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования. На рис.1 приложения показан пример анкеры.
3.Сегментация и выбор
целевого рынка турфирмы «
Созданная в 1989 году туристическая компания "Содис" закрепила за собой репутацию надежной фирмы, которой по силам выполнить заказ любой сложности.
Сегодня "Содис" - стабильная, динамично развивающаяся фирма, которая имеет все необходимые лицензии для осуществления туристской деятельности (рис. 2 приложения). На рынке туристских услуг турфирма «Содис» уже 16 лет, за которые она успела получить большое количество медалей, дипломов, сертификатов и наград (рис.3 приложения).
Во главе ее стоят
профессионалы, люди, посвятившие
свою жизнь туризму. Персонал
- квалифицированные операторы и
менеджеры, маркетологи и
Туристское предприятие,
действуя в сложных условиях рынка,
должно твердо знать, кого и как обслуживать.
Дело в том, что любой рынок
с точки зрения маркетинга состоит
из потребителей, которые отличаются
друг от друга своими вкусами, желаниями,
потребностями и приобретают
туристские услуги исходя из разных мотиваций.
Поэтому осуществление успешной
маркетинговой, деятельности предполагает
учет индивидуальных предпочтений различных
категорий потребителей. Именно это
составляет основу сегментации рынка.
С помощью сегментации из общего
числа потенциальных
Сегментация туристского
рынка определяется как деятельность
по классификации потенциальных
потребителей в соответствии с качественными
и количественными
Главная цель сегментации -
обеспечить адресность туристскому
продукту, так как он не может
отвечать запросам сразу всех потребителей.
Посредством ее реализуется основной
принцип маркетинга - ориентация на
потребителя. При этом туристское предприятие
не распыляет, а концентрирует свои
усилия в «направлении главного удара»
(наиболее перспективных для него
сегментах рынка). Тем самым достигается
повышение эффективности
Таким образом, сегментация представляет собой, с одной стороны, прием для нахождения частей рынка и определения объектов (прежде всего потребителей), на которые ориентируется маркетинговая деятельность туристского предприятия. С другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов маркетинга.
Сегментация рынка - безусловно, один из важнейших инструментов маркетинга в туризме. От того, насколько правильно она проведена, зависит успех в конкурентной борьбе. Чтобы быть эффективной, сегментация должна проводиться по определенным признакам.
3.1.Признаки сегментации турфирмы «Содис».
Признак - это способ
выделения данного сегмента на
рынке. Признаки сегментации
В туризме основными признаками сегментации являются:
1.Географические. При сегментации
рынка по географическим
Географический признак предполагает разделение спроса в зависимости:
1.От страны постоянного проживания: внутренний; въездной; выездной
2.От географической цели турпоездки: по частям света; странам; регионам; городам.
Рассматриваемая мной
турфирма «Содис» занимается
организацией
2.Демографические признаки
(пол потребителей, их возраст,
количество членов семьи)
Так, по возрастному
признаку можно выделить
- дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями,
так и самостоятельно;
- молодежь (15-24 года);
-относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие в основном семьями (с детьми);
- экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие в основном без детей;
- туристы «третьего» возраста (60лет и старше).
От типа семьи туры можно разделить на: семейный (семьи с детьми и без); туризм одиночек; туризм семей из 5 и больше человек.
В зависимости от этапов жизненного цикла: молодые одиночки; семьи без детей; семьи с детьми; одинокие люди.
«Содис» — первая
туристическая фирма, которая
выбрала направлением своей
-относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие без детей. Это молодые, энергичные, одинокие люди, имеющие стабильную работу, большой доход и достаточно сводных денежных средств.
- экономически активные
люди среднего возраста (45-60 лет),
путешествующие в основном без
детей. Эти туристы
-туристы «третьего» возраста
(60лет и старше). Эти туристы
требуют не только комфорта, но
и персонального внимания со
стороны обслуживающего
Таким образом, турфирма
«Содис» организует туры для
активных преуспевающих