Развитие туризма в зарубежных странах в 20 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть различные аспекты, повлиявшие на развития туризма ХХ века.
Задачи исследования
Рассмотреть Классификацию туризма.
Выделить основные виды международной туристической деятельности ХХ века.
Выявить причины, повлиявшие на развитие туризма данного периода.
Рассмотреть характерные особенности развития туризма в ХХ веке.
Подводя итог выявить этапы развития туризма в ХХ веке.
Изучить особенности туризма в России ХХ веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА………………...…………………5
II РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА РОССИИ В ХХ ВЕКЕ……………………….……7
2.1 Этапы развития туризма в России………………………………………….7
2.2 Послереволюционный период развития туризма в СССР……………….9
2.3 Туристские общества в России в ХХ веке……….…….………………..10
2.4 Развитие советского туризма 30 – начала 90 годов…….………………..11
III РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В ХХ ВЕКЕ…………………………………………………………………………….15
3.1 Развитие туризма в Китае…………………………………………………..15
3.2 Развитие туризма в Германии……………………………………………..19
3.3 Развитие туризма в Англии…………………………………………….….23
3.4 Развитие туризма в США………………….………………………………26
3.5 Развитие туризма во Франции……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Историей туризма называется наука.docx

— 70.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

I Классификация видов туризма………………...…………………5

II Развитие туризма России в ХХ веке……………………….……7

2.1 Этапы развития туризма в России………………………………………….7

2.2 Послереволюционный  период развития туризма в  СССР……………….9

2.3 Туристские  общества в России в ХХ веке……….…….………………..10

2.4 Развитие  советского туризма 30 – начала 90 годов…….………………..11

III РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В ХХ ВЕКЕ…………………………………………………………………………….15

3.1 Развитие туризма в Китае…………………………………………………..15

3.2  Развитие  туризма в Германии……………………………………………..19

3.3  Развитие  туризма в Англии…………………………………………….….23

3.4  Развитие  туризма в США………………….………………………………26

3.5 Развитие  туризма во Франции……………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..……..36 

 

 

Введение

                Тема « Развитие туризма в ХХ веке» актуальна тем, что на тот период в связи с улучшением благосостояния граждан,  открытыми границами и стремительным развитием курортов,  в мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции. Что способствовало необходимости в его развитии. Изучение данного материала позволит больше узнать о принципах туризма, основных составляющих туристской индустрии и его развитии в ХХ веке. Прежде всего, стоит сказать, что историей туризма называется наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. Предметом изучения истории туризма являются закономерности возникновения, развития и становления туристского движения как социального явления. Туризм1 - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов. Слово tourist появилось в английском языке в начале ХIХ века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

               Цель работы - рассмотреть различные аспекты, повлиявшие на развития туризма ХХ века.

               Задачи исследования

  1. Рассмотреть Классификацию туризма.
  2. Выделить основные виды международной туристической деятельности ХХ века.
  3. Выявить причины, повлиявшие на развитие туризма данного периода.
  4. Рассмотреть  характерные особенности развития туризма в ХХ веке.
  5. Подводя итог выявить этапы развития туризма в ХХ веке.
  6. Изучить особенности туризма в России ХХ веке.

               Объектом исследования является процесс развития туризма и его реализация в социальной сфере.

               Предмет исследования изучение  особенностей развития международного туризма и туризма в СССР в данный период.

                 Степень изученности. Наиболее четко определение туризма дано в   книге Сапрунова В.Б. Туризм. Эволюция. Послереволюционный период развития туризма в СССР подробно описана в  учебнике Соколовой М.В. История туризма. Этапы развития  туризма России и предыстория российского туризма, о международных связях России, торговых путях раскрыты в  книге Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. Туристские общества в России в ХХ веке показаны у Шаповала Г.Ф. История туризма. Здесь представлены: «Общество пролетарского туризма РСФСР», «Российское общество туристов» и т.д.

               Структура работы. Введение, заключение, три главы шесть подглав и список используемой литературы.

 

I КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА

                К иностранным туристам  относятся все временные посетители, прибывшие в данную страну не менее чем на 24 часа на отдых, лечение, с учебными, религиозными или спортивными целями, а также в командировку, для участия в конференциях, с деловыми целями или по семейным обстоятельствам. В качестве исходного пункта при построении классификации видов туризма целесообразно взять основную цель путешествия. Базируясь на определении "временный посетитель", можно в качестве наиболее общих понятий построить классификацию следующим образом:

1) рекреационный  туризм;

2) экскурсионный  туризм;

3) научный  туризм;

4) деловой  туризм (визиты для проведения  деловых встреч);

5) этнический  туризм (путешествия для встреч  с родственниками);

6) приключенческий  туризм (походные экспедиции, охота  и т.д.);

7) спортивный  туризм (путешествия для занятий  спортом);

8) обучающий  туризм

9) религиозный  туризм (путешествия к местам, которые  почитаются верующими);

10) развлекательный  туризм

Нередко указанные виды туризма могут  пересекаться, но преимущественно такой  классификации состоит прежде всего  в том, что она показывает основное направление развития туристского  региона в зависимости от тех  целей и задач, с которыми туристы  его посещают.Для того чтобы лучше  показать уникальность туризма, следует также обратить внимание и на другие типы классификаций. Здесь можно отметить следующее: Классификация, характеризующая особенности субъектов туризма:

1) по  возрасту (детский, молодежный, среднего  возраста, преклонного возраста);

2) по  составу (индивидуальный, семейный, групповой);

3) по  социально-экономическому статусу  (бизнес-туризм, конгрессный, образовательный  и т.д.);

4) по  основному занятию во время  отдыха (альпинизм, велосипедный, охотничий  и т.д.).

Классификация по следующим показателям:

  1) используемый транспорт (авиационный, автобусный, железнодорожный, автомобильный, водный, конный, велосипедный, пеший);

  2) роль в валютных трансферах (въездной, выездной);

  3) сезонность (летний, зимний, межсезонный).2 
 
 
 
 
 
 

I РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ 

  2.1 Этапы развития  туризма России

                 Возникновение туризма на обширной территории России уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма  в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России. Первый этап – предыстория российского туризма. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам. Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы. Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом. Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в. Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II. К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России. Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», был написан библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать туристским. Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия.3Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России. Третий этап – начало становления массового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России. 

  2.2 Послереволюционный период развития туризма в СССР

                Послереволюционный период развития туризма принято делить на 3 этапа: первый – 1920-1936 гг.; второй – 1936-1969; третий – 1970-1980 гг.Первый этап характеризуется созданием социально-экономических условий для развития массового социального туризма, а также организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В 1920 г. создается Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, открываются первые шесть экскурсионных станций. В Петрограде в 1921 г. открывается Научно-исследовательский экскурсионный институт. В 1923 г. возобновляет свою деятельность Русское общество туристов. Тогда же ликвидируется Объединенное экскурсионное бюро и создается акционерное общество «Советский турист» (Совтур). В 1929 г. РОТ преобразуется в Общество пролетарского туризма. В этом же году появляется Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР – «Интурист».В 1930 г. в результате слияния ОПТ РСФСР с АО «Совтур» создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).В этот период туристское движение охватывало широкие слои населения и все заметнее несоответствие между ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической базой, все сильнее ощущается дефицит специалистов по туризму. К этому времени в национальном туризме сложились получившие массовое распространение 2 основных направления: а) туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам; б) самодеятельный туризм.  

2.3 Туристские общества в России в ХХ веке

               «Русское горное общество» – образовано в 1901 г. Просуществовало до 1927 г. Проводило изучение природных богатств России, организовывало походы, путешествия, экскурсии. «Кавказское горное общество» – функционировало в Пятигорске (1902-1909 гг.), готовило платных руководителей экскурсий, проводило экскурсии членов общества по различным маршрутам.«Российское общество туристов» (РОТ) – создано в 1905 г. на основе «Русского туринг-клуба».

               Организовывало туристские путешествия по России и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-воспитательные поездки. При РОТ действовала комиссия по проведению образовательных экскурсий по России с отделениями при Санкт-Петербургском, Казанском, Киевском и других учебных округах. Комиссия разрабатывала маршруты по Северу и Востоку России, по Волге. РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), теоретико-методическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 г. РОТ было ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.«Общество пролетарского туризма РСФСР» (ОПТ) – массовое добровольное общество туристов. Образовано в 1928 г. на основе «Российского общества туристов» в результате объединения всех акционерных туристско-экскурсионных обществ и организаций, Государственного акционерного общества «Советский турист», Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руководящий орган: Центральный совет во главе с президиумом. Структура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные организации – ячейки (на фабриках, в колхозах, учебных заведениях). Преобразовано в 1930 г. в Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий. «Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий» – образовано в 1930 г. на базе «Общества пролетарского туризма». Задачи общества: широкое ознакомление народных масс со страной и природными богатствами, подлежащими освоению; организация массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патриотическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскурсионная работа строилась по трем направлениям: производственному, сельскохозяйственному и краеведческому.

2.4 Развитие советского туризма начала 30 – начала 90 годов 

           На втором этапе развития туризма в России в 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В том же году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ).В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране. 4  Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.Реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией. К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений). Важным направлением деятельности в начале 80-х годов явились исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах. Центральные туристские курсы в 1981 г. были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников. Данный период развития туризма в стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления. Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя Родина – СССР». Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные. Социальный туризм дотировался. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации. В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.

Информация о работе Развитие туризма в зарубежных странах в 20 веке