Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:17, дипломная работа
Целью работы является оценка значения праздников и событийного туризма для развития туристского центра – города Москвы.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается состояние событийного туризма в мире и России;
- исследуется состояние событийного туризма в Москве на основе анализа культурно – исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов. Определяющих развитие событийного туризма;
- оцениваются перспективы развития событийного туризма в туристском центре – городе Москве и разрабатывается новый событийный тур «Москва новогодняя».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В МИРЕ И РОССИИ 9
1.1. Характеристика мирового событийного туризма 9
1.2. Особенности событийного туризма России 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕ МОСКВЕ 30
2.1. Анализ культурно-исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов, определяющих развитие событийного туризма в туристском центре – городе Москве 30
2.2. Состояние событийного туризма в Москве. Исследование предложений туристических фирм Москвы по событийным турам 46
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В МОСКВЕ 59
3.1. Разработка нового событийного тура «Москва новогодняя». 59
3.2. Экономическое обоснование нового тура «Москва новогодняя» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Еще одно значительное
мероприятие, привлекающее в Выборг
туристов всех возрастов – «Рыцарский
турнир». Его организаторы коллектив
государственного музея «Выборгский
Замок», а также члены исторических
клубов Санкт-Петербурга, которые занимаются
реконструкцией исторических событий.
Место проведения выбрано не случайно:
Выборг – единственный город в России,
где можно увидеть традиционные средневековые
европейские постройки. В дни же фестиваля
Выборгский Замок (главная достопримечательность
города) преображается и становится символом
той эпохи – эпохи благородных рыцарей
и прекрасных дам. В программу фестиваля
входят состязания по историческому фехтованию,
турнир лучников, конкурс костюма и доспеха,
а также пеший и конный рыцарские турниры.
Учитывая полезный опыт «Рыцарского турнира»
и желая придать большую масштабность
подобным мероприятиям, реконструкторы
из Петербурга решили не останавливаться
на достигнутом и организовали в парке
«Монрепо» игры шотландских горцев. А
официальное название мероприятия – «Фестиваль
шотландской культуры». Основные действия
праздника проходят на фоне старинной
усадьбы, главного исторического строения
парка Монрепо. Торжественное открытие
фестиваля начинается около двенадцати
часов пополудни, и уже с первых минут
было ясно, что данное мероприятие очень
сильно напоминает Майское дерево, которое
отмечали и в Шотландии (кельтский Бельтан).
Программа праздника очень насыщенна:
шотландские национальные танцы под волынку,
которым могут обучиться все желающие;
традиционные забавы горцев – метание
бревна, перетягивание каната, перекидывание
гири через голову и многое другое. Здесь
же проводится птичье шоу. Стоить заметить,
что после успешной премьеры «Фестиваля
шотландской культуры» в Выборге, которая
стартовала в 2004 году, мероприятие стало
традиционным и теперь мы год с нетерпением
ждем дня открытия новых игр. В общем, делится
впечатлениями о подобных мероприятиях,
проводимых для гостей и жителей Выборга,
можно бесконечно. Фестивали не только
приносят огромные средства в бюджет города
от продажи билетов на зрелища, но и приток
прибыли осуществляемый от продажи сопутствующих
товаров и туристских услуг: номера в гостиницах,
доход пунктов общественного питания.
Таким образом
- событийный туризм становится сегодня
привлекательным и приобретает всё большую
популярность среди туристов. При этом
туристский рынок российского событийного
туризма далек от насыщения и на сайтах
турфирм чаще встретишь приглашение выездного
туризма, чем внутреннего. Исключение
может составить период зимних праздников,
когда многие турфимы предлагают поездки
в Великий Устюг или в Карелию на встречу
Нового года, где это период отмечен многочисленными
народными праздниками.
Справедливости ради следует заметить, что российские туристы скорее назовут значительные события за рубежом, чем в России. А иностранные туристы если и становятся участниками российских событий, то эти события в 90% случаев не являются целью их путешествия, а выступают, как один из вариантов экскурсионного посещения в период пребывания в России.
Хорошо развитым сегментом событийного туризма сегодня можно признать деловой туризм с целью посещения выставок и других крупных событий – конференций, конгрессов.
Одним из самых популярных видов делового туризма в России является выставочный туризм, который занимает 40% Рынка, в то время как мировой оборот составляет 13% от рынка business-travel. Кроме того, спрос в этом сегменте Рынка постоянно растет.11
Ежегодно в России проводится более 2500 выставок. С каждым годом число участников выставок в России увеличивается, причиной этого служит понимание руководителями значимости выставок для продвижения своего бизнеса.
Одним из самых популярных видов делового туризма в России является выставочный туризм, который занимает 40% Рынка, в то время как мировой оборот составляет 13% от рынка business-travel. Кроме того, спрос в этом сегменте Рынка постоянно растет.
Ежегодно в России проводится более 2500 выставок. С каждым годом число участников выставок в России увеличивается, причиной этого служит понимание руководителями значимости выставок для продвижения своего бизнеса.
О растущем профессионализме компаний говорит и тот факт, что за последние годы компании научились готовиться к участию в выставках заранее, а не в последний момент. Сегодня поездка на выставку планируется за несколько месяцев до ее начала. Это существенно облегчает задачу туроператоров, которые могут спокойно подобрать удобные варианты размещения, забронировать билеты и т.д., особенно это актуально в «высокие сезоны» выставок, которые приходятся на февраль-май и сентябрь-ноябрь.
При сравнении
мирового рынка делового туризма
и российского, можно отметить, что
в России из всех видов business-travel сегодня
наиболее активно развивается
В численном же выражении количество бизнес-туристов въехавших в Россию в 2007 году в два раза превышает количество выехавших (3,2 млрд. человек против 1,7 млрд. человек).
В этом секторе business-travel преобладают индивидуальные клиенты, которые уже имеют приглашения, и обращаются в компании лишь для оформления стандартного туристического пакета (виза, билеты, трансферы, проживание). В России организация таких мероприятий лишь недавно достигла мирового уровня сервиса. Этому способствовало в большой степени развитие технологий и появление их в России. Благодаря новым информационным технологиям можно производить on-line регистрацию, ведение баз данных, бронирование услуг, составление программ, пересылку докладов через Интернет и т. д. Ведь при организации конгресс-туров на первое место выходят такие факторы, как технологии, четкость организации, обеспечение комфортных и продуктивных условий работы. В то же время креативность востребована в наименьшей степени.
Сегодня развитию событийного туризма в нашей стране придается особое внимание на всех уровнях.
Во всем мире выставочный бизнес является динамично развивающимся, прогрессивным, элитным видом бизнеса. В настоящее время он весьма активно развивается и в России. Выставочно-ярмарочная индустрия, являясь одним из наиболее эффективных механизмов регулирования товарных рынков, превратилась сегодня в заметную отрасль экономики, посредством которой реализуется определенная часть валового продукта страны. В Российской Федерации сейчас насчитывается около 500 организаций, занимающихся выставочным бизнесом, анализ деятельности которых позволяет оценить их оборот в 200-300 млн. долларов в год, а совокупный эффект приближается к 1,5-2,0 млрд. долларов, что составляет 0,8-1,0% валового внутреннего продукта России.13
В отличие от Европы, где выставки в последние три века всегда были мероприятиям сугубо коммерческим, выставки в Российской империи являлись делом государственным. Практически все губернские и уездные выставки получали субсидии и носили заведомо убыточный характер. К тому же на Руси традиционно ярмарки были народными праздниками.
Выставки, проводимые в советские времена, оставаясь идеологическими мероприятиями, постепенно приближались к западным образцам, совмещая государственный подход и коммерческий интерес.
Примером удачного опыта развития событийного туризма может стать пример Санкт-Петербурга. В целом в Санкт -Петербурге выставочно-ярмарочная деятельность все увереннее занимает свое место на национальном рынке. На выставке предприятия всех форм собственности, выступая как равноправные партнеры-экспоненты, с одной стороны, демонстрируют свои наработки, продукцию и услуги, заинтересованы в изучении реакции рынка, проведении конъюнктурных и маркетинговых исследований и, в итоге, заключении договоров о сбыте продукции. А с другой стороны, выступая как посетители, заинтересованы в изучении новых тенденций на том или ином сегменте рынка, обмене информацией. Выставки и ярмарки формируют внутри- и межрегиональные, включая кооперированные связи, наглядно показывают уровень развития, потенциала региона и государства.
Такое крупное событие, как 300-летие Санкт- Петербурга сыграло свою роль в деле развития туризма. В целом рекламная кампания, развернутая вокруг 300-летия Петербурга, оживила рынок въездного туризма: 2003 и 2004 года дали наибольшие показатели по количеству принятых туристов. В 2005 году наблюдается серьезный спад – на 25–30%. Петербург – очень дорогой город для проведения конференций, цены на гостиницы и перевозку значительно выше среднеевропейских, а выбор отелей небольшой. Юбилей Петербурга стал важнейшим культурным событием, вследствие которого в Северной столице возросло количество правительственных встреч на высшем уровне, было открыто большое число представительств известных зарубежных компаний и организаций. Конференции, симпозиумы, конгрессы стали проводиться в Петербурге в большем количестве.
В Санкт-Петербурге начал работать уникальный проект «Событийный Петербург». Статистка подтверждает тенденцию бурного роста числа бизнес-туристов в городе: в прошедшем году поток гостей, приезжающих в Петербург для участия в деловых встречах, увеличился примерно в 2 раза. Конгресс-туризм в городе находится в стадии развития, его доля в настоящий момент составляет уже около 0,3% от общемирового рынка, а к 2010 году должна достигнуть 1%. В среднем, Петербург в связи с профессиональными интересами каждый год посещает более полутора миллиона человек.14
Развитие выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД) осложняется отсутствием нормативно-правовой базы, отсутствием экономического анализа ВЯД, слабым развитием материально-технической базы выставочной деятельности, которая не в полной мере соответствует международным требованиям, не разработан механизм планирования по срокам и тематике выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом. В связи с этим Правительством РФ одобрена Концепция развития ВЯД. Фактически была сделана впервые попытка развития ВЯД в России.15
Санкт - Петербург, как крупнейший индустриально развитый экономический регион Северо-запада России занимает второе место по количеству проводимых выставочных мероприятий в России: его доля составляет около 10% общероссийского выставочного рынка. Ежегодно в городе проходит от 180 до 200 выставочных мероприятий при непосредственном участии 15 основных городских выставочных организаторов. Высокий уровень активности выставочных организаторов и других участников выставочной деятельности обуславливается выгодным геополитическим положением города, его достаточно развитой многоотраслевой экономикой, финансовой и транспортной инфраструктурой.
В связи с возросшим значением выставочно-ярмарочной деятельности для развития экономики Санкт-Петербурга возникла необходимость государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Правительством Петербурга одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт- Петербурге. В настоящей концепции нашли отражение все основные вопросы, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью. Концепция составлена в соответствии с законодательством РФ и Санкт - Петербурга.16
Программы развития туризма, в том числе событийного разработаны во многих регионах России.
И если в Центральных областях России события происходят чаще и уровень их довольно высок, то развитие событийного туризма в отдаленных от центра регионах сопряжен со многими трудностями, но этот сегмент туризма для них очень интересен.
Например, в Ханты-мансийском автономном округе формируется собственный событийный ряд для того, чтобы привлечь туристов на территорию ХМАО. Это не обязательно непосредственно в город Ханты-Мансийск. Конечно, здесь, в столице округа, с ее более подготовленной инфраструктурой, таких событий происходит больше. В марте начнется международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Это событие, безусловно, привлекательно и само по себе. Приезжает очень много молодых людей, и они хотят не только посмотреть на звезд российского кино, но и познакомиться с их творчеством, поспорить в творческих лабораториях, посмотреть новые работы. В результате во многом благодаря «Духу огня» произошло заметное развитие киноиндустрии в ХМАО.
Второе событие –
По данным координационного совета по въездному туризму Екатеринбурга, на сегодняшний день на долю делового туризма приходится 87% заграничных гостей (85-90 тыс. туристов в год). 13% приходится на познавательный и событийный туризм. Мэрия планирует увеличить долю событийного туризма. В частности, администрацией разработаны 7 крупных «событийных проектов», таких как «Французская весна», «Евразийский культурный фестиваль» День города и другие.
Вот другой интересный ход. В Вологде к 100-летию первого городского электрического фонаря, которое отмечалось весной этого года, был возведен замечательный памятник, сразу же получивший в народе название "Памятник писающей собачке" и привлекающий теперь в этот старинный русский город немалое число туристов.
То же самое можно сказать и об удивительном успехе частных музеев Переславля-Залесского. Ради того, чтобы побывать в ставших знаменитыми Музеях Утюга и Чайника, многие туристы делают немалый крюк в заранее спланированных маршрутах.
Таким образом, налицо положительная тенденция: региональный туристический рынок в нашей стране достиг той стадии развития, которая характеризуется переходом от традиционных, достаточно прямолинейных методов продвижения турпродукта (вроде празднования очередного юбилея города) к необычным, нередко парадоксальным, основанным на хорошем креативе. Но при этом обязательно следует сказать, что закреплению и развитию этой тенденции очень мешает слабая информационная поддержка событийного туризма. Впрочем, и здесь положительные подвижки ощутимы. И сотрудничество Ростуризма с такими солидными журналистскими объединениями, как Альянс руководителей региональных СМИ и Межрегиональная лига журналистов уже приносит свои плоды17.
Информация о работе Перспективы развития событийного туризма в Москве