Оценка развития мирового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть оценку развития мирового туризма
Задачи:
1. Определить сущность и особенности туризма
2. Провести анализ современного состояния туризма
3. Определить перспективы развития туризма

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мылтасова НОВАЯ.docx

— 124.76 Кб (Скачать файл)

«Защита окружающей среды должна устоять  перед давлением со стороны организаций  или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.).

Для жителей Европы и Америки  путешествия по охраняемым природным  территориям, т. е. экологический туризм давностали одним из самых распространенных видов отдыха. В различных регионах они составляют от 20 до 60% от общих объемов международного туризма. Экологический туризм в туристической индустрии за рубежом является главным источником валютных доходов. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. Первый российский заповедник - Баргузинский - был создан в 1916-году.

Кроме заповедников в России - 35 национальных парков и 68 федеральных заказников1. Наша система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире:

- 22 российских заповедника имеют  международный статус биосферных  резерватов ЮНЕСКО;

- 25 заповедников, национальных парков  и других ООПТ находятся под  юрисдикцией Всемирной конвенции  о сохранении культурного и  природного наследия;

- 30 заповедников, национальных парков  и заказников - под юрисдикцией  Международной конвенции о водно-болотных  угодьях;

- 4 заповедника  имеют дипломы Совета Европы;

- 3 заповедника входят в состав  международных трансграничных особо  охраняемых природных территорий.1

- По способу  передвижения.

Это может быть пешеходный туризм, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм.

- Использования  транспортных средств.

Туризм предполагает перемещение  людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы), сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

- По сроку поездки.


Путешествие по стране проживания или же вне  страны проживания может длиться  от 24 часов до 6 месяцев по международному законодательству, максимальный срок - 1 год. Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет роль при  определении максимального предела, после которого посещение не считается  больше туристическим. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного  дня.

- Сезонности.

Активный туристический сезон. Характеризуется большим потоком  туристов. В России он делится на два основных периода, т. е. он двухсезонный:

1) летний (с конца мая по середину  сентября в период летних отпусков  и школьных каникул);

2) зимний (с середины декабря  до конца февраля - период горнолыжного  сезона, рождественских и новогоднего  праздников);

- межсезон (полусезон). В нашей стране - осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном;

- несезон.

В последние годы круглогодично  работают лишь несколько крупных  санаториев, остальные закрываются  с начала октября до конца апреля в связи с тем, что туристов приезжает очень мало или они  вообще не приезжают, и поэтому дальнейшая работа становится нерентабельной; для  них наступает несезон или так называемый «мертвый» сезон.

Несезон характерен для тех районов, которые посещаются туристами в определенное время года (они являются односезонны-ми). Примером может послужить курортная зона побережья Литвы (Нида, Паланга, Юодкранте). В летнее время, особенно в июле, августе, поток туристов настолько велик, что достаточно сложно найти свободный номер в одной из гостиниц, в остальное время года курорт пустует, поскольку с моря дует очень сильный пронизывающий холодный ветер.

- По уровню  организации.

Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или нескольких лиц, связано с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами.

Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц (путешествие считается групповым, если количество ее участников составляет не меньше шести и более человек по международным стандартам) по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.

Организация путешествия может  носить организованный и самодеятельный характер.

Путешествие отдельного туриста или  группы туристов по предварительно разработанной  туристической фирмой программе  называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым  туристическим сервисом, который  оговаривается в заранее приобретенных  турах.

Самодеятельный, или так называемый альтернативный, туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой.

- По демографическим  и социальным составам участников  поездки.

В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и  др.). Играет роль и возраст туриста: в последнее время, значительно  увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста.

- По направленности  туристических потоков.

- Интенсив-туризм

Представляет  собой поощрительную поездку  за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и  т. д.).

Классификация в туризме имеет  важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.

 

 

                   1.3  Показатели развития туризма в регионе

 

Эффективность туризма означает получение  экономического результата от:

- организации  туризма;

- туристского  обслуживания;

- производственно-обслуживающего  процесса туристского предприятия.

Экономическая эффективность туризма  является составным элементом общей  эффективности общественного труда.

Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется  системой экономических показателей, ко­торые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

- объем туристского  потока;

- величина  туристских расходов;

- состояние  и развитие материально-технической  базы;

- показатели  финансово-экономической деятельности;

- показатели  развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем  туристского потока, относятся: общее  количество туристов (в том числе  организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.

Общее число туристов измеряется количеством  человек, которые приняли участие  в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе)*:

                         Д = Ч х tcp,

где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество туристов, чел; tcp— средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина суммарных туристских расходов P в данном регионе определяется следующим образом:

                      Р= Д × Рср

 

Однако туристский поток — явление  неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

Кн = Дmax / Дmin × 100%;

Кн = Дmax / Дгод × 100%;

Кн = Дmax / Дсм × 100%;

 

где Дmax, Дmin— число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.


 

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.

             Дсмгод/12.

 

 Материальной основой воспроизводственной  деятельности любого хозяйствующего  субъекта являются производственные  потребности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической ба­зе. Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической  базы туризма входят:

- туристские  фирмы и агентства;

- гостиницы;

- туристские  базы;

- предприятия  питания и торговли;

- автотранспортные  предприятия;

- пункты  проката туристского снаряжения  и инвентаря;

- бюро реализации  туристских путевок;

- контрольно-спасательные  службы (посты);

- туристские  клубы, станции и т. п.

Показатели, характеризующие состояние  и развитие материально-технической  базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним  относятся:

- коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев  и т. п.;

- число коек, предоставляемых местными жителями;

- число мест  в торговых залах предприятий  питания для туристов;

- число мест  в театрах, отведенных для туристов;

- число ванн  в водолечебницах для туристов  и т. д.

 

 Мощность  коечного фонда определяется  по формуле:

Мк= Кг× 365+Кс× tc

   где Мк — общее количество койко-мест, ед.; Кг — число койко-мест круглогодичного использования; Кс — число койко-мест се­зонного использования, ед.; tc— число дней сезонного использования, дней.

 

Показатели  финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:

- выручку  от реализации туристского продукта;

- показатели  использования ресурсов рабочей  силы;

- показатели  использования основных фондов  и оборотных средств;

- показатели  производительности труда и фонда  заработной платы;

- показатели  финансового состояния туристского  предприятия.

Выручка от реализации туристского продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затра­ты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется:

- при  расчетах наличными деньгами  — при их поступлении в кассу  как произведение цены единицы  товара (услуги) на его ре­ализованное количество;

- при  безналичных расчетах — по  мере поступления денежных средств  на расчетный счет предприятия  в учреждение банка за купленный  туристский продукт.

Отдельно  выделяются показатели, характеризующие  состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

- количество  туристов, посетивших зарубежные  страны (определяется по числу  пересечений государственной границы);

- количество  трудодней по иностранным туристам

Показатели  развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

 

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА

         2.1. Характеристика рынка туристических услуг

 

На современном  этапе развития общества повышается социально-экономическая значимость туризма как одной из важных и  динамично развивающихся сфер мирового хозяйства. Развитие туризма имеет  большое значение для государства  в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и  общества. Развитие сферы туризма, обладающей экономическим мультипликативным  эффектом, имеет важное значение в формировании валового внутреннего продукта и нацелено на повышение качества жизни населения. В связи с этим в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, существенным звеном инновационного развития страны. Основные направления развития туризма в России определены в Стратегии его развития в Российской Федерации на период до 2015 года и плане мероприятий по её реализации. Положения Стратегии являются основой для общегосударственного понимания места и роли туризма в экономике страны.

Информация о работе Оценка развития мирового туризма