Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:18, дипломная работа
Цель работы – разработать программу открытия туристического предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить перспективы мирового туризма;
- дать краткую историю развития отдельных видов туризма в Казахстане;
- описать современное состояние турбизнеса в Республике;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, порядок лицензирования, сертификации и страхования;
- определить оптимальную структуру управления туристским предприятием;
- сформулировать квалификационные требования к руководству предприятия;
- наметить должностные инструкции основных категорий работников туристской фирмы.
Экономическое значение туристской деятельности (например, для развивающейся страны) может быть оценено с точки зрения ее способности генерировать приток иностранных туристов или предоставлять средства для обеспечения более гибких цен в ее экспортной промышленности. В развитой же или индустриальной стране можно отметить способность туристской индустрии содействовать развитию экономики.
Значение туризма для
Современный туризм как экономическое явление:
· имеет индустриальную форму;
· выступает в виде турпродукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
· создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;
· представляет собой механизм
перераспределения
· является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
· характеризуется высоким
· возникает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;
· совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, именно их дифференциация и дискретность создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребность людей к познанию и перемене мест своего пребывания.
Приведенные выше данные о вкладе туризма в мировую экономику создают представление об эффективности туризма только в самом общем виде. К сожалению, все еще не существует единой методики по оценке вклада туризма в национальное и мировое хозяйства, и пока для иллюстрации вклада туризма в экономику (его экономического эффекта) используют следующие переменные:
· вклад туризма в создание национального дохода;
· влияние туризма на региональное развитие;
· туризм и платежный баланс;
· туризм и налоговые поступления в бюджет;
· туризм и рост числа рабочих мест;
Значимость каждой из этих составляющих для оценки эффекта от туризма известна, хотя теоретическая разработка оценки каждой из них требует дальнейших исследований. Особенно слабо обстоит дело с оценкой роли туризма в национальном доходе.
Таким образом, туризм способен оказывать влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.
Нужно также заметить, что туризм существенно отличается от других отраслей экономики: это по своему очень сложный сектор, который имеет свои особенности.
На сегодняшний день, являясь
одной из крупнейших, высокодоходных
и наиболее динамичных отраслей, уступая
по доходности лишь добыче и переработке
нефти, туризм (по данным Всемирной
туристской организации) обеспечивает
10 % оборота производственно-
По данным ВТО ежегодно одна треть
населения Земли принимает
Современное развитие туризма и производство туристских продуктов (услуг) невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые средства и технические условия производства, т. е. формируют материально -техническую базу туризма, а с другой доводят произведенные туристские продукты до потребителя.
Можно выделить следующие экономические функции туризма:
· производственная функция. Предприятие выполняет производственную функцию, если используются такие производственные факторы, как труд, земля и капитал;
· функция обеспечения занятости
населения. Количественный рост кадров
в туристской отрасли может быть
приостановлен только в результате
внедрения технических
· функция создания дохода. Кто работает, тот, как правило, получает доход от своей деятельности. С функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода. Это относится прежде всего ко всем людям, чьё рабочее место напрямую зависит от туризма.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует чёткая связь между тенденциями развития туризма и общего экономического развития. Туризм так или иначе оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества и в свою очередь туризм очень чувствителен к какому-либо экономическому изменению.
1.2 Прогнозы и перспективы
Анализируя тенденции, сложившиеся в туристской деятельности в 60-90-х годах XX века, следует выделить наиболее значимые факторы, которые благоприятствуют международному туристскому обмену, это:
· социально-экономические;
· демографические;
· экономические и финансовые;
· политические.
Значение социально-
Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов.
К социально - экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов.
Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов туристских связей - научного и делового туризма.
Демографические факторы также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристские потенциал, а в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы.
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни в
развитых странах мира ведет к
росту продолжительности
Таким образом, необходимыми предпосылками
возникновения массового
За четыре десятилетия (1950-1990 гг.) число прибытий в мире росло в среднем на 7.1% в год. К 1990 году ежедневно число людей, находящихся в заграничной поездке, насчитывало более 1 млн. Если в 1950 году число прибытий международных туристов составило свыше 25 млн., то к 1990 году их число достигло 455 млн. За этот период на международный туризм воздействовали факторы, которые могли значительно помешать его развитию. Но желание людей путешествовать оказалось сильнее этих факторов.
