Предложения по развитию туризма в Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Туризм в большинстве регионов России, при наличии достаточного туристского потенциала, не выступает катализатором экономического и социокультурного развития региона, вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой базы сферы туризма. Проведен анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
определить основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности;
определить особенности государственного регулирования развития туризма;
проанализировать специфику развития туризма на региональном уровне;

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и
социокультурном развитии региона………………………………………… 6
1.1 Основные понятия и сущность туризма
как сферы деятельности………………………………………………………. 6
1.2 Особенности государственного регулирования
развития туризма……………………………………………………………… 12
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне………… 15
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области)………………………………………………….. 21
2.1 Исследование рынка туристских услуг Тверской области……... 21
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Тверской области………………………………………………………………………… 30
Глава 3. Предложения по развитию туризма
в Тверской области…………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………… 52
Библиографический список…………………………………….……… 56

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Развитие рекреационных  ресурсов и туристской инфраструктуры Тверской области, как субъекта Российской Федерации зависит от состояния  туристской отрасли всей страны на современном этапе и включает в себя решение следующих задач:

  • государственная поддержка развития туризма;
  • снижение темпов роста цен на российский турпродукт, стимулирование въездного и внутреннего туризма;
  • развитие гостиничного хозяйства;
  • продвижение национального продукта;
  • упрощение туристских формальностей;
  • транспортное обеспечение турпотоков;
  • совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности в сфере туризма;
  • совершенствование статистики туризма;
  • совершенствование подготовки кадров;
  • совершенствование основных механизмов госрегулирования туристской деятельности.

Для достижения положительных результатов прорабатывается слаженная система реализации поставленных задач. Целесообразно решать проблему развития туризма в Тверской области в несколько этапов. Первый этап - это задачи, которые имеют первоочередное значение, позволяют создать оптимальные условия для дальнейшего развития туристской отрасли и могут быть реально обеспечены финансовыми средствами областного бюджета:

  • создание оптимальной системы управления туристской отраслью;
  • рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
  • создание единой системы статистического учета и информации в туристской отрасли;
  • создание системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли;
  • разработка Программы развития туризма в Тверской области.

На первом этапе планируется  создать работоспособную систему для реализации последующих задач и достижения положительных результатов в развитии туристской отрасли. Для этого разработана областная целевая программа "Развитие туризма в Тверской области".

Для достижения этих целей в регионе также созданы Совет по туризму при Администрации Тверской области, Тверской туристский информационный центр, Ассоциация туризма Тверской области. Активно ведется работа по созданию федерации спортивно-оздоровительного туризма, ассоциации рыболовов и охотников, фермерских хозяйств, специализирующихся в области агротуризма. [25].

Особую роль играет информационное обеспечение, причем в отличие от других секторов экономики роль областных  структур в информационном обеспечении  туристской деятельности должна быть ведущей.

Конкретными шагами по рекламно-информационной деятельности являются:

  • разработка регионального имиджа в целом и фирменного стиля туризма в регионе, создание единой концепции рекламной деятельности. Разработка и продвижение региональных туристских брэндов: "Селигер", "Верхневольжье", "Тверской сувенир";
  • создание и регулярное обновление информационных баз данных в сети Интернет;
  • использование "ресурса трассы" - создание системы рекламного продвижения туризма в регионе на автодорогах Москва - Санкт-Петербург и Москва - Рига;
  • предоставление справок по телефону;
  • создание и распространение рекламных материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях Тверской области (продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изделий, видео и CD и т.д.);
  • проведение специальных мероприятий в Москве и других центрах по формированию общественного мнения о Тверской области как туристском регионе;
  • работа на международных выставках и ярмарках;
  • организация конференций по туризму с участием зарубежных фирм;
  • изготовление и установка информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами;
  • установление прямых отношений с основными зарубежными туроператорами, специализирующимися на российском направлении.

Важным для развития туризма является координация работы по взаимодействию с федеральными структурами. В рамках последнего необходимы:

  • систематическая работа с профильными федеральными ведомствами по обеспечению режима наибольшего благоприятствования региональным проектам, эффективной рекламной деятельности;
  • добиться признания территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом федерального значения;
  • добиться создания в районе озера Селигер, прилегающих озер и Волжского истока Верхневолжского национального парка4
  • добиться включения старинных городов региона в "Золотое кольцо России.

Кроме того, необходим  еще ряд специфичных для туристической  области шагов:

  • содействие развитию художественных промыслов и ремесел;
  • решение проблемы поддержания в достойном состоянии памятников архитектуры.

К системным мерам  повышения уровня сервиса можно  отнести содействие развитию малого бизнеса, это:

  • разработка системы льгот для малого бизнеса и сокращение административных барьеров;
  • активная работа "Школы малого предпринимательства" в рамках Инвестиционного центра Тверской области;
  • создание - во взаимодействии с органами муниципальных образований - бизнес-инкубаторов по развитию малого предпринимательства [28, с.35].

 

 

2.2 Основные направления  и перспективы развития туризма  в Тверской области

В 2011 году в Тверскую область въехало 750 тыс. туристов. По сравнению с 2010 г. прирост составил 150 тыс. человек (25%). Совокупный доход возрос до 1 млрд. рублей. Возросло количество человек, занятых в туристской отрасли на 1 тыс. 300 человек (21%). 500 человек. По проведенным расчетам в Тверской области на 100 туристов приходится 1 работник туристской индустрии, что адекватно среднестатистической цифре по Российской Федерации. В истекшем году затрачено 1 млн. руб. бюджетных средств. С 2009 года ассигнования возросли на 558 тыс. руб. (более чем в 2.2 раза). На 2010 год областным бюджетом на развитие туристкой отрасли предусмотрено 1 млн. 400 тыс. руб.

