Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2014 в 17:55, курсовая работа
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки – это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории
Введение…………………………………………………………………………….3
Метод опроса……………………………………………………………...5 - 10
Краткая характеристика метода……………………….....................5
Этапы и процедуры опроса…………………………………………7
Логические критерии построения вопросов……………………….8
Социально-психологические критерии…………………………….9
Качества, знания, умения интервьюера……………………………9
Типичные ошибки и трудности в проведении опроса…………...10
Виды опросных методов………………………………………………..12 - 24
Анкетирование……………………………………………………...15
Интервьюирование…………………………………………………18
Прессовый опрос…………………………………………………...20
Почтовый опрос…………………………………………………….21
Телефонный опрос…………………………………………………22
Факсовый (телетайпный, телеграфный)…………………………..24
Телевизионный экспресс-опрос…………………………………...24
Применение метода опроса в туризме……………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...27
Литература…………………………………………………
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
Разведывательное интервью (другое его обозначение – глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.
Прессовый опрос – разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.
2.4 Почтовый опрос
Почтовый опрос – форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.
Достоинства метода – возможность:
Недостатки:
Обязательные требования данного метода:
Телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.
Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.
Обязательные требования к методу:
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос – редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой – респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй – круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.
Главное достоинство метода – сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).
2.7 Телевизионный экспресс-опрос
Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:
Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.
В туризме метод опроса применяется широко. С его помощью возможно выявить предпочтения туристов в тех или иных услугах, видах отдыха, интересах и т.д. Многие туристические агентства регулярно проводят социологические опросы своих клиентов. Главной целью таких исследований является определение и анализ туристического потока, посещающего курорты или выбирающего определенный турмаршрут. В рамках исследования, которым стараются охватить большую часть туристов, выявляются возрастные, социальные и другие группы туристов. В результате исследования турагентства создают полноценную картину конъюнктуры туристического рынка. Поведение такого исследования становится важным шагом на пути создания концепции развития турфирмы. Предприятие туриндустрии с помощью этих опросов понимает, какую нишу на туристическом рынке оно занимаем сегодня и в каком направлении может двигаться завтра.
Применение метода опроса в турфирме (на примере туристической компании "Аргофлот").
Основное направление деятельности в сфере туризма – речные круизы: как по рекам России, так и речные круизы по зарубежью. Основным принципом деятельности компании изначально стало предоставление туристам возможности максимально полно получить информацию о предстоящем путешествии, иметь возможность выбора предстоящего путешествия исходя из своих финансовых возможностей. Для реализации поставленных задач менеджеры компании имеют специальную подготовку в области речного туризма, имеют многолетний опыт работы, способны в полной мере всесторонне подойти к подбору речного круиза именно для Вас. Компания регулярно проводит социологические исследования среди своих клиентов. Результаты соцопросов, проведенные туристической компанией «Аргофлот» приведены ниже и взяты с официального сайта организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом опросный метод обеспечивает получение основного массива социальной информации. При всей ее важности нельзя не заметить и определенной доли субъективности этой информации, потому что так или иначе в ней зафиксировано мнение людей, которое по самой своей природе не может не быть субъективным. Задача исследователя – снизить эту долю, на базе субъективных мнений зафиксировать проявление объективных явлений и тенденций общественной жизни. Для этого используется специальные методы исследования.
Специфика метода опроса состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Анкетный опрос является наиболее важным методом сбора первичной информации в исследовании. Основным критерием, характеризующим исследования проведенного с помощью метода анкетирования, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. При правильно проведенном опросе с помощью формализованных анкет автоматически достигается высокая степень достоверности первичной информации. В социологических исследованиях существуют количественные и качественные методы, к количественному методу можно отнести анкетирование, а к качественному, такой метод социологического исследования как интервью.
Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Метод глубокого интервью характеризуется детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями.