Оздоровительный туризм в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Вода не является средой обитания человека, однако она необходима ему для обеспечения жизнедеятельности, технических нужд и производств, а водные пространства— как удобные пути перемещения.
Водные пути в силу рельефа поверхности земли и естественных направленных водостоков во все времена способствовали человеку: в ориентации в пространстве, в проникновении на другие территории, в общении и перемещении.

Вложенные файлы: 1 файл

diplom2__kopia.docx

— 139.12 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ЕВРОПЕ

 

1.1 История водного туризма: значение рек, развитие речного транспорта

 

Вода не является средой обитания человека, однако она необходима ему для обеспечения жизнедеятельности, технических нужд и производств, а водные пространства— как удобные пути перемещения.

 Водные пути в силу рельефа поверхности земли и естественных направленных водостоков во все времена способствовали человеку: в ориентации в пространстве, в проникновении на другие территории, в общении и перемещении.

Изучив внимательно географическую карту, можно увидеть, что большинство малых, больших и крупных населенных пунктов и городов непременно стоят в близь водного пространства, крупной или малой реки, озера или на берегу моря. Практически все континенты пересекают крупные и множество мелких рек, мелкие ручьи вливаются в речки, которые стекают в единое русло и образуют крупные реки, водостоки которых направлены строго сообразно рельефу поверхности суши и, в конечном итоге, вытекают в крупные озера, моря и океаны. Большие и малые озера, многие из рек соединены естественными и искусственными каналами, протоками и образуют мощные протяженные водные системы, активно используемые человеком для транспортных целей.

Во всех регионах мира, где были водные пространства, человек стремился соорудить плавучие средства и с помощью них совершать близкие и дальние путешествия в другие местности и страны. Таким образом, исторически реки и водные системы были важными путями первопроходцев и исследователей, затем эти пути становились торговыми на наиболее выгодных и узловых местностях, на пересечении торговых путей становились поселения, укрепления и форты, затем крепости и города вокруг них. Из наиболее известных торговых путей, частично проходящих по территории России, можно назвать торговый путь из варяг в греки, из варяг в хазары и другие. Реки и озера привлекали людей для использования их в качестве простых и доступных транспортных путей, там, где отсутствовали связанные и непрерывные водные маршруты, — использовались волоки. Следует подчеркнуть, что в старину из-за несовершенства конструкции кораблей большие объемы грузов могли перевозить только по рекам и озерам, поэтому на протяжении веков основным видом водного транспорта были речные суда.

В ряде местностей в силу природных характеристик (к таковым следует отнести области бассейна реки Амазонки в Южной Америке, бассейны рек Сибири) речные и озерные пространства сегодня являются единственным доступным путем перевозок.[1. 411 с.]

Отдых в морских путешествиях был известен человечеству ещё в Древнем Мире. Если моря и океаны положили начала дальним морским путешествиям, то именно реки стояли у истоков туризма. Реки (как большие, так и малые) и речные пейзажи служат источником вдохновения многих творцов, создающих шедевры живописи, графики и фотографии. Свежий воздух, красивая окружающая среда благоприятствуют отдыху, прогулкам, физическому и духовному оздоровлению.

Вместе с торговцами и воинами по рекам путешествовали паломники, студенты, ученые, писатели, многие из которых оставили нам свои замечательные и уникальные труды с описанием этапов своего пути, с наблюдением природы, животного мира и населения. Их записки во многом сыграли свою положительную роль в становлении туризма. Реки и водные пространства всегда были направлением путей колонизации и освоения большинства территорий. По рекам первопроходцы и колонисты проникали в глубь континентов, осваивали новые пространства. Эти путешествия ярко описаны классиками русской и зарубежной литературы, которые в определенный период своей жизни совершили множество путешествий.

Произведение «Путешествие по Волге», написанное Александром Ивановичем Островским, внесло особый вклад в развитие русского народознания. В нем описываются этнографические особенности быта и населения прибрежных обитателей Волги. Художественное своеобразие придает ему и описание местного этнографического пейзажа, обращение к картинам природы и собственные размышления писателя.

Книга «Фрегат Паллада», написанная русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым, явление в своем роде уникальное. Ни один из классиков русской литературы, ни до ни после Гончарова, не участвовал в подобном путешествии. Для написания знаменитого романа, Иван Александрович совершил кругосветное путешествие, которое длилось три года. В своем произведении автор до мельчайших деталей описывал свое путешествие, все чувства, переживания и события, которые были во время поездки.

Зарубежный писатель Джек Лондон написал множество рассказов, где упомянул реку Юкон, за счет чего река прославилась и в последствие была важным путем на Клондайк для золотоискателей на Аляске.

Круиз по Нилу, элитное путешествие, доступное лишь богатым туристам — со времен древних римлян и до сего времени — было выбрано местом действия в знаменитых детективах Агаты Кристи.

