Основы индустрии гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:17, методичка

Краткое описание

Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы индустрии гостеприимства.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

 

Для центральной фирмы всегда выгодно, если в стране имеется развитое предпринимательство, которое обладает финансовыми и  кадровыми ресурсами и, как следствие, способно выполнять функции генерального франчайзи. Франчайзер, как правило, охотнее заключает прямые франчайзинговые договоры в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Не менее важными факторами, оказывающими влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга, являются различия языка, законов, традиции, пристрастия потребителей и т. д.

 

 

По прогнозам экономистов система  франчайзинга должна прижиться в  российских условиях организации и  управления гостиничным хозяйством, так как не требует изменения  формы собственности.

 

Основным плюсом франчайзинга является то, что он содержит в себе современные  отработанные технологии ведения бизнеса, которые дают возможность избежать ошибок организационно-технического характера. Но для нормального функционирования франчайзинга как организационно-экономического инструмента необходимо наличие в стране стабильной законодательной базы, которая пока еще не сложилась в нашей стране. Для вхождения во франчайзинговую сеть отечественные предприниматели должны уплатить относительно небольшой стартовый сбор.

 

4.3. Номерной фонд. Классификация  гостиничных номеров

 

Номерной фонд – это общее  количество номеров разного уровня комфорта, находящихся в распоряжении дирекции гостиницы или менеджмента  гостиничной цепи. Обслуживанием  номерного фонда занимается специальная дирекция, состоящая из разных служб (портье, горничных, текущего ремонта, объединенной сервисной группы, безопасности).

 

На руководителе дирекции лежит  ответственность за оказываемые  гостиницей услуги и за поддержание  номерного фонда в соответствии с принятыми стандартами.

 

Номер – это жилое помещение, которое оборудовано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  гостинице данной категории, и состоящее, как правило, из одного или нескольких мест проживания.

 

Койко-место – площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним человеком.[12]

 

Классификация гостиничных номеров

 

Существуют различные критерии, учитывающиеся при классификации  гостиничных номеров:

 

1) количество мест в номере. Бывают  номера одно-, двух-, трехместные и т. д. В двухместном номере одновременно могут проживать два гостя. Двухместный номер может иметь две кровати, которые могут стоять либо рядом друг с другом, либо раздельно друг от друга, или иметь одну двуспальную кровать, которая предназначается для супружеских пар;

 

2) количество комнат в номере. Номер может состоять из одной,  двух, трех комнат;

 

3) в зависимости от назначения  бывают:

 

а) номера бизнес-класса. Их клиентами  являются лица, пребывающие в деловых  поездках и командировках. Отличием этих номеров от других является то, что они содержат такие обязательные атрибуты кабинета, как рабочий стол, телефон, факс, компьютер;

 

б) номера-апартаменты. Состоят из двух, трех, четырех комнат. В таких  номерах обычно размещаются семейные пары на долгий срок пребывания. Так как это номера для долгосрочного пребывания, то они обязательно имеют кухню с необходимым набором бытовой техники;

 

в) номера экономического класса. Предназначены  для различного контингента гостей. Имеют скромное убранство и  минимальный набор необходимых удобств (кровати, тумбочки, стол, стулья, шкаф). За пределами номера находятся душ, ванная, туалет, холодильник, телевизор. Такие номера имеют невысокую цену;

 

г) люкс-апартаменты. Самая дорогая  категория номеров, которые состоят не менее чем из трех комнат. В Российской Федерации имеются следующие категории номеров.

 

Сюит. Площадь не менее 75 м2. Состоит  из трех и более жилых комнат. Отличительной особенностью такого номера является наличие нестандартно широкой двуспальной кровати (200×200 см) и дополнительного гостевого туалета.

 

Апартамент. Имеет от двух и более  жилых комнат, площадью не менее 40 м2.

 

Люкс. Имеет площадь не менее 35 м2, предназначен для проживания одного-двух человек.

 

Студия. Имеет площадь не менее 25 м2, и как следствие, однокомнатный. В нем могут проживать от одного до двух человек. Планировка номера позволяет использовать свободное пространство как кабинет или столовую.

