Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Содержание

Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96

Вложенные файлы: 1 файл

туризм.docx

— 220.81 Кб (Скачать файл)

Долина выше поворота широкая, более 1 км, плоская, по дну проходит зимник к перевалу. Спуск на зимник траверсом склона г.1056, пересечение участка крупной осыпи с выдутым ветрами снегом.

Через 2 км Собь принимает  крупный прав. приток с пер. Каровый, южнее его долины хорошо виден  обширный цирк вышеупомянутого неизвестного перевала в дол. р.Енга-Ю. С этого места фактически видна седловина Собского перевала - она угадывается за грядами морен. В верховье Соби движение на лыжах по зимнику.

ПЕРЕВАЛ СОБСКИЙ

Высота пер. : 507 м.

Кат. сложности : некатегоримйный

Соединяет истоки р. Собь и  истоки р. Макар-Рузь.Перевал расположен между массивами Рай-Из и Собским. Пер. несложен,через него идет санно-тракторная дорога. Долины рек Собь и Макар-Рузь широкие и плоские, набор высоты очень пологий.Перевальное плато длинное и неровное, много выходов камней.Подъем со стороны р. Собь, много невысоких морен. Слева по ходу движения возле дороги тур, хорошо видный издали спуск в долину р.Макар-Рузь аналогичен подъему.

 

ДОЛИНА Р.МАКАР-РУЗЬ

Макар-Рузь - крупный левый  приток Хара-Маталоу, берет начало с  перевала Собский. Длина реки 48 км. В  верхнем течении долина безлесная, лес растет лишь ниже левого притока - руч.Покойник-Шор. По реке проходит санно-тракторная дорога от пос.Пол. Урал через пер.Собский до р. Хара-Маталоу и далее в район Пятиречья. Ездят редко.

Под пер. Геологов, в 1,5 км. ниже впадения пр. притока руч.Кузь-Ты-Вис на лев. берегу бывшая база геологов, несколько балков поддерживаются в жилом состоянии. Ниже расположена крупная наледь, образующаяся на этом месте из года в год. Ниже долина

расширяется, склоны выполаживаются, дно долины широкое,много продольных старых морен. Перед границей леса небольшой каньон.

ПЕРЕВАЛ РУЗСКИЙ.

Высота пер. : около 500 м.

Кат. сложности : н/к

Соединяет прав. приток р. Макар-Рузь и дол. р. Степан-Рузь.Через перевал проходит зимник, тянущийся с Собского перевала. Подъем и спуск очень пологие, со стороны р. Макар-Рузь почти под перевальную точку подходит лиственничная роща. Сам перевал выражен неявно, это целое плато, в пределы которого зимник входит через узкую щель с гигантским снежным надувом справа по ходу движения. На плато растет несколько чахлых лиственниц, кусты, всюду плотный снег; четкий ориентир - зимник. Далее он идет по долине р.Степан-Рузь и пройдя по широкой наледи слияние Хара-Маталоу, через М. Хара-Маталоу и Бур-Хойлу, оканчивается в районе Пятиречья, под восточными отрогами массива Пай-Ер.

Р.Б.ХАРА-МАТАЛОУ.

Берет начало с одноименного пер. севернее массива Пай-Ер. В районе слияния и на 10 км выше по долине растет хороший лес, настоящая тайга. Основные породы - лиственница,ель, береза.В 7 км выше слияния река принимает прав.приток - руч.Та-

Шор, по долине которого возможен простой переход в дол. р.Бур-Хойла. Этим путем летом пользуются геологи. Правый борт долины Б.Хара-Маталоу высокий, скалистый, левый - увалы, склоны которых покрыты каменными россыпями, внизу двухсторонняя плоская пойма. Ширина долины 0,5 км,русла в среднем 20-30 м. Идти удобнее всего по руслу,где снег более плотный; промоин мало. Примерно в 4 км выше слияния на лев. берегу есть туристский домик с русской печью.

РУЧ.ТА-ШОР - ДОЛИНА Р.БУР-ХОЙЛА.

Та-Шор - прав. приток р. Хара-Маталоу. Из ее долины хорошо видны две характерные горки, образующие левый борт долины ручья. В среднем течении протекает по дну глубокого каньона с довольно крутыми лавиноопасными склонами. Зона леса кончается под каньоном,выше лишь кусты взбираются по правому склону, делая его менее лавиноопасным. Группа движется на лыжах по руслу, соблюдая меры безопасности. Протяженность каньона 0,8-1 км. Выше долина расширяется, еще через 300м. крутизна подъема резко возрастает с 5-10'до 20'. Через 100 м. взлета группа жилых балков. От них вешки старой вездеходной дороги ведут через пологий, но достаточно высокий увал в дол. р.Бур-Хойла. На перевале плотный снег, заструги. Спуск на лыжах серпантином. На Бур-Хойле растут отдельные чахлые лиственницы,в широкой плоской долине вешки геологов теряются. Скольжение вниз по руслу, по прибрежным моренам до зимника: направо в район Пятиречья, к Пай-Еру, группа направляется налево через пологий водораздел в р.М.Хара-Маталоу. Движение по зимнику.

Р.М.ХАРА-МАТАЛОУ - СЛИЯНИЕ.

Преодолев простой пологий  перевал, с реки Бур-Хойлы вышли  по зимнику в верховье Малой Хара-Маталоу, в район впадения руч. Оникшор (прав. приток). Здесь уже попадаются отдельные лиственницы высотой по пояс. Попробовав идти по руслу реки, пришли к выводу, что зимник удобнее - он здесь очень прямой. От устья руч.Оник-Шор до слияния около 13 км, последние 5 дорога тянется среди отдельных густых лиственничных рощ. На стрелке Большой и Малой Хара-Маталоу некогда была стоянка геологов, от нее осталось отсутствие дров в радиусе 250 м. В

русле огромная по уральским масштабам наледь, правый берег теперь уже просто Хара-Маталоу образован красивой скалой. От этого места началась заключительная часть маршрута: выход в поселок городского типа Харп.

Р.ХАРА-МАТАЛОУ - Р.ОРЕХ-ЮГАН - Р.ЕНГА-Ю – ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА ХАРП

Образуется от слияния  Большой и Малой Хара-Маталоу, впадает через 21 км в р. Собь, течет  в предгорьях восточного склона Уральского хребта Ширина русла 20-100 м., развиты  наледи, местами мокрые. Между руслами  р. Степан-Рузь (1 км от слияния) и р. Макар-Рузь (10 км от слияния) несколько каньонов, без препятствий. На реке часто встречаются  участки рыхлого глубокого снега. Течет целиком в зоне леса, русло  извилисто, но срезать по тайге с  выходами скал крайне невыгодно. В 5 км ниже устья р. Макар-Рузь, у впадения притока слева, группа переходит  на левый берег и азимутом 30-45` берет направление к р. Орех-Юган, далее к р. Енга-Ю ниже массива  г.Черной. Река - лев. приток р. Хара-Маталоу. Ее окрестности представляют собой сложную систему залесенных увалов, резко пересеченный рельеф, очень много скальных выходов. Движение производится по азимуту, вначале 30'-45', затем лавировкой среди скал 40'-60'.Очень глубокое тропление - идти челноком т.е. "первый без рюкзака". До р.Орех-Юган около 12 км, долина ее теряется среди увалов. Ближе к реке лес более разряженный, снег плотнее. Встречаются крупные камни. Строго на севере виден массив г.Черной (1022 м). Дальнейшее движение происходит визуально ориентируясь на восточную оконечность массива г.Черной. За Орех-Юганом участок хорошего леса, затем подъем на

безлесный увал,отделяющий долину р.Енга-Ю. Подъем пологий, перепад высот около 100м .С верхней точки увала под южными склонами массива виден зимник на ст.Харп, по нему ездят на рудник малого предприятия "Норд-Рифей". До зимника около 3 км по плоскому безлесному плато, покрытому глубоким снегом. Слабый спуск.Выйдя на дорогу, повернуть по ней вправо. Колея хорошо накатана, выход на русло р.Енга-Ю. Общее направление зимника - на восток. Затем пересечь широкое русло р.Собь, подъем по зимнику на высокий лев.берег. Вокруг постройки поселка городского типа Харп. В Харпе размещение в гостинице, представляющей собой небольшие деревянные котеджи, питание в столовой гостиницы. В Харпе заканчивается маршрут.

Интересный маршрут  прохождение пер.Грандиозный (2А) предъявляет повышенные требования к горному опыту участников и руководителя. Но с другой стороны, сравнительно компактные горы Полярного Урала позволяют обойтись без характерных для уральских походов длительных подходов.Удобны и сроки, апрель - наилучший сезон в этом регионе.