Следует подчеркнуть, что в значительной части реки и озера (водохранилища) являются судоходными, что представляет собой отличную возможность для организации разнообразных туристских маршрутов и программ. Прекрасна река, медленно веками текущая в пологих берегах. Но если река стесняется возвышенностями, горами, утесами, то эти местности являются особо живописными и привлекательными, воспеваются поэтами, отображаются многократно на картинах художников. На утесах и возвышенностях воздвигаются храмы, устраиваются места для отправления культовых обрядов. Все это является привлекательным для туризма.

Например, на Галилеском море (озеро Кинерет) в Израиле туристам предлагают часовую прогулку на моторной лодке из Табхи в Ярденит по реке Иордан, которую обычно посещают с целью омовения в водах Святой реки, или в Тверию. Там же происходит коллективный или индивидуальный обряд крещения, исторически превращенный в доходное дело (только рубашка, в которой следует окунаться в воду, на месте стоит 28 USD).

Речные круизы, как вид отдыха, появились в Европе в 19 веке. Сейчас они более известны, как туры «выходного дня», если это можно так назвать, так как их продолжительность бывает свыше десяти дней.

В наше время слово «круиз» скорее ассоциируется с большими кораблями, необъятными океанами, роскошными ресторанами и различными веселыми развлечениями. Общее понятие слова «Круиз» - это разновидность туристической поездки, которая осуществляется на корабле или теплоходе, а также может проходит на реке или по морю. Такая поездка включает в себя проживание, питание и развлечения на корабле во время поездки.

Изначально круизом называлась морская прогулка на пассажирском судне. Впервые этот термин был использован в ХІХ веке, в период когда европейцы массово выезжали в Америку. В конце XIX века люди не просто любили путешествовать, а буквально жаждали приключений и новых открытий. В Англии, в 1835 г. были организованы регулярные прогулочные рейсы в Исландию. В это время появляются специализированные круизные компании, такие как судовладельческая компания P&O, White Star Line, Cunard Line и другие.

В 1900 году люди уже понимали, что круизы пользуются популярностью у состоятельных слоёв общества, соответственно возникла потребность в создании корабля, подходящего для отдыха состоятельным людям. Так и появился лайнер Prinzessin Victoria Luise, который осуществлял круизы круглый год, меняя лишь регионы. Это было первое судно построенное специально для круизов, а не просто для перевоза пассажиров, а интерьеры его напоминали интерьеры частной яхты. (см. Приложение 1,1А)

Таким образом, круизный отдых стал модным и быстро развивающимся видом туризма. Но круизные маршруты были дороги и поэтому привлекали лишь состоятельные слои населения, да и трагические события начала ХХ в. катастрофа «Titanic» и гибель парохода «Lusitania» с туристами на борту, привели к спаду в развитии круизов и судостроения. К этому добавилось появление боингов, которые делали путешествия ещё быстрее, а интерес к круизам и круизному отдыху начал угасать. Но не угас совсем. (см. Приложение 2)

Наиболее бурное развитие круизного туризма приходиться на конец 50-х гг. XX в. Идея путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащему компании Ford Motors. Им в 50-х гг. разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустрию развлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, рестораны, бары, тренажёрные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты, площадки для гольфа, а также различные шоу.

Цивилизованный рынок круизов возник после 1960 г. Расцвет круизного туризма приходится на 70-е года XX века. В это время в США была реализована идея круизных путешествий насыщенных развлечениями, относительно недорогих, ориентированных на средний класс. Стали строится однотипные суда, что упростило их эксплуатацию, также совершенствовалась технология наземного обслуживания, для чего создавались портовые терминалы с высокой пропускной способностью. Для привлечения пассажиров в круизы стали звать звёзд. (см. Приложение 3) По сравнению со своими старшими собратьями это были относительно тихоходные суда, для которых главной задачей была не перевозка пассажиров, а предоставление туристам полного комплекса услуг высшего качества. К 1980 г. круизный бизнес стали осуществлять уже 15 крупных мировых компаний.

 Однако речные круизы по Европе это нечто иное. Речные круизы на теплоходе нацелены на более спокойный, расслабленный отдых, и они созданы для того чтобы иметь возможность посмотреть на мир не прилагая к этому особых усилий. Словосочетание «речной круиз» вызывает мысль о маленьком речном судне, но это не всегда так.

Еще в Древнем Египте речной транспорт был основным транспортом, который использовали для перевозки людей и грузов. Против течения судно, как правило, шло на веслах или под парусом; иногда его тянули лошади или бечевой армией рабочих, которых называли бурлаками. С тех времен и до начала 18-го века, развитие речного и морского транспорта проходила несколько этапов, в XIX веке широкое распространение получили коноводные суда, которые действительно водили лошади и, как результат развития, с появлением паровых двигателей, появились первые круизные суда.  Вскоре паровая машина изменила облик речного флота - лебедку заменил пар. Однако во второй половине XIX столетия гребное колесо вытеснило все прочие типы движителей. А в начале XX века, особенно в центральной Европе, где большая сеть рек и каналов, способствовала развитию речного флота, как основного вида транспорта, уже стали строить самые совершенные для своего времени речные суда. Теперь суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по рекам и озерам, в состав которых входят грузовые самоходные суда, буксиры-толкачи, несамоходные шаланды, баржи, пассажирские теплоходы и вспомогательные суда 

Катание на лодке и прогулочном судне интересно, привлекательно, является хорошим способом досуга и отдыха в свободное время. Катание широко используется на любом водном пространстве, доступном и безопасном для такового в туристских центрах — в парковых прудах, реках, каналах, заливах, озерах, водохранилищах. Если не было естественного водного пространства, то при создании искусственных парков — уникальных произведений ландшафтной архитектуры — пруды и протоки отрывались, формировались плотинами и запрудами.

Многие реки обустроены гидротехническими сооружениями: набережными, плотинами, шлюзовыми системами, каналами, которые образуют водохранилища — значимые, искусственно созданные, водные пространства. Водопады, как естественные, так и искусственные, гидротехнические сооружения — плотины и шлюзы являются неизменными объектами туристского интереса. Старинные водные системы, даже не используемые сегодня, являются объектами и маршрутами туристских путешествий. Для осуществления судоходства на сложных озерных и морских пространствах устраиваются обводные каналы с системой шлюзов. Проход шлюзов и каналов вызывает неподдельный интерес у туристов. Для большинства туристов, привыкших открывать ежедневно сотни раз в день дверь офиса или собственной квартиры высотой 2 м, — подвижные ворота шлюзовой камеры высотой 40 м являются неким циклопическим чудом, а действо их открытия и заполнения камеры водой, поднятие (опускание) судна вдоль стенки шлюзовой камеры — завораживающим зрелищем.

Кроме того, крупные реки позволяют судоходство даже для океанских судов. Река Янцзы (Китай) судоходна для морских судов с большой осадкой на протяжении 340 км от дельты. Для сложных водных транспортных переходов, включающих большие открытые и даже морские пространства и речные системы, строят специальные суда с повышенными мореходными свойствами типа река-море, например для системы Волго-Балт. Озера, шхеры, мелкие и даже порожистые реки вызывают большой интерес для любителей сплава на плотах и лодках (rafting, boating, canoeing), что представляет собой отдельную отрасль спортивно-развлекательного туризма и имеет множество поклонников. Проход судов в скальных шхерах к Стокгольму — впечатляющее зрелище, редкий турист не полюбуется бесконечным разнообразием протоков, скал, островков, между которыми буквально протискиваются гигантские суда, похожие на фантастические утюги.

Нередко мосты являются украшением природного и рукотворного ландшафта, но для водного транспорта они создают помехи движению. В Санкт-Петербурге насчитывается более 400 мостов. Высота пролетов мостов не позволяет проходить под ними крупным судам, и для обеспечения судоходства устраивают разводные пролеты, причем в навигацию осуществляется ежедневная, преимущественно ночная, разводка мостов. Проход судна под пролетом разведенного моста являет собой яркое зрелище, волнующее зрителя, как туриста, так и местного жителя, привлекающее его внимание необычностью действа. За ночь на Неве осуществляется проводка до 30 судов через как минимум 8 больших разводных мостов. Самый впечатляющий  — Дворцовый мост, на ночную разводку пролетов которого в Белые ночи стекаются тысячи туристов и гостей города. В этот период при хорошей погоде на реке скапливаются сотни лодок, катеров, прогулочных судов. Разведенные пролеты Дворцового моста на Неве в Санкт-Петербурге в Белые ночи излюбленный объект, используемый художниками и фотографами, как красивый запоминающийся символ и образ. Иногда проводка судов под разведенными (поднятыми) пролетами мостов устраивается специально, как уникальное зрелище. Например, в середине XIX в. были организованы лодочные экскурсии по Темзе. Для отдыхающих в прибрежных селениях были построены аттракционы, таверны и гостиницы. В Темзу заходят крупные круизные морские суда и проходят под знаменитым мостом в центре Лондона, причем часто проводка осуществляется днем, чтобы массы туристов могли насладиться этим величественным действом.

Практически одновременно на другом континенте туристская компания Американ Экспресс выполняла экскурсии по Миссисипи на легендарном речном судне paddleboat Mississippi Queen.

Исходя из материала выше следует вывод, что реки во все времена были  важным и значимым путем для реализации торговли, открытия новых земель и в последствие развития путешествий по рекам, что дало толчок для развития речного круизного отдыха.

Информация о работе Оздоровительный туризм в Европе