 

Номер первой категории. Состоит из одной жилой комнаты. В комнате  находятся одна или две кровати, есть санузел. В номере могут проживать как один, так и два человека.

 

Номер второй категории. Состоит из одной жилой комнаты с одной-двумя  кроватями. В нем могут проживать  один или два человека. Санузел  в таком номере, в отличие от номера первой категории, неполный.

 

Номер третьей категории. Состоит  из одной жилой комнаты, где количество кроватей зависит от числа проживающих. Санузел неполный.

 

Номер четвертой категории. Состоит  из одной жилой комнаты, имеющей  количество кроватей в зависимости  от числа проживающих. В номере имеется умывальник.

 

Номер пятой категории. Также имеет  одну жилую комнату, имеющую количество кроватей в зависимости от числа  проживающих. Умывальник располагается  в коридоре. Номер предназначен для  проживания двух человек.

 

Европейская классификация номеров:

 

Extra bed – номер с одной большой кроватью, предназначенной для семейной пары.

 

Double twin – номер, имеющий две кровати.

 

Triple – номер с двумя кроватями и диваном, на котором может спать ребенок.

 

Single – номер таких же размеров, как и double twin, но с одной кроватью.

 

Unior suite – двухместный однокомнатный номер, имеющий улучшенную планировку.

 

De luxe – такой же номер, но с более дорогой обстановкой.

 

Suite – номер, который имеет гостиную и спальню с дорогой мебелью и оборудованием.

 

Business – просторный номер, оснащенный компьютером и факсом, необходимыми для работы бизнесмена.

 

Family studio – семейный номер, имеющий две смежные комнаты.

 

President – это самые дорогие номера в гостинице, так как они имеют несколько спален, рабочий кабинет и, как правило, два или три туалета.[13]

 

Существуют дополнительные услуги, предоставляемые отелями (стирка, доставка в номер еды и напитков, просмотр программ кабельного телевидения, пользование  сейфом).

 

4.4. Стандартизация и система управления качеством в гостиничном хозяйстве

 

Одним из самых важных показателей  работы гостиницы является качество ее обслуживания.

 

Под стандартом принято понимать нормативное  издание, устанавливающее необходимые  качественные характеристики, утверждаемое компетентным органом.

 

На сегодняшний день существует Международный стандарт ISO 9000, для соблюдения которого необходимы:

 

1) достаточная материальная база;

 

2) вполне квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);

 

3) хорошая организационная структура.

 

Базовыми составляющими качественных услуг являются квалифицированный  персонал и материальная база.

 

Для управления качеством должны присутствовать следующие системы:

 

1) система, отвечающая за подбор  персонала и его обучение;

 

2) система, осуществляющая контроль  качества оказываемых услуг в  гостинице. Для полноценного функционирования  данной системы каждое гостиничное  предприятие должно иметь свой  собственный кодекс стандартов, который должен учитывать требования и пожелания клиентов, в первую очередь клиентов постоянных;

 

3) система мониторинга удовлетворенности  клиентов. Для ее функционирования  необходимо проводить анализ  жалоб и предложений клиентов. Если не оставлять жалобы клиентов  без внимания, то можно добиться больших преимуществ перед конкурентами.

 

Об эффективном управлении качеством  в гостинице свидетельствуют  следующие факторы:

 

1) эффективное маркетинговое управление;

 

2) отраслевой стандарт качества;

 

3) работа над совершенствованием  производственных процессов;

 

4) подбор служащих в соответствии  со степенью и видом профессиональных  качеств;

 

5) наличие нормативов выработки;

 

6) развитая корпоративная культура.

 

В разных гостиничных сетях применяются  корпоративные стандарты. Гостиницы, работающие на основе франшизы, в России управляются при соблюдении корпоративного стандарта. Роль стандартов заключается в том, что они дают возможность контролировать качество и постоянство предоставляемых услуг. Корпоративный стандарт должен ассоциироваться с торговой маркой. Минусом франшизы является то, что такой договор не позволяет владельцам гостиницы выбирать, применять или не применять стандарт обслуживания, принятый в данной корпорации. Но выходом из такой ситуации будет нахождение гостиничной корпорации, которая будет согласна управлять их гостиничным объектом или передать технологию обслуживания на основе своего корпоративного стандарта.

 

Корпоративные стандарты формировались  на протяжении многих лет, «впитывая» в себя специализацию гостиничного оператора и развитие потребительского спроса на гостиничные услуги. Сейчас практически все международные гостиничные бренды имеют свой корпоративный стандарт, который строго соблюдается, невзирая на географическое расположение гостиницы.

 

Так как в современном гостиничном бизнесе России очень много зарубежных корпораций, то они оказали большое влияние на создание корпоративной культуры в нашей стране.

 

Корпоративная культура – это система  ценностей и убеждений, разделяемых  всеми работниками, коллективное сознание и менталитет организации.[14]

 

Цель корпоративной культуры –  сформировать нужное поведение работников гостиницы, их взаимоотношения с  клиентами и руководством, поставить  перед ними цели.

 

Одной из составляющих частей современной  корпоративной культуры является система Всеобщего управления качеством (TQM), в основе которой лежат следующие принципы:

 

1) принцип ориентации на потребителя,  заключающийся в необходимости  следить за текущими и будущими  потребностями потребителей;

 

2) принцип главенствующего положения  руководителя. Хороший руководитель должен обеспечить наличие единого экономического плана гостиничного предприятия;

 

3) принцип полного вовлечения  работников в процесс обслуживания  предприятия;

 

4) принцип подхода к системе  качества как к процессу;

 

5) принцип системного подхода к процессу управления;

 

6) принцип работы над постоянным  улучшением деятельности организации  в целом.

 

4.5. Меры поддержки гостиничной  отрасли за рубежом

 

В странах, в которых имеется  большое число туристических  мест, уделяется большое внимание созданию нормативной базы, которая могла бы стимулировать гостиничный бизнес. В таких странах отмечается большое число инвестиций в туристический бизнес. Это обусловлено прежде всего тем, что при развитии туристического бизнеса в стране создается большое число рабочих мест. Для привлечения иностранных и внутренних инвестиций и займов государство устанавливает для них налоговые льготы.

 

Меры, направленные на развитие гостиничной  индустрии:

 

1) помощь в нахождении земельных  участков для застройки;

 

2) содействие в проведении маркетинговых исследований;

 

3) отсрочка платежей;

 

4) развитие государством инфраструктуры  для проектов;

 

5) налоговые и таможенные льготы  при импорте оборудования, не  производящегося в стране.

 

Также в качестве льгот выступает  отсутствие налогов на прибыль.

 

Льготы финансового характера, применяемые в некоторых странах:

 

1) Израиль. Государство возвращает  инвестору до 30 % затраченных средств  в форме прямых отчислений  и налоговых льгот;

 

2) Турция. Государственные дотации  в гостинично-туристский комплекс составляют около 40 %. Такой подход позволяет устанавливать конкурентоспособные цены. Для удобства расчета на территории страны принимается любая конвертируемая валюта;

 

3) Мексика.  Имеются свободные зоны от  налогообложения вокруг курортов Акапулько и Канкун;

 

4) Марокко.  План развития туризма основан  прежде всего на прямых бюджетных  инвестициях в проекты, способные  в дальнейшем приносить прибыль;

 

5) Индонезия.  Признала остров Бали свободной  экономической зоной, что привело  к снижению цен. Распространены прямые бюджетные инвестиции в развитие комплекса обслуживающих структур;

 

6) Испания.  Разработан план, направленный на  повышение конкурентоспособности  испанского туристического бизнеса.  Для осуществления поставленных  задач проводятся реконструкции гостиниц в основных курортных зонах, уделяется большое внимание развитию сельского туризма в районах, не имеющих пляжей (Валенсия).

 

Потенциальных инвесторов, как правило, стараются  склонить к тому, чтобы они осуществляли инвестирование в проекты, находящиеся в развивающихся регионах. Инвестор должен также соблюдать определенные требования, выгодные для государства:

Информация о работе Основы индустрии гостеприимства