Особенных и наиболее значимых успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет. Изменение политической карты мира, которое произошло в конце 80-х - начале 90-х годов, существенно повлияло на развитие туризма. Например открытие границ и переход к рыночной экономике стран СНГ предопределили увеличение туристских потоков из этих стран на Запад.
В целом 90-е годы характеризовались спадом темпов роста международного туризма, которые составляли около 4% в год.
В 2008 году международные туристские прибытия достигли 925 миллионов, увеличившись в течение 2007 года на 17 миллионов, что составляет рост в 2%.
Общий 2-х процентный рост в 2008 году зиждется на высоких результатах первой половины года, предшествовавшего коллапсу финансовых рынков. Во второй половине года произошел резкий сдвиг в тенденциях, когда в каждый из последних шести месяцев 2008 года в международных туристских прибытиях наблюдалось затишье или происходил негативный рост. В целом, 6-и процентный рост между январем и июнем привел к одно процентному спаду во второй половине 2008 года. Несомненно, ухудшение мировой экономики бросает вызов международному туризму. Хотя никто, безусловно, не защищен от экономических бед, туризм с самого начала сопротивлялся экономическому спаду лучше, чем другие экономические сектора, такие как строительство, операции с недвижимостью или автомобилестроение.
Туристский спрос в целом сильно замедлился под влиянием исключительно неустойчивой мировой экономики (финансовый кризис, рост цен на товары и нефть, резкие колебания валютных курсов), что подорвало доверие как потребителей, так и мира бизнеса и привело к сегодняшней глобальной экономической рецессии. Так же необходимо отметить, рост цен на нефть влияет не только на авиаперевозки, но и провоцирует увеличение стоимости размещения в гостиницах, поскольку современный отель является энергоемким объектом. В связи с этим появилась тенденция перехода отелей «долларовых» направлений к расчетам в евро, что фактически является удорожанием предлагаемых услуг. Все эти факторы приведут к увеличению цен на туристские услуги во всем мире в среднем на 25-30%.
Во второй половине 2008 года, как уже было сказано, рост остановился, и число международных прибытий слегка снизилось, причем ожидается, что эта тенденция продолжится и в нынешнем 2009 году.
Отправной прогноз ЮНВТО состоит в том, что показатели будут еще более скромными. Согласно январскому выпуску 2009 года Всемирного барометра туризма ЮНВТО, в международном туризме ожидается стагнация (0%) или даже легкий спад (от -1% до -2%).[3] Присутствует, тем не менее, к тому же и высокая степень неопределенности, и многое зависит от эволюции экономических условий. Если в экономике появятся признаки скорого восстановления, то международный туризм может показать небольшой рост, но если положение в экономике будет и далее ухудшаться, тогда сегодняшние прогнозы могут быть пересмотрены в сторону снижения.
В течение всего 2008 года все регионы
имели положительные
Несмотря на общее замедление, ряд турнаправлений повсюду в мире показали в 2008 году весьма позитивные результаты во всех регионах мира – в особенности Гондурас, Никарагуа, Панама, Уругвай, Республика Корея, Макао (Китай), Индонезия, Индия, Египет, Ливан, Иордания, Марокко и Турция.
Спад международного туризма, который ожидает ЮНВТО в 2009 году будет находится в диапазоне от 0% до 2%. Помимо Американского региона, более всего пострадает регион Европы с точки зрения общих результатов в туризме, поскольку большинство ее направляющих рынков уже испытывают рецессию или входят в нее. В Азии и Тихоокеанском регионе результаты, по прогнозам, будут позитивными, хотя рост значительно замедлится по сравнению с результатами, показанными регионом в последние годы; это же справедливо и применительно к Африке и Ближнему Востоку.
Независимо от этой оценки ЮНВТО
подчеркивает тот факт, что ослабление
роста международного туризма происходит
после четырех лет
Существующие на сегодняшний день прогнозы развития туризма остаются, тем не менее, оптимистичными в стратегическом плане. По оценкам ВТО в 2010 г. число туристов составит 937 млн. человек, а к 2020г. – 1млрд. 600млн.. Численность населения мира приблизится к отметке 7 млрд. Нагрузка на все сферы Земли колоссальнейшая, объемы потребляемых ресурсов очень высоки.
Информация о работе Организация деятельности туристической фирмы