По количеству посещений  туристами областей центрального региона  наша область находится в первой пятерке после Московской, Владимирской, Ленинградской и Ивановской областей. [39].

Основные направления работы за истекший период:

В 2010 году комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области:

1. Начато создание  системы административного и  общественного управления туризмом. Созданы: 

- Совет по туризму при Администрации Тверской области;

- Ассоциация Туризма Тверской области.

2. Для приведения нормативной  правовой базы в соответствие  с Российским законодательством  подготовлены изменения и дополнения  в законодательные акты в сфере  туризма. 

3. Комитетом разработана  Областная целевая программа развития туризма в Тверской области, в соответствии с которой и будет строиться вся работа в этом году.

4. В целях пропаганды  туристско-рекреационных ресурсов  Тверской области и привлечения  инвестиций комитетом была разработана  имиджевая политика, в соответствии с которой были проведены мероприятия:

  • участие в Международных туристских выставках и форумах
  • подготовка и проведение первого в Тверской области "WORK-SHOP Тверь";
  • организация и проведение фестиваля и экстремальных зимних видов спорта и парусных регат;
  • проведение Форума международного проекта "Путь Русского Культурного Наследия";
  • впервые проведен комплекс мероприятий, посвященных Всемирному дню туризма;
  • проведение рекламного тура по Тверской области, издание первого туристского путеводителя по Тверской области и путеводителя "Рыбалка в Тверской области";

Комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области планируется дальнейшая работа по созданию благоприятных условий для развития предприятий и организаций туристской индустрии в которой выделен блок основных задач: создание оптимальной системы управления туристской отраслью, рекламно-информационного обеспечения развития туризма, привлечение интересантов в Тверскую область, формирование системы учетных данных и информации в туристской отрасли, создание системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли. Основу работы составляет Областная целевая программа "Развитие туризма в Тверской области".

Для решения этих задач  планируется:

  • Разработка долгосрочной программы развития туризма в Тверской области;
  • Продолжение практики проведения инвестиционных форумов с целью развития инфраструктуры отрасли и привлечения интерсантов (в том числе и инвесторов);
  • Проведение деловых встреч руководителей турбизнеса в "WORK-SHOP", туристских выставок в области, постоянно действующих семинаров для руководителей туристских фирм и семинаров с руководством муниципальных образований;
  • Содействие созданию общественных организаций в индустрии туризма Тверской области в целях совершенствования структуры общественного управления туризмом;
  • Проведение рекламных туров, конференций и презентации туристских ресурсов области в других регионах;
  • Участие в международных туристских выставках;
  • Проведение Всероссийских мероприятий на Тверской земле;
  • Дальнейшее издание путеводителей и проспектов, пропагандирующих туристские ресурсы области;
  • Проведение конкурсов и фестивалей в туристской отрасли.

Выполнение этих мероприятий  позволит обеспечить увеличение поступлений  налогов в бюджет на 34%, прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности. Предполагается прирост въездного потока туристов на 30% до 950 тыс. человек [41].

Основные итоги

Анализ показателей  социально-экономического развития по отрасли "Туризм" позволяет сделать следующие выводы:

В индустрии туризма  Тверской области функционировало 155 объектов размещения туристов на 16680 мест. В их числе 83 базы и дома отдыха (10397 мест), 11 санаторно-курортных учреждений (2807 мест), 61 гостиница (3476 мест).

На Тверском туристском рынке работало 102 туристских организации, имеющих лицензии на турагентскую и  туроператорскую деятельность. Получили лицензии 22 организации. Спортивно-оздоровительный туризм в области был представлен 23 туристскими клубами. В области создана система профессионального образования по туристским специальностям. В настоящее время 7 учебных заведений области выпускают ежегодно для туристской сферы 120 специалистов со средним и высшим образованием. [22, с.29].

Прирост количества въехавших туристов составил 250 тыс. человек. Прирост был равномерным и естественным (50 тыс. человек в год), прирост составил уже 150 тыс. человек, что указывает на повышение интереса к внутреннему туризму.

Количество затрачиваемых  ежегодно бюджетных средств возросло на 558 тыс.руб. (224%). Увеличение ассигнований на 177 и 119 процентов соответственно, позволило увеличить количество и улучшить качество рекламно-информационных мероприятий, что положительно отразилось на других основных показателях туристской отрасли.

Более высоким и динамичным темпам роста туристкой индустрии  в Тверской области препятствует ряд негативных факторов:

  • неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, особенно транспортных средств, острый дефицит гостиниц туристского класса с современным уровнем комфорта и обслуживания;
  • низкий уровень инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
  • недостаточное использование научного потенциала при оценке состояния отрасли и прогнозировании развития туризма в регионе;
  • отсутствие научных разработок и программ, определяющих стратегию и тактику развития отрасли как в района, так и в Тверской области;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики;
  • слабая сбытовая деятельность, ограниченность выхода на внешние рынки из-за отсутствия целенаправленной имиджевой рекламы региона, ярко выраженной сезонности приема туристских потоков, большой доли транспортной составляющей в стоимости туров, резко удорожающей цену услуг;
  • недостаточная рекламно-информационная работа в России и за рубежом по пропаганде туристских ресурсов и инвестиционной привлекательности Тверской области;
  • плохое состояние автомобильных дорог.

Информация о работе Предложения по развитию туризма в Тверской области