Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:09, реферат
Вопрос о творческом подходе к экскурсии — одной из наиболее активных и действенных форм эстетического воспитания масс, осуществляемого художественными музеями, привлек внимание исследователей уже в первые послереволюционные годы, в период становления советских музеев. В 1918—1925 гг. А. В. Бакушинский, видный деятель художественной культуры — ученый, искусствовед, педагог, — разрабатывает в своих трудах научную методологию построения и проведения экскурсий, творчески оживляющих музейный материал, какую бы специфическую цель они ни преследовали. Тогда же формулируется положение о творческом начале, заключенном в самом жанре экскурсии: „всякая экскурсия, — пишет Бакушинский, — в своем законченном выражении — такое же искусство, как и само искусство".1
Умение сохранить в экскурсии „сквозное действие" и добиться того, чтобы она представляла нечто цельное, несомненно, является актом творческим.
Нужно ли вообще стимулировать восприятие на экскурсиях в таком музее, как Эрмитаж, где предметом обсуждения являются высокохудожественные подлинники, сами по себе, казалось бы, предельно наглядные и „держащие внимание" зрителя? Безусловно, нужно. Стимулирование восприятия носит и в данном случае закономерный характер, объяснение которому лежит вне сферы нашей статьи.
Здесь следует особо остановиться на преимуществах и на трудностях, заключенных в обращении экскурсовода к подлинникам. Преимущество экскурсовода по сравнению с педагогом, лектором, докладчиком, как уже отмечалось, состоит в том, что высокохудожественные подлинники стимулируют воприятие. Однако, как известно, „смотреть" и „видеть" — вещи разные.]!Задача экскурсовода — научить „видеть" памятник, в пределах возможного, в ограниченном временном отрезке экускурсии^]И здесь преимущество обращения к оригиналу оборачивается огромной трудностью, с которой не сталкивается, например, педагог, демонстрирующий учебное пособие (или репродукцию), либо лектор, демонстрирующий диапозитив. В обоих случаях ученик, слушатель, зритель „домысливает" представленное ему, пособие соответственно своим представлениям. Экскурсовод же как бы проходит „испытание оригиналом": то, о чем он говорит, зритель тут же „проверяет" на подлиннике. Поэтому доказательным и эстетически эффективным анализ будет лишь в том случае, когда экскурсовод сам достаточно „вжился" в особенности рассматриваемого памятника. Естественно, экскурсовод выходит на экскурсию, уже освоив и продумав свой материал, но процесс „вживания" в произведение искусства и для специалиста происходит не сразу, а постепенно.
Вот почему анализ экспоната в экскурсии требует от самого экскурсовода высокой творческой активности и исключительного чувства „ответственности перед оригиналом".
же, говоря, например, о „Блудном сыне", может вести свой рассказ, как бы переживая представленное событие — и тогда зритель проникается чувством, вложенным в картину ее автором.
„Искусство экскурсовода" близко в этом плане искусству мастеров художественного слова.
В статье „Все краски спектра"6 Б. Львов-Анохин, давая анализ творческого мастерства Дмитрия Журавлева, приводит ряд примеров творческой практики артиста и ряд его высказываний о своем творчестве, которые полезны и для понимания творческого механизма экскурсионного процесса.
Так, например, артист рассказывает, - пишет Львов-Анохин: „Если я просто говорю текст: „яркий зимний день", - это только сухое обозначение, это еще не искусство. Все слова должны быть проработаны моей фантазией. Я должен видеть отблеск на инее, на снежном пути, может быть, „Март" Левитана. Вот если я это увижу, тогда и зритель увидит. Необходимо видеть то, о чем ты говоришь. Это самое главное в нашем искусстве, без этого ничего нет."
Конечно, творческий процесс чтения со сцены не идентичен экскурсионному творческому процессу прежде всего потому, что слушатель „домысливает" образ, посланный ему чтецом, экскурсовод же художественного музея, как уже говорилось выше, имеет дело с творческой интерпретацией оригинала, который „во плоти" находится перед ним и зрителями. Но основная творческая предпосылка остается действительной в обоих случаях — слово должно быть проработано творческой фантазией, должно получить особое наполнение.
Заметим, что процесс воссоздания образа и „посылки" экскурсантам блестяще применялся, по рассказам экскурсоводов старшего поколения, на экскурсиях 1920-х гг., проводимых С. М. Ле-видовой, Н. П. Анциферовым, А. Ю. Якубовским, М. К. Картером. Якубовский, ведя экскурсию по городу, мастерски воссоздал, например, картину восстания 14 декабря 1825 года, Анциферов свои литературные экскурсии водил в белые ночи, создавая наглядно „зримый" образ гррода Достоевского.
Итак, творческая основа экскурсионного процесса, приводящая к отсутствию штампа при повторяющемся в общих чертах или схожем тексте, определяется „внутренним видением" экскурсовода, его отношением к анализируемым памятникам. К этому следует добавить необходимость развивать в себе способность каждый раз заново „вживаться" в показ памятника, как бы впервые открывая для себя его эстетическую ценность. Немаловажное значение для того, чтобы экскурсия превратилась в „художественное целое"
(грани которого - экскурсовод, зритель, экспонат), имеет также развитие в себе способности сопереживать и смотреть на картину вместе со зрителями, — вести анализ, помогая зрителю увидеть памятник, но при этом как бы смотреть на него не только своими глазами, но и глазами зрителя, как бы предугадывая его вопросы, угадывая ход логики зрителя и мышления экскурсантов.
Наконец, для того, чтобы экскурсия состоялась как творческий процесс, необходимо еще одно важнейшее условие: творческий настрой самого экскурсовода. Необходимо верить в зрителя, в его способность, воспринять предлагаемый ему высокий уровень подачи материала. Если у экскурсовода отсутствует внутренняя установка на то, чтобы передавать зрителю свое „внутреннее видение", или если он формально относится к своему труду, экскурсия как творческий процесс не состоится и ее воспитательное значение не достигнет должного уровня. (По сути дела, необходимость творческого подхода нужна во всякой профессии. „Художником своего дела" может оказаться человек, далекий от искусства, а иной человек творческой профессии может оказаться далеко не творцом).
Экскурсия как жанр дает широкие возможности для того, чтобы сам процесс подачи материала явился подлинно художественным творчеством. Экскурсия должна обогатить человека духовно, дать пищу для размышлений. (Е. Б. Вахтангов говорил: „Я хочу, чтобы после спектакля человек долго ходил по улице, размышляя".)
Если экскурсия затронула сердце зрителя, привела к рождению у него каких-то новых качеств, стала фактом его личной жизни, принесла радость познания и эстетического наслаждения, - можно считать, что творческий процесс состоялся.
Бакушинский А. В. Музейно-эстетические экскурсии 1919 года. -В кн.: Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М., 1981, с. 120.
2 См.: Кантор А. По поводу картины. - „Художник", 1979, № 9, с. 30.
3 Данилов М. А. Педагогический процесс и его диалектика. — „Советская педагогика", 1970, № 7, с. 1 03-103.
4 Рондель Н. Г. Основы педагогического мастерства (методическая разработка для преподавателей учебной сети предприятий) . Л., 1974.
5 Бобанский Ю. Методы стимулирования учебной деятельности школьника. — „Советская педагогика", 1980, № 3.
6 „Литературная газета", 17 декабря 1965 г.
Развивающее общение и взрослого и ребёнка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства
Дошкольный возраст — это период эмоционально-практического освоения мира ребёнком. Познавать действительность, ориентироваться в окружающем пространстве, адаптироваться к социальной среде, учиться адекватйо оценивать" себя и других помогают ребёнку активные занятия различными видами художественно-творческой деятельности. Такие занятия, обеспечивающие активное вхождение детей в культуру, систематически проводятся в дошкольных образовательных учреждениях. В них реализуются разнообразные программы по развитию изобразительного и декоративно-прикладного творчества детей и приобщению их к народной культуре.
Правильно организованное взрослыми знакомство дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства во многом позволяет существенно обогатить палитру детских представлений о культуре предметного мира и о духовных традициях жизни людей. Педагог обращает внимание детей на то, что они, их семьи, их родные и близкие живут на территории России, что это огромная страна с разными климатическими условиями в разных её частях. Природа, разнообразие .растительного и животного мира определили условия жизни людей в разных районах, сказались на их быте, видах трудовой деятельности, формах досуга и творчества. Местные традиции духовной культу-
ры, фольклора, ремёсел, костюма, орнамента формировались под воздействием условий жизни, видов сезонных работ и календарных праздников. Рассказывать об этом помогают картины исторического и бытового жанра, сказки, былины, пословицы, поговорки и потешки. Они легко воспринимаются детьми и становятся для них источниками новой информации, увлекательной, эмоционально переживаемой. Взрослый, рассказывая истории и сказки, участвуя с малышами в игре и пении, трогая и рассматривая различные предметы, активизирует детское восприятие и помогает усвоению малышами новых знаний. Именно при знакомстве с произведениями декоративно-прикладного искусства в суждениях ребят чуть ли не впервые возникает оценочная категория — «красиво».
Посещение с дошкольниками музейных экспозиций декоративно-прикладного искусства в Музее этнографии, Русском музее и Эрмитаже — всегда волнующее событие как для детей, гак и для взрослых — педагогов и родителей. Педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что на экспозиции музеев среди предметов народного творчества первыми ребята обычно радостно отмечают игрушки: они близки детским душам. Взрослый беседует с ними об игрушечных персонажах, об их образах, о важном значении игрушки в жизни ребёнка (обереги, свистульки и погремушки, маленькие орудия труда и охоты, куклы и др.), о материале, из которого сделана игрушка (глина, дерево, текстиль, жесть, береста и др.). Особый интерес девочек привлекают народные куклы из разных материалов, а мальчики готовы подолгу рассматривать деревянных и оловянных солдатиков.
Вслед за игрушками внимание детей привлекают предметы с ярко выраженной бытовой функцией (чему
служат) и художественной выделкой (как красиво оформлены). Детям нравятся расписные чайницы, коробочки, табакерки из папье-маше, созданные мастерами села Федоскино. Они с удивлением узнают от педагога, что знакомая им бумага при определённой обработке может стать очень прочной, покрывается лаком и расписывается звонкими красками. А картинки на этих предметах полны удивительных сюжетов и персонажей, рассказы о которых сказочно увлекательны. Малыши с интересом рассматривают ковши и жбаны из дерева, сделанные архангелогородскими и охтинскими резчиками, а также расписную деревянную посуду из Хохломы, роспись по дереву городецких мастеров. Восхищение детей вызывают красочно расписанные металлические подносы из Жостово, Нижнего Тагила, С.-Петербурга. Беседа с детьми перед этими экспонатами наводит на размышления о том, как и для чего создаются подобные предметы, чем отличаются изделия разных мастеров и разных ремесленных промыслов, почему эти бытовые предметы находятся в музее. Для развития анализирующего восприятия и навыков рассматривания целесообразно привлекать детей к обследованию различных предметов и их деталей, выслушивать детские предположения и версии. Важно узнать, чем понравился тот или иной экспонат детям, есть ли похожие вещи у них в доме и как используют люди предметы старины в современной жизни.
Полученные в музее эстетические впечатления от произведений декоративно-прикладного искусства закрепляются в собственном рисовальном творчестве детей. Изображая предметный мир, ребёнок обычно передаёт те эстетические качества, на которые он обратил внимание и выделил в процессе восприятия. Рисункина темы «Игрушечные кони», «Красивая посуда», «Поднос в подарок маме», «Бабушкин платок» обычно создаются детьми по ассоциациям с виденными в музее образцами. Они воспроизводят образный строй произведений народного искусства — декоративность изобразительных мотивов, яркость красок, фантастические цветы и диковинных зверей.
Для детей, испытывающих неуверенность в собственных силах, пример простых народных мастеров, наивно и искренно воплощающих красоту в предметах человеческой культуры, может активизировать их творческое воображение и вызвать желание творить. В этом случае ребёнок может лепить вместе со взрослым, принять участие в коллективной работе вместе с другими детьми.
Впечатления от знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного искусства могут стать основой для совместной игры с детьми. Вообще, юмор и игровая природа народного творчества сродни детским играм. Открываемые в нём сказочные и мифологические сюжеты, персонажи, мотивы и образы могут обыгрываться в пластических играх и театрализа-циях, при создании карнавальных костюмов, причём характеры этих персонажей оцениваются детьми соответственно их роли в произведениях. Значение всякой ролевой детской игры в том, что в её процессе закладывается ряд важнейших психических качеств, и в первую очередь — способность ребёнка к творческому образному перевоплощению, к партнёрским взаимоотношениям, умение учитывать позицию других людей и оценивать свои поступки как бы со стороны, глазами этих людей. Опыт игрового творчества и изобразительная практика позволят ребёнку в будущем осмысленно ориентироваться в собственных мотивах и переживаниях, управлять своим поведением.
Занятия с детьми по указанной тематике строятся по принципам развивающего общения. Комфортные условия, партнёрские отношения, импровизации в общении помогут привлечь внимание ребёнка к феномену народного декоративно-прикладного искусства, к участию в интересных диалогах и дискуссиях по поводу создаваемых предметов. Тем самым устанавливается связь прошлого с настоящим, когда культурные традиции народа усваиваются детьми в их жизни и творчестве. Роль традиционной культуры в декоративно-прикладном творчестве
детей
Живая природа в фольклоре выступает носителем нравственного начала. Она всегда выразитель Красоты и Добра. Человек, являющийся преобразователем объектов природы в пространство культуры, извечно стремился окружить себя миром вещей, через которые осуществлялась связь с этой исконной реальностью его существования. И в этой связи знакомство детей с традиционной культурой позволяет открывать им не только образную красоту природы, но и погружает их в многообразие смыслов и символов, которые явились основой для искусства на всём протяжении его исторического развития.
В Детском этнокультурном центре «Китежград» для работы с детьми по данному направлению мы предлагаем использовать наиболее эффективный путь передачи культурной информации от старшего поколения младшему — через ритуал, обряд, театрализованное действо, что даёт возможность не только понять глубинный смысл фольклорных текстов, но и усвоить нравственные категории и нормы, выработанные в обществе с традиционным укладом жизни.