Организация деятельности туристской фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Цель моей работы – разработать программу открытия туристического предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить перспективы мирового туризма;
- дать краткую историю развития отдельных видов туризма в Казахстане;
- описать современное состояние турбизнеса в Республике;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, порядок лицензирования, сертификации и страхования;
- определить оптимальную структуру управления туристским предприятием;
- сформулировать квалификационные требования к руководству предприятия;
- наметить должностные инструкции основных категорий работников туристской фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.51 Кб (Скачать файл)

В отчетном периоде объем  инвестиций в туристскую отрасль  также увеличился на 2,5 раза по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года и составил 63,0 млрд. тенге.

4 марта увидел свет  ежегодный доклад Всемирного  экономического форума (ВЭФ) “Конкурентоспособность  в индустрии путешествий и  туризма 2009: Менеджмент в беспокойное  время” (The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009: Managing in a Time of Turbulence). Основной частью  доклада является Рейтинг конкурентоспособности  стран мира в сфере путешествий  и туризма (Travel & Tourism Competitiveness Index -TTCI). Итоговый ТТС1 составляется  на основе промежуточных индексов  по таким показателям, как уровень  развития транспортной, гостиничной  инфраструктуры, правового обеспечения,  политической стабильности, комфортности  ведения бизнеса, участия государства  в развитии отрасли, туристической  привлекательности, безопасности  в стране в целом и, наконец,  природного и человеческого потенциала  страны. Казахстан в этом году  занял в “общем зачете” 92-е  место (из 133 стран; 3,65 балла из 7 возможных).[5]

Сегодня наиболее перспективным  и посещаемым туристическим городом  в Казахстане является г. Алматы. Южная  столица имеет все предпосылки  для развития туристской деятельности. В южной столице сконцентрировано большинство отелей высшего класса, санаториев, пансионатов и туристских фирм. Город богат достопримечательностями  и местами отдыха. Инфраструктура туризма г. Алматы является самой  развитой в стране.

Город Алматы станет местом проведения зимних Азиатских игр (Азиады) в 2011 году. Основной целью является достойно представить Республику Казахстан  перед международным сообществом. Географическое положение города охватывает несколько климатических зон, что  делает г. Алматы наиболее привлекательным  для туристов.

Нельзя не учесть также  и тот факт, что г. Алматы –  это мегаполис, более полуторамиллионное население которого является потенциалом  для охвата туристским обслуживанием, вовлечения в туристскую деятельность.

Туристские фирмы. Рынок  туристских услуг южной столицы  представляют около 700 агентств и организаций, занимающихся туристической деятельностью  по всем видам туризма. Туристские агентства  г. Алматы составляют почти 70% удельного  веса от числа всех фирм, которые  осуществляют туристскую деятельность в Казахстане.

По данным экспертов, в  деятельности турфирм на сегодня  лидирует выездной туризм – более 90% туристских агентств занимают эту нишу. А вот приемом «въездных» туристов из других стран в данное время  занимаются только около 50-ти туристских фирм. Среди них есть как новички, так и известные компании (их не более 20-ти), которые входят в мировую  сеть туризма.

Наибольшее количество туристских фирм и объектов размещения действует  в Алмалинском 28%, в Медеуском 24,2% и в Бостандыкском 20,3% районах.

Алматинская область составляет 20% от туристского потенциала всей страны. В последнее время в развитии внутреннего туризма прослеживается тенденция роста, хотя и имелись  незначительные колебания показателей  в 2001 году, когда в г. Алматы было обслужено наименьшее количество «внутренних» туристов. С 2002 года ситуация стабилизировалась  и показатели стали расти. Так, за 6 лет показатель внутреннего туризма  значительно возрос, среднегодовые  темпы роста составляют 8-12%, кроме 2005 г., когда этот показатель составил почти 40%.

Доход от внутреннего туризма  намного меньше, чем от въездного  или выездного туризма. В 2007 году прибыль внутреннего туризма  составила лишь 3% от общего туристического дохода.

Хотелось бы отметить, что  по данному виду туризма приведено  только официально зарегистрированное количество туристов. На самом деле «внутренних» туристов гораздо больше. Т.к. основная часть из них не пользуется ни услугами туристских фирм, ни услугами отелей, а путешествует «своим ходом» и останавливается у родственников. Соответственно, в этом случае туристы  не регистрируются и статистика по ним не ведется.

