Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ состояния туристической отрасли Хабаровского края и разработка мероприятий по совершенствованию туристической деятельности. Актуальность темы заключается в том, что при помощи стратегического планирования возможно сохранение миссии и стратегической цели развития туризма в Хабаровском крае, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока, частью которого является Хабаровский край. В рамках вышесказанного, актуальность выбранной темы подчеркивается также опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в развитии туризма и эффективной реализации планов по этому развитию.

Содержание

Введение 4
1 Сущность и функции стратегического планирования 7
1.1 Стратегическое планирование и его функции 7
1.2 Особенности планирования в туризме 16
2 Анализ и планирование туризма в Хабаровском крае 23
2.1 Особенности туристского потенциала Хабаровского края 23
2.2 Состояние существующей туристской инфраструктуры 26

3 Мероприятия по совершенствованию туристической отрасли в крае 35
3.1 Мероприятия по совершенствованию туристической деятельности в крае 35
3.2 Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

телка. Стратегическое планирование туризма в Хабаровском крае (2).docx

— 138.54 Кб (Скачать файл)

Основными целями поездок  по краю являются: приключенческие  виды туризма, круизы по р. Амуру, отдых  на турбазах, лечебно-оздоровительные  и экскурсионные туры. Подавляющее  большинство туристов (78,5%) выезжало на туристские маршруты продолжительностью до 3-х дней.

Наибольший удельный вес  в структуре общего туристического потока Хабаровского края приходится на выездной туризм. Доминирующее положение  данного направления (по сравнению  с въездом иностранных туристов) является прямым отражением ситуации, сложившейся на российском туристическом рынке в целом.

По сравнению с 2007 годом численность жителей края, выезжающих за рубеж в 2011 году, увеличилась более чем в три раза и составила 205 тыс. человек

Вместе с тем следует  отметить, что несмотря на очевидный  подъем туристская индустрия края до сих пор испытывает ряд серьезных проблем в своем развитии.

Снижение числа туристов на приоритетном для края въездном направлении обусловлено наличием ряда объективных и субъективных факторов, сдерживающих привлечение  иностранных гостей на территорию края.

К субъективным факторам относятся:

- ухудшение экологической  обстановки, связанной с загрязнением  р. Амура вследствие антропогенного  и техногенного влияния со стороны Китая;

- наличие административных  барьеров, препятствующих развитию  таких специализированных видов  туризма, как: рыбалка, сплавы  по горно-таежным рекам по причине  ввода дополнительных ограничений  на вылов водных биоресурсов  и посещение промысловых и  сплавных рек с туристскими целями;

Вместе с тем существенными  проблемами, препятствующими развитию въездного и внутреннего видов туризма в крае, являются:

- недостаток инвестиционных  ресурсов для развития туристской инфраструктуры края;

- значительный моральный  и физический износ существующей  материальной базы транспортных  средств (воздушные и речные круизные суда, подвижной железнодорожный состав);

- высокая стоимость портовых  сборов на пунктах пропуска  государственной границы Российской  Федерации, расположенных на территории  Хабаровского края, по сравнению  с другими субъектами Дальневосточного  федерального округа;

- несовершенство инфраструктуры  туризма, в том числе: недостаточное  количество современных комфортабельных  гостиниц туристского класса, соответствующих  уровню "две - три звезды" с  доступными ценами на размещение, а также отсутствие гостиниц  уровня "четыре - пять звезд"  для развития направлений научного, конгрессного и делового туризма;

- слаборазвитая сеть автомобильных  дорог, придорожных сервисных центров, кафе и др.;

- недостаточный уровень  развития в крае событийного  туризма, направленного на привлечение  потока туристов в периоды низкого туристского сезона;

- недостаточный объем  информации о туристском потенциале  и возможностях края на международных  туристских рынках стран Северо-Восточной  Азии и Азиатско-Тихоокеанского  региона, а также Европы.

Программа планирования предполагает достижение целей и решение основных задач по развитию внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае к 2017 году путем поэтапной реализации комплекса мероприятий.

В рамках Программы предусмотрено  выделение следующих логических этапов выполнения работ, упорядоченных  по времени их реализации:

I этап (2013 год) – подготовительный, в рамках которого будет создана  базовая основа для эффективного  развития туризма в крае. Предполагается  повысить уровень координации  региональных органов государственного  управления в целях развития  внутреннего и въездного туризма  в крае посредством создания  на эффективных механизмов регулирования  и координации туристской деятельности. В числе указанных механизмов  – разработка краевой долгосрочной  стратегии развития туристской  отрасли, заявки на включение  инвестиционных проектов в Федеральную  целевую программу «Развитие  внутреннего и въездного туризма  в Российской Федерации (2011-2016 годы)», проекта закона о туристской  деятельности на территории региона.  Также в указанный период будет  начата разработка методических  руководств и пособий для организаций  по управлению с учетом специфических  и отраслевых особенностей кластеров  и будет создана государственная  управляющая компания по развитию  туристско-рекреационных кластеров  в целях повышения эффективности  их организации. Помимо этого,  задачей I этапа Программы станет  проведение мониторинга наличия,  уровня развития и доступности  региональных туристско-рекреационных  ресурсов и четкое определение  и позиционирование основных  характеристик туристов (таких, как  предпочитаемый вид туризма, среднедневные  траты, продолжительность пребывания), что позволит более точно спрогнозировать  объемы необходимой гостиничной  инфраструктуры.

II этап (2014 – 2015 годы) –  этап реализации мероприятий  по созданию туристско-рекреационных  кластеров, предусматривающий проведение работ по созданию и реконструкции объектов на территории кластеров, за счет реализации адресных инвестиционных проектов, направленных, в том числе, на развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур. На данном этапе будет проведена апробация на практике разработанных механизмов создания инвестиционных площадок в целях привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства. Кроме того, на II этапе планируется разработка таких стратегически важных документов, как концепция развития туристско-рекреационных кластеров и стратегия продвижения бренда Хабаровского края с определением плана маркетинговых мероприятий.

III этап (2016 – 2017 годы) –  этап завершения формирования  кластеров, в том числе строительства  и реконструкции туристских объектов  и необходимой инфраструктуры, по  окончании которого на территории  Хабаровского края будет сформирован  эффективный конкурентоспособный  туристский комплекс, обеспечивающий  широкие возможности для удовлетворения  потребностей российских и иностранных  граждан в туристских услугах.

Отбор части адресных инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках II и III этапов Программы, будет  осуществляться, в том числе, в  рамках соответствующих конкурсных процедур, порядок и регламент  проведения которых будут разработаны  на I этапе Программы.

Дополнительно в рамках всех этапов программы будут реализовываться мероприятия, направленные на оценку текущего состояния туристских объектов и туристской отрасли края, повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма, внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ, создание имиджевой привлекательности края и краевого туристского продукта. Указанные мероприятия не выделяются в отдельные этапы и запланированы к реализации в течение всего срока исполнения программы.

 

    1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

3.1 Мероприятия по совершенствованию туристической деятельности в крае 

 

 

Залог успешного функционирования любой экономической сферы в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его. Организация должна уметь, в первую очередь, быстро ориентироваться в новой ситуации и быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой, точно также должна реагировать и туристическая отрасль края в целом. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта.

Туристический бизнес, являясь одной из самых быстро развивающихся сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Известно, что успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это касается и любого средства размещения, нового туристического маршрута, появления новых туристических объектов, то есть успешное развитие туризма предполагает широкое использование новейших технологий. Совершенно очевидно, что введение инновационных технологий стало неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности Хабаровского края на карте России, а также способствует улучшению качества обслуживания.

Одним из основных направлений инновационных технологий в туристском бизнесе является внедрение мультимедийных технологий, в частности справочников, буклетов, каталогов. Использование таких технологий дает возможность оперативно предоставлять потенциальному гостю всю необходимую информацию о городе и месте его пребывания, будь то небольшое село или крупный город, такой как Хабаровск и, тем самым, позволяет быстро и безошибочно выбрать тот продукт, в котором нуждается гость.

Следующий шаг который  необходимо предпринять – увеличение количества мероприятий регионального  и международного уровня которые  бы проводились на территории края. Например, недавно походивший саммит АТЭС, во Владивостоке, вызвал экономический  подъем в Приморском крае. Большое  количество инвестиций было вложено  в проекты связанные с проведением  саммита, в том числе и в  объекты туристической и культурной жизни Приморского края и Владивостока в частном. Также, часть средств была вложена в развитие инфраструктуры города, постройка новых дорог и реконструкция старых, косметический ремонт объектов, представляющий культурный интерес. Практически все данные мероприятия были профинансированы из федерального бюджета и инвесторами, как российскими, так и иностранными.

Так, проведение в Хабаровске подобного мероприятия оказало  бы неоценимую услугу отрасли. Так как  коэффициент обеспеченности номерным фондом в нашем крае несколько меньше чем в прилегающих краях и областях, следовательно необходимо будет строительство крупных гостиниц, с высокой звездности, так как для таких мероприятий это очень важный и значимый фактор. Это повлечет за собой развитие смежных отраслей, ведь гостиница высокой классности не может быть таковой без удовлетворения многих критериев.

Также необходимо проведение определенного количества маркетинговых  мероприятий для увеличения престижности края и известности его достопримечательностей.

Автор предлагает следующее мероприятие. Строительство гостиницы, имеющей «5 звезд» в историческом центре города Хабаровска.

Затраты на строительство  берут на себя по частям федеральный  бюджет и бюджет города в равных долях. Также возможно привлечение  инвесторов.

Расчет стоимости строительства  гостиницы:

- покупка земли в городе, по ул. Шеронова (6000 м.кв) = 2 млн.руб.

- проект гостиницы (шестиэтажное здание, с подземной и прилегающей надземной парковкой, благоустройством прилегающей территории = 1 млн.руб.

- планируемое время строительства  – 2 года, т.к в пределах городской черты землю продают только с условием  поддержания внешнего вида территории в приличном состоянии, следовательно затраты на года составят = 550 т.р/год, => 1100 т.р (стоимость огораживания территории + поддержание её в надлежащем виде + содержание дворника)

- материалы на строительство  = 40 млн.руб.

- заработная плата работникам = 21 млн.руб (30 рабочих разных профилей)

- проведение экспертиз  в разнообразных инстанциях = 100 т.р. + доп. расходы 1 млн.руб

Итого: 2 + 1 + 1,1 + 40 + 24 + 1,1 = 69,2 млн.руб

Получается строительство  здания гостиницы обошлось в 69,2 млн.руб.

Затраты на оборудование прилегающей  территории и номерного фона, удовлетворяющего требованию «5 звезд» = примерно 30 млн.руб.

Итого, сумма строительства  гостиницы с инфраструктурной, и  проведение всех необходимых маркетинговых  мероприятий обойдется в 99,2 млн.руб. Т.к. эта сумма делится по частям, на бюджеты федерального и местного уровня, сумма денежных средств выделенных краевым бюджетом составит 49,6 млн.руб. По данным, предоставленным автору, инвесторы с большой неохотой вкладывают деньги в подобные проекты, до 10% от общей стоимости при условии рентабельности. Т.к. данное мероприятие является рентабельным, предположим 10% были вложены из вне, что равно 9,2 млн.руб. Эта сумма, «по сложившейся традиции,» будет входить в деньги выделенные  краем, следовательно вложения самого края составят 50-10% общей стоимости проекта – 40% и равны 40,4 млн.руб.

 

 

3.2 Социально-экономический  эффект от предложенных мероприятий

 

Предложенное автором  мероприятие накладывает свой след на многие сферы экономики края. Хабаровский край остро испытывает «гостиничный голод», как по количеству койко-мест на душу населения, в нашем  краю этот коэффициент один из самых  маленьких на дальнем востоке, так и по количеству «звездных» гостиниц. По данным на 2012 год, в г. Хабаровске насчитывается 1 гостиница с квалифицированная как «***» (3 звезды) и нет средств размещения с «****» или «*****» (4 или 5 звезд). Предложенная автором гостиница дает множество возможностей для края.

Во-первых, данная гостиница, получившая «пять звезд», при прохождении  всех необходимых процедур будет  занесена в мировой реестр гостиниц, что увеличит известность города и его туристическую привлекательность.

Во-вторых, это экономический  эффект от гостиницы. Гостиница будет являться крупным налогоплательщиком, как сама так и не прямыми путями.

В настоящее время независимо от объектов назначения гостиница должна:

А) уплачивать налог на имущество в общеустановленном порядке.

Б) налог на землю

В) налог на добавленную  стоимость

Г) налог на прибыль гостиниц

Перечисленные выше налоги будут уплачиваться самим предприятием «гостиница», но помимо этого налогами будут облагаться и работники данной гостиницы. Автор приводит пример со случаем, когда после строительства гостиницы весть персонал набирается из числа лиц, с профессиональной квалификацией, но числящихся временно безработными. То есть до этого они не уплачивали большинство налогов в бюджет, то теперь при изменении своего статуса им необходимо уплачивать налоги. Изменение своего статуса плюс ко всему влечет за собой и улучшение их финансового состояния. Данные финансы будут в большинстве своем опять же тратиться на продукты и услуги выпускаемые или реализуемые на территории края.

Информация о работе Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае