Формирование и продвижение корпоративного имиджа в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования и продвижения корпоративного имиджа, его типологий и особенностей.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение сущности и понятий имиджа;
- выявление особенностей формирования и продвижения корпоративного имиджа;
- выявление путей совершенствования корпоративного имиджа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Сущность и структура имиджа организации……………………………….
1.1 Понятие имиджа, корпоративный имидж……………………………...
1.2 Типологии корпоративного имиджа…………………………………….
1.3 Формирование и продвижение корпоративного имиджа………….
2. Особенности корпоративного имиджа в сфере услуг…………….
2.1 Этапы формирования и продвижения корпоративного имиджа на Российском рынке………………………………………………..
2.2 Этапы формирования и продвижения корпоративного имиджа на международном рынке………………………………………………..
2.3
3. Формирование и продвижение корпоративного имиджа на примере туристической компании «1001 тур»……………………………………
3.1 Характеристика туристической компании «1001 тур»…………………
3.2 Исследование имиджа компании «1001 тур»…………………………
3.3. Рекомендации по поддержанию корпоративного имиджа туристической компании «1001 тур».......................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая!!!!!.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Российские  специалисты никогда не сомневались  в значимости корпоративной рекламы, однако не уделяли ее развитию большого внимания. Потому что, рекламируя товар, они считали, что популяризируют и компанию. Но различие в подходах к брендированию (изготовление или обработка продукции, после чего эта продукция является носителем бренда) товаров и компании являли собой диаметрально противоположные показатели уровня преуспеваемости той или иной фирмы. Еще в 90-х годах бытовало мнение о том, что корпоративная реклама не способна повысить продаваемость товаров. Это было вызвано тем, что у компаний не были строго определены цели и, соответственно, измерение результатов своей деятельности не представлялось возможным.

Отставание нашей страны от Запада в рекламной отрасли  и невозможность применения многих разработанных методик в России, ставит маркетологов и рекламистов  перед серьезной задачей: выработка собственных способов проведения корпоративных рекламных кампаний. Однако каждая новая методика должна быть проверена на рынке в реальных условиях, а здесь не обходится без ошибок и недочетов. Перед тем, как появиться новая действенная методика многие компании могут потерять клиентов. Но для корпораций существует выход из создавшейся ситуации. Сетевые рекламные агентства "BBDO", "Young & Rubicom" и другие, которые имеют возможность пользоваться новыми методиками, разработанными за рубежом, предлагают компаниям разработку корпоративной рекламы. Она требует профессионального подхода и знания сложных условий, влияющих на создание благоприятного корпоративного имиджа.

В России региональные, а  зачастую и столичные корпорации в своей рекламной кампании преувеличивают уровень развития и статуса компании, что негативно сказывается на дальнейшей деятельности. Так как реклама способна создать любой образ, но если он не подтверждается в действительности, то все затраты были сделаны зря. Корпоративная реклама направлена на достижение одной главной цели - создание благоприятного имиджа.

Как отмечают исследователи, методическая база в России пока еще  слаба и даже одни и те же термины  трактуются неоднозначно. Вместе с  тем, отечественные компании осознали необходимость формирования и развития собственного позитивного имиджа, как основы деловой репутации. Большое значение имеет государственная деятельность в сфере поддержания имиджа России на международной арене, а ее компаний на внешних рынках.  В настоящий момент вопросы формирования имиджа России на государственном уровне находятся в компетенции МИДа, Администрации президента, а также МЭРТ (Министерства экономического развития). Координацией информационной политики за рубежом занимается Министерство иностранных дел России. Отдельные попытки создания позитивной репутации российского бизнеса предпринимались также РСПП (Российским союзом промышленников и предпринимателей) и ТПП РФ (Торгово-промышленной палатой Российской Федерации). Ряды крупных российских компаний сами проводят активные мероприятия по формированию своего имиджа за рубежом, тратя на это значительные финансовые и организационные ресурсы.

Чтобы проиллюстрировать  примерами практику формирования, поддержки  и защиты корпоративного имиджа на внутреннем рынке РФ, нужно понять, из чего состоит имидж компании в отечественной трактовке данного понятия. Существует несколько подходов к выявлению его составляющих, и все они в целом схожи между собой — разнятся лишь формулировки и уровни детализации. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в корпоративном имидже компании доминируют следующие элементы:

1. Узнаваемость  компании

Речь может идти как  об элементах бренда или продукта, так и о яркой личности руководителя, если именно он вызывает четкую ассоциацию с компанией.

2. Лояльность к компании

 На современных рынках  лояльность потребителей к компании  — одна из наиболее трудно  закрепляемых поведенческих установок,  что объясняется разнообразием  продуктов и услуг. Корпоративный  имидж, как фактор формирования  мнения о компании или ее продукте, в значительной степени определяет лояльность потребителей, особенно в условиях недостатка информации, на рынках непотребительских товаров и сложных услуг: дорогостоящих, с отложенным эффектом, которые трудно «потрогать руками». В данном случае имидж должен быть уникальным, иначе компания не застрахована от потери доверия потребителей.