Наряду с внутренним, въездной туризм является наиболее перспективным  и главным источником доходов  от туристской деятельности и туристических  предприятий города. В 2007 году количество въехавших туристов в г. Алматы составило 128 тыс. человек. С каждым годом это  количество растет. Но необходимо отметить, что хотя въездной туризм г. Алматы довольно высок, все-таки он на треть  меньше, чем выездной. Интересно, что  за 2007 год въездной туризм г. Алматы принес 10% от общего дохода деятельности туристских организаций.

В разбивке туристов по странам  проживания, посещающих г. Алматы, ситуация выглядит следующим образом:

Из общего числа туристов, посетивших г. Алматы в 2007 году, большую  часть составляют туристы из Турции (их 22% или 28160 человек), причем в основном это рабочие и специалисты  в области строительства, что  объясняется активной застройкой города.

На втором месте гости  из Германии – 19% (24320 человек), которые  заинтересованы в развитии нефтяной отрасли Казахстана и частично туристы, приехавшие на различные конгрессы  и семинары.

На третьем месте туристы  из соседнего Китая – 13% (16640 человек).

Меньше всего г. Алматы посещают жители Индии – 5120 (4%), а  также других стран мира (Израиль, Нидерланды, Франция, Швейцария, Япония, Литва и др.) – в совокупности 2560 человек (2%).

Анализ показывает, что  за последние годы заметно расширилась  география въездного туризма. (Рис. 1.) Так, число туристов из дальнего зарубежья  за последние 3 года увеличилось примерно на 163%. В то время как доля туристов из стран СНГ снизилась на 26%.

Среди въездного потока туристов по целям пребывания превалирует  бизнес-туризм – более 70% нерезидентов посещают г. Алматы с деловыми и профессиональными  целями.

Также необходимо отметить, что по данным экспертов объемы внутреннего  и въездного туризма имеют  тенденцию к росту. Так, в 2007 г. рост по въездному туризму составил 31,5%, по внутреннему – 25,5%.

Что же касается выездного  туризма (Рис. 2)., то он является основным источником доходов алматинских  туристских фирм. Доля выездного туризма  в общем объеме доходов от туристской деятельности составляет 80%.

В 2007 году наиболее посещаемыми  алматинцами странами стали: Турция – ее посетило 30% от общего числа  туристов-резидентов, что составляет 47400 человек. На втором месте по посещаемости оказался Китай – 23% (36340 человек). В  половину меньше жители г. Алматы посещают Объединенные Арабские Эмираты – 12% (18960 человек) и Россию – 11% (17380 человек). Другие страны посещения (Таиланд, Италия, Испания, Греция, Дания и др.) в  совокупности составляют 2% (3160 человек).

Целью значительной массы  туристов г. Алматы, которые выезжали за рубеж в 2007 г., оказался досуг, рекреация  и отдых – 57%. Четверть резидентов (24%) посещают разные города мира с коммерческой целью, 9% алматинцев выезжают за границу  с целью навестить родственников, друзей и знакомых. Деловые и профессиональные поездки резидентов составили 6,5%. Оставшиеся 3,5% целей туристических поездок  включают в себя оздоровительные, образовательные, паломнические, спортивные, экологические, культурно-познавательные и другие, которые могут входить в состав уже упоминавшихся целей. Фактически ничто не мешает туристам путешествовать с разными целями, т.к. в сознании потребителей поездка, к примеру, на лыжный курорт отождествляется с  основной целью отдыха, но также  может включать в себя и другие цели – спортивные или оздоровительные.

В 2008 году наблюдается общая  позитивная тенденция развития туристской индустрии по всем типам туризма: количество обслуженных посетителей  внутреннего туризма составило 315,7 тыс. человек или 46,2% от общего потока посетителей, въездной туризм составил 220,7 тыс. человек или 32,3%, а количество выехавших туристов составило 146,4 тыс. человек или 21,5%.

Объем оказанных услуг  в туристской индустрии составил 33272,8 млн. тенге в том числе  объем предоставленных услуг  объектами размещения составил 19622,2 млн. тенге или 59%, туристскими фирмами 13545,2 млн. тенге (40,7%) и индивидуальными  предпринимателями 105,4 млн. тенге (0,3%).

Главной целью обслуженных  посетителей являются деловые и  профессиональные цели – 64,1%, досуг, рекреация  и отдых – 30,3%, с коммерческой целью – 3,9%, остальные категории  целей составляют незначительный процент.

Несмотря на то, что финансовый кризис коснулся и туристской отрасли, основные качественные показатели за 2008 год Казахстан сохранил. Как  отметил председатель комитета индустрии  туризма Министерства туризма и  спорта РК Евгений Никитинский, «хотя  наблюдается уменьшение въездного  потока туристов в страну на 11% - с 5,2 млн. человек в 2007 до 4, 7 млн. человек  в 2008. На 15% выросли показатели выездного  международного туризма. Казахстанцы  продолжают путешествовать по миру».

По прогнозам, в 2009 году объем  внутреннего туризма должен составить 4 млн. человек, объем въездного туризма - порядка 5 млн. человек.

О переориентации туристских потоков в сторону внутреннего  туризма говорит Казахстанская  Туристская Ассоциация (КТА). Согласно данным, озвученным главой этой организации  Рашидой Шайкеновой, в 2009 году внутренний туризм возрастет на 25%по сравнению  с прошлым годом.[6] Как видно, в условиях кризиса государство возлагает большие надежды на внутренний туризм.

Подытоживая, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день превращение  Алматы в центр туристской индустрии  республики является одной из приоритетных задач, стоящих перед Управлением  предпринимательства и промышленности г. Алматы. При правильной разработке механизмов реализации сфера туризма  может стать сектором, обеспечивающим наряду с торговлей значительную часть поступлений в городской  бюджет. В выполнении программы задействованы  государственные органы, представители  туристского бизнеса, общественные и научные организации, что позволило  за период реализации создать хорошие  предпосылки для дальнейшего  развития туризма.

Постановлением Правительства  Республики Казахстан от «30» декабря 2008 года утверждён План статистических работ на 2009 год.[7] Представленные в нём статистические данные позволят увидеть более полную картину туристского бизнеса в Республике Казахстан.

 

Глава 2. Регистрация  туристского предприятия 

 

2.1 Выбор организационно-правовой  формы

Независимо от того, какое  место выбрано на туристическом  рынке – турагент или туроператор, деятельность следует начинать с  регистрации туристической фирмы  и оформления всех необходимых сопутствующих  документов.

Для начала нужно выбрать: создавать ли юридическое лицо (например, ТОО или АО) или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (или как его еще называли раньше «частного предпринимателя»).

В условиях современной рыночной экономики весьма актуальна тема выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей  предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и Казахстане.[8] Принимая решение о таковом выборе, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

В зависимости от целей  коммерческие предприятия могут  иметь различные организационно-правовые формы, но для регистрации туристической  деятельности, как правило, используется форма регистрации ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью. Это  сегодня одна из самых распространенных организационно-правовых форм. Но в  любом случае, однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Его каждый должен найти для себя сам, рассмотрев «плюсы» и «минусы» каждого правового  статуса. «Плюсы» и «минусы» в  кавычках, потому что один и тот  же фактор в разных ситуациях может  быть преимуществом или недостатком, и данное деление условно.

Рассмотрим некоторые  особенности правовых статусов юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, на которые следует обратить внимание при выборе юридической формы  осуществления предпринимательской  деятельности.

Индивидуальный предприниматель. «Плюсы»:

1. Индивидуальный предприниматель  платит меньшее количество налогов  и, в большинстве, случаев по  более низким ставкам, чем юридическое  лицо.

Размер налоговых ставок зависит от налогового режима, в  котором работает предприниматель. При осуществлении деятельности на основе патента доход предпринимателя  облагается по ставке 2% (статья 436 Налогового кодекса Республики Казахстан). При  работе на основе упрощенной декларации доход облагается по ставке 3% от выручки (статья 436 Налогового кодекса).

При обоих указанных налоговых  режимах под облагаемым доходом  понимается общая сумма выручки  за товары, работы, услуги. Суммы равными  долями уплачиваются в виде индивидуального  подоходного и социального налогов (последний - за минусом социальных отчислений).

Если предприниматель  применяет общеустановленный порядок  исчисления и уплаты налогов, его  доходы будут облагаться налогами по следующим ставкам. Индивидуальный подоходный налог составит от 10% от суммы дохода (статья 158 Налогового кодекса Республики Казахстан). При  этом облагаемый доход составляет разницу  между выручкой и расходами по получению дохода. Социальный налог  будет уплачиваться в размере 2 месячных расчетных показателей (МРП) за себя и 1 МРП за каждого наемного работника (ст. 358 Налогового кодекса).

Информация о работе Организация деятельности туристской фирмы