Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
''Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины''
Заочный факультет
Кафедра теории и методики физической культуры
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Курсовая работа
Исполнитель:
студентка группы
ФК-52
Научный руководитель:
преподаватель
кафедры ТМФК
Гомель 2013
Р Е Ф Е Р А Т
Курсовая работа __38___ страниц, ___3__ таблиц, __0___ рисунков, ___0_____ приложений, ___29_______ источников.
Ключевые слова: Туризм. Правовое регулирование. Отрасль. Инфраструктура. Международное сотрудничество. Внутренний туризм. Внешний туризм. Туристская индустрия. Инструменты регулирования. Закон. Путешествия. Риски.
Объект исследования: туристическая отрасль.
Предмет исследования: особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.
Методы исследования: изучение и анализ научно-правовой литературы.
Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Республике Беларусь;
-проанализировать особенности инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;
-дать характеристику основных направлений и механизмов решения задач развития отрасли; оценки рисков.
Выводы: Республика Беларусь имеет достаточный потенциал для развития всех видов туризма. Не смотря на то, что он не располагает знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении другими странами. Необходимо больше проводить программ по развитию туризма, привлекать инвесторов, расширять международное сотрудничество белорусских общественных организаций с их зарубежными коллегами.
Практическая значимость: студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине специализации «Физкультурно-оздоровительная и туристко-рекреационная деятельность».
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. |
4 |
1.Состояние нормативно- |
6 |
2.Особенности инфраструктуры |
12 |
2.1. Особенности туристической |
12 |
2.2. Роль и место международного
туризма в системе |
15 |
2.3. Международное законодательство и
политика в туристической сфере………………………………………………………………… |
16 |
2.4. Приоритетные направления |
19 |
3.Основные направления и |
27 |
3.1.
Основные направления развития
отрасли туризма в Республике
Беларусь………………………………………………………… |
27 |
3.2.
Оценка рисков…………………………………………… |
33 |
Заключение…………………………………………………… |
35 |
Список использованных источников….…………………………………... |
37 |
.
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что
туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.
Однако
рост международного туризма вызывает
некоторые негативные последствия,
например инфляция, разрушение окружающей
среды и нарушение традиций местного
населения. Это особенно наглядно проявляется
в развивающихся странах, где
туристы из более богатых индустриальных
стран своим присутствием навязывают
присущий им образ жизни и уровень
потребления. Следовательно, своевременная
и всесторонняя оценка последствий
международного туризма является очень
важным фактором для составления
такой экономической и
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса
факторов, условий и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не располагает
морями и горами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:
- близость к Западной Европе, Скандинавии – туристическому рынку с
очень высоким финансовым потенциалом;
- соседство со странами Балтии, Россией, Польшей, что является серьезным ресурсом, способствующим развитию трансграничного туризма;
- древняя и богатая история, самобытная культура;
- роскошный
природный потенциал, самый
Беловежская пуща [1, с.53].
Рост интереса к Беларуси со стороны иностранных туристов, выгодное
географическое и транспортное положение страны, живописная природа, большое количество памятников архитектуры и других объектов экскурсионного показа, гостеприимство и доброжелательность белорусского
народа, высокий уровень безопасности страны открывают широкие возможности для развития туристической отрасли.
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не обрела надлежащего положения ни в экономике страны, ни в системе жизненных ценностей ее граждан. Несмотря на существенный туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и в этом плане существенно отстает от соседних государств.
Явно
недостаточным представляется уровень
развития внутреннего туризма. Отсутствуют
четкий механизм привлечения внутренних
и внешних инвестиций в развитие
туризма, система научного и рекламно-информационного
обеспечения продвижения
По большинству
компонентов системы
Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Республике Беларусь;
-проанализировать особенности инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;
-дать характеристику основных направлений и механизмов решения задач развития отрасли; оценки рисков.
1 Состояние нормативно-
Как и
любая иная отрасль экономики, туризм
не может развиваться без
Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства всегда уделялось повышенное внимание.
Так, в 1983 году было принято Постановление Совета Министров БССР «О перспективной схеме развития туризма в Белорусской ССР». Именно им были обусловлены основные тенденции развития туризма в Беларуси в последние годы существования Советского Союза.
Среди этих тенденций отметим:
Формирование на территории республики туристских зон, взаимоувязанных с системой зон отдыха и курортов местного и республиканского значения, сетью городских и сельских населенных пунктов;
Увеличение числа туристских центров в республике;
Развитие
познавательного туризма в
Развитие
спортивно-оздоровительного туризма
на сложившейся рекреационной
Развитие самодеятельного туризма;
Дальнейшее расширение материально-технической базы туризма.
Учитывая специфику государства, планировалось создание межреспубликанских маршрутов, таких как Минск – Полоцк – Псков – Ленинград; Брест – Пинск - Туров – Гомель – Киев; Минск – Гомель – Киев; Минск – Гродно – Друскининкай – Вильнюс.
Было намечено увеличение годового потока туристов на перспективу до 2005года до 3930 тыс. человек, в том числе советских туристов - до 3506 тыс. человек, иностранных - до 424 тыс. человек.
Вместе с государством рынок туристических услуг в Республике Беларусь переживал политический и экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Одновременно со стабилизацией экономки республики государство вернуло туризму внимание, достойное этой отрасли экономики.
В 1999 году принимается Закон Республики Беларусь «О туризме». В 2000 году принимается первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, в августе 2010 г. была принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее – Программа). Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь.
Программой
предусматриваются следующие
- организация
туристских походов в
- фотоохота на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях;
- туры по болотам, знакомство с их флорой и фауной.
Законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «О туризме», Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839) и иных актов законодательства.
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Она занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств.
Доходы от туризма в структуре ВВП Беларуси составляют лишь 0,5 %, в общем товарообороте сферы услуг — около 10 %, в то время как во многих развитых странах в среднем - 7 и 25 % соответственно. Из 15 тысяч объектов
культурного и природного наследия в туристских целях используется менее
5 %. Сохраняется
тенденция к преобладанию
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в
Республику Беларусь, в настоящее время являются:
- образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма,
создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских визгражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;