Узнаваемость  и воспринимаемость руководства  компании (баланс человеческих и профессиональных качеств). Значение человеческого фактора  для корпоративного имиджа трудно переоценить. Удельный вес личности руководителя компании в ее репутации, по разным исследованиям, составляет от 30 до 50%. А в условиях, когда продолжается переход от накопления капитала к профессиональному управлению им, руководитель или владелец компании (а часто это одно и то же лицо), независимо от его реальных полномочий, воспринимается общественностью как лицо и совесть компании. Иными словами, все решения и поступки этого человека, о которых становится известно, влияют на отношение к компании  и ее продукции.

Сегодня, при  очевидной озабоченности корпораций вопросами имиджа и репутации, усилия, направленные на формирование и поддержку имиджа. Активно формируют имидж компании на конкурентных рынках (таких как мобильная связь, продукты питания, бытовая электроника, некоторые промышленные компании и пр.), но чаще всего с привязкой к продаваемой продукции. О целенаправленной же и системной работе над имиджем в понимании, выходящем за пределы маркетинга, только начинают говорить.

В заключение можно отметить, что по данным ВЦИОМ, удельный вес качества продукции в репутации компании составляет всего около 10%, а основное влияние на репутацию компании оказывают отношения с внешними (36%) и внутренними (21%) партнерами, а также репутация и эффективность руководства (33%).  [17]

 

При формировании корпоративного имиджа немаловажную роль играет репутация компании. От неё  и зависит дальнейшая судьба предприятия  или фирмы. Корпоративный имидж — это набор созданных компанией образов и сообщений, которые она транслирует во внешний мир доступными способами. Бренд — устойчивый набор ожиданий и эмоций по отношению к продукту компании или к ней самой. А репутация — устойчивое оценочное мнение о компании, которое складывается по истечению  времени у  клиентов  в соответствии с критериями, актуальными для каждой из них.  [18]

Несомненным фактом является то, что создание корпоративной  культуры – это инвестиции в сегодняшнюю  стабильность и рост нематериальных активов.

 

Важным фактором, является понятие обратной связи  в процессе построения имиджа. Необходимо, чтобы  между представлением, которое  компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением о компании, которое существует у потенциального клиента.

 Таким образом, в том, что составляет имидж компании, есть две выраженные части:

1. Активные действия  компании по формированию и  адекватному восприятию своего "лица";      

2. Собственно "отражение"  лица компании в "зеркале" клиента.

При этом, естественно, представления компании о себе и  представления клиента о компании могут не только не совпадать, но и  быть крайне далеки друг от друга 

Данное определение  имиджа можно представить в виде чаши весов, где оптимум - равновесие. Может перетягивать "чаша компании" - тогда надо существенно вкладываться в формирование своего "лица" и навязывать свой неповторимый облик всем и надолго. Можно оставить все как есть - тогда перевешивает "чаша клиента", и надо лишь поддерживать представление о себе. Это не очень хлопотно и не очень затратно, безусловно, при положительном восприятии клиентом компании. Однако такая политика вряд ли привлечет дополнительное число клиентов к компании, да и многих старых клиентов можно потерять, если им захочется чего-нибудь нового.

 Если же  лицо компании в глазах клиента  выглядит отрицательно, то есть  только два видимых пути работы  с таким имиджем: поддерживание  отрицательного имиджа, что пока  еще проблематично на российском рынке, либо вкладывание огромных средств, чтобы все-таки доказать клиенту, что  компания имела определенные проблемы и теперь на пути к выздоровлению. Таким образом, как нам кажется, наименее затратный путь достижения искомого равновесия заключается в том, чтобы помнить о некоторых следствиях:

Следствие 1. Имидж компании должен соответствовать стратегии развития компании, опирающейся на удовлетворение определенных потребностей всего рынка или его сегмента. Народу это должно подаваться, как стремление компании удовлетворить потребности клиента и, соответственно, построение имиджа "от потребностей клиента".

Следствие 2. Имидж компании соответствует этапу развития компании.

Следствие 3. Внутренний имидж компании соответствует внешнему имиджу компании.

Следствие 4. Имидж компании соответствует современному этапу развития общества, в котором существует компания.

В этом заключительном   следствии есть скрытая часть: тот  имидж компании, который открыто, подается на рынок, безусловно, должен соответствовать данному этапу развития общества, однако внутри компании должна постоянно проводиться работа по возможным трансформациям имиджа в соответствии с потенциальными изменениями условий рынка. При этом новые элементы имиджа должны постепенно вплетаться в старый, привычный рисунок, чтобы у постоянных клиентов  было время привыкнуть к ним неосознанно, а новые  клиенты могли оценить инновации компании  в поисках чего-то нового.