Несколько снижает  суровость, упрощает маршрут наличие  в некоторых долинах по ходу маршрута балков, оборудованных специально для  туристских групп. Оснащенных связью, запасом провизии и дров.

Для всех участников похода обязательны кошки, количество и характер горного снаряжения зависят  от планов группы: при прохождении  пер.Грандиозный, восхождении на в.Пай-Ер требования - как в горной тройке. При этом следует помнить, что проходить Грандиозный проще из долины Енга-Ю, есть возможность простого обхода цирка по плато.

Холодовая усталость  развивается за неделю. При этом следует учитывать, что постоянные заструги и очень плотный снег могут выдержать только лыжи типа "Бескид ". "Лесные" и т.п. полностью  не пригодны для Полярного Урала. Снег повсеместно позволяет обходиться короткими лыжами. Лавиноопасность района в целом не выше средней, в конце апреля при теплой солнечной погоде возможен самопроизвольный сход лавин в кулуарах. По ходу маршрута наиболее лавиноопасные участки в цирке пер.Грандиозный, на склонах г.Енга-Ю-Из, очень лавиноопасен каньон руч.Та-Шор.

 

3.3. Пешеходный  маршрут «По тундре, по железной  дороге... (красоты природы и ужасы  ГУЛАГа)» 
330-километровый пеший переход от Надыма до Салехарда по трансполярной магистрали -- железной дороге, известной как 501-я стройка ГУЛАГа и заброшенной в 1953 г.

Этот маршрут  я считаю наиболее интересным, в  этом проекте учтены противоречивые особенности ЯНАО: с одной стороны - красивейшие природные уголки, которые открывают возможности  для развития познавательного и  экстремального туризма. С другой - трагические страницы истории Севера, связанные с периодом политических репрессий. Маршрут пройдет по местам-памятникам природы и культуры и по территориям бывших лагерей.

Нитка маршрута составлена на основе отчета о прохождении экспедиции, состоящей из членов Комитета по делам  молодежи администрации ЯНАО, направленной в данный район с целью снять  документальный фильм об уходящих в  небытие сталинских лагерях, а также  собрать информацию для разработки данного направления как коммерческого  туристического маршрута. А также  отчетов о походах неорганизованных туристов-экстремальщиков.

ИСТОРИЯ 501-Й СТРОЙКИ

Полвека назад, в 1948-м, тогдашним советским руководством было принято "историческое решение" о строительстве трансполярной  магистрали -- железной дороги Чум -- Салехард -- Игарка. Понятно, какими причинами оно было вызвано: надо было связать глубоководный морской порт в географическом центре страны, в Игарке, с ж.-д. системой СССР; надо было облегчить вывоз никеля из Норильска и дать работу сотням тысяч заключенных, переполнивших лагеря и тюрьмы. И вот по безлюдным просторам тундры, от Оби и Енисея, потянулись навстречу друг другу колонны заключенных. Западная часть дороги стала 501-й стройкой ГУЛАГа, восточная -- 503-й.

В стране, разоренной войной, не хватало рельсов. Поэтому  на трансполярной использовали рельсы, уже отслужившие свой век на других дорогах. Даты на рельсах -- 1937... 1916... 1904... 1892 год... Большая часть -- так называемой Демидовской стали начала века.

Дорога строилась  однопутной, с разъездами через 10--15 км. Мосты через Обь и Енисей не возводись. Летом их должны были заменять паромы, зимой -- "льдянка", железно-дорожный путь, прокладываемый прямо по льду. "Льдянку" через Обь сооружали несколько зим (до 1953 г.), причем лед специально укрепляли -- вмораживали бревна, шпалы, поливали водой. Через остальные, более мелкие реки и ручьи строились мосты, преимущественно деревянные.

За невиданно  короткий срок было уложено более 900 км стального полотна. Казалось, недалек  тот день, когда две ветви дороги -- 501-я и 503-я стройки -- соединятся. Ждали памятного "Золотого звена". Но... Сразу после смерти Сталина, в 1953 году, "стройка века" была прекращена, лагеря расформированы, а уже готовые участки дороги просто списаны за ненадобностью. Почти тысяча километров пути между Обью и Енисеем, мосты, разъезды, паровозы и лагерные поселки остались брошенными в тундре. А ведь при строительстве дороги погибло более 300 тысяч человек -- по одному на каждые три метра пути. Лагеря располагались на каждом пятом километре 400 километровой трассы Салехард-Надым.

Информация о работе Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов