Оценка развития мирового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….2
Глава 1. Общее представление туристической отрасли ....................................3
1.1. История развития мирового туризма………………………………………3
1.2 Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности ........................................................................................................13
Глава 2. Основные тенденции развития мирового туризма……………….….17
2.1 Динамика и тенденции международного туризма и его макро-региональная структура………………………………………………………... 17 2.2 Состояние организации международного туризма в современных условиях………………………………………………………………………….20 2.3 Сущность и экономическое содержание туризма………………………...23 Глава 3. Перспективы развития мирового туристского рынка в России…….26 3.1Прогнозы развития международного туризма……………………………..26 3.2 Материальное благосостояние и отдых…………………………………....30
3.3 Экономические закономерности туристского рынка……………………..32
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

Указанные два способа  производства услуг обусловливают  и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными  продуктами, производство которых неотделимо от их потребления. 
 Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок. 
 Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт".

 

 

 

 

Турпродукт включает: 
 - туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.); 
 - туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.); 
 - товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.). 
 
 Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. 
Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине.  И расходуя деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. 
 Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. ¦

Рис. 3.1 наглядно иллюстрирует данный подход. Когда туристы из России совершают путешествие в  Японию, это становится туримпортом в экономику России. Деньги японских туристов, потраченные в России, являются туримпортом для японской экономики. 
 

 

 

 

При туристском экспорте направление  денежного потока совпадает с  направлением потока туристов, тогда  как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно (см. рис. 3.1). Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении.

 
Рис. 3.1. Экономическое сравнение  товарных и туристских потоков

В настоящее время старое понятие "отрасль" постепенно размывается. 14Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом. 
 Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.9 
 Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки. 
 Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. 
 Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ). 
 Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Перспективы развития мирового туристского рынка в России

3.1 Прогнозы развития международного туризма

Осознание человеком, что  он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведет  к расширению рынка туристских поездок, особенно целевых. На конференции ВТО  в Лиссабоне по результатам исследования "Tourism: 2020 Vision" провозглашены пять перспективных туристских направленийXXI7 в, 
 1.1 Приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков манят самые дальние точки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристские потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта.                                                                                                               Самая привлекательная точка края Земли - Антарктида. 10 тыс. туристов уже посетили этот ледовый континент. Стоимость тура в Антарктиду - от 10 до 16 тыс. долл. США. Вопрос о превращении трех своих исследовательских баз в Антарктиде в туристские центры решает Австралия. Великобритания, Новая Зеландия и Россия открыли в Антарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом. 
 2. Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами  
 3. Экотуризм. Главная цель экотуризма - сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы. 
 4. Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культуры.  
 5. Тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например к климату местности, превалирующему над остальными турист скими мотивами. Популярность тематических парков как мест отдыха (в мире строится несколько таких парков) будет возрас тать с каждым годом.

Темпы роста международных поездок на период 1995-2012 гг., среднегодичный процент изменения [8.9]

Регионы-поставщики туристов

1995 г., факт

2000-2005 гг., факт

2005-2010 гг., факт

2010-2012 гг., прогноз

Европа, включая Средиземноморье

5,3

1,7

3,5

4,3

Северная Америка

3,6

6,7

5,1

5,0

Центральная и Южная Америка

5,1

6,5

7,1

6,3

Юго-Восточная Азия

10,1

7,9

5,8

4,8

Дальний Восток

13,9

8,6

6,9

8,2

Австралия / Южная Африка

5,6

5,6

6,0

6,2

Основные страны-поставщики туристов

5,5

3,4

4,4

4,4

Остальные страны

7,0

3,5

4,3

3,7

Всего в мире

5,7

3,4

4,4

4,3


Европа как источник и потребитель туристских потоков имеет в перспективе средний показатель, что выявляет возможные варианты развития регионального туризма. Например, перспективы выездного туризма из Европы в Америку, Восточную и Южную Азию, страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем выше среднего, а в Ближневосточный регион - показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями и малопривлекательностью расположенных в нем стран. 13  Перспективы выездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем. Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего, несмотря на небезопасную для туристов политическую нестабильность в регионе, сбои в авиадоставках из основных стран-поставщиков туристских потоков, а также недостаток средств для развития туристского продукта и продажи его за рубеж. 
 Ближний Восток имеет в перспективе впечатляющий экономический рост, что создает условия для роста выездного туризма и позволяет оценивать его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны, стабильность в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другой стороны, привлекательность региона выражена неясно, идет процесс изучения и исследования этой ситуации. Рост показателей въездного туризма на Ближний Восток будет осуществляться в основном в рамках развития внутрирегионального туризма, но не за счет Европы и Америки. 
 Африка как регион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма. Средний показатель роста въездного туризма в Африку будет характерен для поездок из Европы, Америки и Ближнего Востока. 
 Страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна могут быть оценены в перспективе показателем выше среднего как по выездному, так и по въездному туризму. Наиболее принимаемыми регионами выездного туризма из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна будут субрегионы Латиноамериканского континента, а также страны - партнеры Восточной Азии, Тихоокеанского бассейна (внутрирегиональный туризм) и Южной Азии. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны. Согласно прогнозу ВТО Китай к 2020 г. станет ведущим туристским направлением в мире, обогнав лидирующую пятерку - Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 г. 137,1 млн.

Прогноз самых популярных туристских направлений к 2020 г.

Страна

Количество туристских прибытий, млн

Доля на мировом туристском рынке, %

Динамика роста 1995-2020 гг., %

Китай

137,1

8,6

8,0

США

102,4

6,4

3,5

Франция

93,3

5,8

1,8

Испания

71,0

4,4

2,4

Гонконг

59,3

3,7

7,3

Италия

52,9

3,3

2,2

Великобритания

52,8

3,3

3,0

Мексика

48,9

3,1

3,6

Россия

47,1

2,9

6,7

Чешская Республика

44,0

2,7

4,0

Всего

708,8

44,2

-


 

3.2 Материальное благосостояние и отдых

Существует четкая связь  между тенденцией развития туризма, общим экономическим развитием  и личными доходами граждан. Туристский рынок очень чувствителен к изменениям в экономике. При стабильности цен роит полного реального личного потребления на 1 % ведет к остановке расходов на туризм; при росте личного потребления на 2,5 % затраты на туризм увеличиваются на 4 %, а рост личного потребления на 5 % увеличивает расходы на туризм на 10 %. при полном реальном личном потреблении ниже 1 % в туризму наблюдается спад. Но в каждой конкретной стране как источнике туризма реакция на изменения в экономике проявляется по-своему и может существенно отличаться от среднего показателя 
 Ожидаемое в мире увеличение личного дохода граждан как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах приведет: 
 - к более интенсивной туристской деятельности и, в частности, к увеличению числа потребителей турпродукта с высокими доходами; 
 - увеличению средств, выделяемых обществом на развитие туризма. 
 В будущем население всех индустриальных странах будет характеризоваться как имеющее повышенное "качество жизни". Отдых, путешествия, хобби и искусство станут основными элементами, заполняющими свободное время человека. 
 Изменение цен на туристский продукт будет определяться не только уровнем и ростом дохода, используемого в целях туризма, но и факторами ценообразования на турпродукт. Во второй половине XX в. рост цен в туризме отставал от инфляции, что "явилось результатом развития конкуренции на туристском рынке. Законодательные ограничения на операции на авиалиниях и продолжающееся производство более вместительных и комфортабельных самолетов сохранят свое влияние на тенденции в туристском ценообразовании. 
 Изменения в валютных курсах также будут оказывать влияние на стоимость зарубежных поездок, что отразится на развитии туризма. 
 Таким образом, увеличение действительного располагаемого дохода прямо пропорционально отразится на расходах на туризм: они станут важной статьей социальных фондов. Расходы на занятия любимым делом, развлечения, спорт, культуру и т. д. будут возрастать.

3.3 Экономические закономерности туристского рынка

Вся классическая наука исходит  из того, что одним из основных законов  рынка является закон стоимости, который действует и на туристском рынке.5 
 Суть закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости предполагает формирование у каждой отдельной туристской фирмы индивидуальных затрат труда и ресурсов и соответственно формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены на турпродукт, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и цены, а общественные и рыночные, в основе которых лежат ОНЗТ. Помимо ОНЗТ на стоимости и цены оказывают влияние и другие факторы, например внутриотраслевая конкуренция. 
 
 Закон стоимости выполняет 3 основные функции: 
 
 1. Стимулирующая функция. Ее сущность состоит в том, что закон стоимости побуждает производителей в туризме экономить труд, ресурсы и капитал, побуждает повышать эффективность производства, понижать индивидуальную стоимость и устанавливает на рынке единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ. 
 2. Распределительная функция. Закон стоимости через механизм рыночных цен побуждает производителей туристских товаров и услуг направлять свой капитал и ресурсы в те сферы рынка, где прибыль выше. Этой функцией закона объясняется тот факт, что некоторые из российских турфирм обратились в последнее время к организации дорогостоящего, но находящего определенный спрос у потребителей экзотического туризма. Конкуренция на этом рынке невысока, что позволяет фирмам устанавливать высокие цены и получать сверхприбыли.  
 3. Функция дифференциации производителей. Механизм рыночных цен разоряет одних производителей туристского продукта и обогащает других. Закон стоимости в условиях туристского рынка выступает как своеобразная "невидимая рука", которая направляет туроператоров и турагентов к своей цели - получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Валеев К. А .Специфика анализа . Мир туризма, 2006, с 12-27 
2. Евсеева Е. А. Учет  2007, с38-41 
3. Ф.Н. Филина. Классификация затрат.

Российский бухгалтер , 2007, с19-21

4.И. Демко Мировой рынок туризма в 2009 году // Вокруг света - 2010.- Режим доступа.: http://www.salut.md/news/

5.Папирян Г.А. «Экономика  туризма», М., 2005., с.31-41.

6.Сенин В.С. Организация международного туризма. - М., 2007, с 7-22

7.С. Савельєв // Туристский бизнес развивается, несмотря на кризис //Вокруг света - 2009.- Режим доступа.: http://www.orexca.com/news/archives/                                                              8. http://enbv.narod.ru/text/Econom/me/zverev/str/07.htm

Информация о работе Оценка развития мирового туризма