Любая компания проходит в течение своей жизни  четыре основных этапа:

1 этап: формирования компании с прицелом на определенный сегмент рынка;

2 этап: утверждения компании на захваченных позициях и более-менее стабильного существования;

3 этап: инновационной деятельности компании с целью расширения рынка при стабильно прочном положении на занимаемых позициях (кульминация существования компании - "золотой век");

4 этап: трансформации компании, приводящий либо к отмиранию компании (быстрому - например, банкротству, медленному - стагнации), либо к очередному инновационному витку и возрождению.

 Очевидно, что  каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика, как внешняя, так и (возможно, в первую очередь) внутренняя, призванная обеспечить максимальную прибыль на данном этапе развития и подготовить базу для благополучного прохождения следующего этапа. Из обозначенных функций имиджевой политики видно, что для нее характерна некоторая величина запаздывания. Успешность прохождения каждого последующего этапа определяется адекватностью имиджевой политики предыдущего этапа.

Таким образом, можно считать, что корпоративный  имидж на Российском рынке достаточно развит, благодаря многим факторам. Благодаря опыту зарубежных стран, мы можем избежать некоторых ошибок в формировании имиджа.  На данный момент всё больше компаний заботятся о положительном имидже, так как от этого зависит их будущее.

 

 

2.2. Этапы формирования и продвижения  корпоративного имиджа на международном  рынке

 

На международном  рынке особое значение имидж имеет  для крупных или хорошо известных  организаций. Такая организация  – на виду общественности и в  центре внимания СМИ. Ей некуда спрятаться от общественного порицания и невозможно бесследно раствориться в рыночной стихии. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением, используя как собственные подразделения связей с общественностью, так и привлекая внешние агентства.

Так, например, в отделении паблик рилейшнз компании General Motors (ведущего производителя автомобилей  в мире) около двухсот сотрудников  заняты работой, непосредственно связанной  с имиджем компании, половина из которых – специалисты. В структуре корпоративного управляющего по коммуникациям Chase Manhatten Bank – около ста сотрудников, строящих коммуникации с целым спектром групп общественности всего мира.

 В компании Microsoft есть директор ПР, здесь  работает собственная группа  ПР численностью 15 чел. Кроме того, Microsoft – многолетний клиент ПР-агентства Waggener Edstrom, насчитывающего 289 чел. и получившего в 1996 г. от Microsoft более 20 млн.долл. за ПР-обслуживание. Эта работа направлена на обеспечение благоприятного поведения общественности в отношении организации.

Корпоративный имидж значим и в финансовом менеджменте. Имидж представляет собой неявный (нематериальный) актив, отражается в  соответствующей статье (Intangibles: goodwill) активной части балансового отчета Североамериканских и Западноевропейских компаний в стоимостном выражении. Так, например, стоимостная оценка Goodwill (благорасположения) компании Mercedes-Benz в ее балансовом отчете на декабрь 1994 г. составила 19 миллионов нем. марок, или 11,2% от всей суммы неявных активов.

Актуальным  примером удачного формирования и развития позитивного имиджа является деятельность индийского миллиардера Лакши Миттала  и подконтрольных ему компаний. Так, компания Mittal Steel, известная жесткими подходами в отношении приобретаемых  проблемных активов, в ходе слияния с Arcelor6 столкнулась с необходимостью соответствовать привычным в Западной Европе и США понятиям о крупном игроке глобального рынка. Однако среди основных аудиторий (СМИ, органов Европейской комиссии, выдававших разрешение на сделку, ведущих производителей стали, основного конкурента — российской компании «Северсталь») Mittal Steel приобрела неоднозначный имидж, который заключал в себе несколько негативных характеристик3. Поскольку сделка имела определяющее значение для формирования структуры глобального рынка стали, имидж Mittal Steel стал предметом дискуссии в ведущих мировых СМИ.

Чтобы противостоять  потоку негативной информации, Лакшми Миттал на протяжении всего процесса заключения сделки придерживался активной позиции инвестора, охотно раскрывал планы миллиардных вложений в приобретаемые активы, а также уделял внимание собственном медиаимиджу как лидера и человека.

Он дал интервью большинству ведущих мировых  бизнес-СМИ (Reuters, New York Times, BBC, Financial Times и др.). В беседах с журналистами он раскрывал интересные подробности собственной биографии, характеризовавшие его как динамичного лидера компании, достойного занять место среди мировых гигантов в своей отрасли.[124] Так, в интервью одному из ведущих деловых порталов Индии фигурировала история о том, что Лакшми Миттал целиком посвящает себя бизнесу. Однажды, сославшись на дела, он даже отклонил приглашение на статусное мероприятие (с премьер-министром Великобритании Тони Блэром в роли председателя), организованное, чтобы чествовать богатейших представителей стран Азии, проживающих в Великобритании.

Информация о работе Формирование и продвижение корпоративного имиджа в сфере услуг