Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

    Туристский  маршрут — это заранее спланированная трасса

    - -едвижения  туриста в течение определенного  времени с целью

    •"•^доставления  ему предусмотренных программой услуг.

    Маршрут экскурсии — это путь следования экскурсионной

    "туппы,  связанный с процессом показа  объектов (о составле-

    маршрута  экскурсии и требованиях к  нему указывалось в

    графе 1.1).

    Организация экскурсионно-туристских маршрутов  нераз-

    рывно связана с качеством обслуживания туристов и экскур-

    сантов.

    Только  решив проблему качества, можно успешно  решать и

    проблему  количества. Развитие ассортимента экскурсион-

    но-туристских маршрутов и качества их программы  должны

    носить  активный характер и регулироваться экономической

    эффективностью. Причем, реализовать такой подход турпред-

    приятиям  невозможно без дальнейшего совершенствования

    прогнозирования спроса населения на услуги отрасли.

    С учетом сегодняшних экономических реалий, уровня обес-

    печенности  и доходов жителей Республики Беларусь наиболее

    перспективным и доступным на ближайшее время  станет эк-

    скурсионный (экскурсионно-познавательный) туризм.

    Экскурсионный туризм является одной из основных форм

    рекреационной деятельности. В структуре рекреационных

    потребностей  экскурсионный туризм составляет 10—20 % все-

    го объема потребностей в длительном отдыхе (табл. 1), а пот-

    ребности  в экскурсионном туризме в  структуре кратковремен-

    ного  отдыха в выходные дни составляют 16—20 %.

    Экскурсионно-туристские маршруты способствуют удов-

    летворению  многих потребностей человека: познание, движе-

    ние, оздоровление, общение.

    Эффективность организации экскурсионно-туристских

    маршрутов неразрывно связана с соблюдением  следующих

    принципов маркетинга:

    потребитель — король; производить то, что  продается, а не

    продавать то, что производится; создавая товар, создавай и

    потребителя.

    Для успешного  функционирования на рынке экскурсион-

    но-туристских услуг необходимо тщательно изучать  спрос и потребности населения  в конкретных экскурсионных услугах

    и (в  соответствии с прогнозными исследованиями) планиро-

    вать  определенные экскурсии. В то же время, создавая экскур-

    сию, заранее  необходимо готовить к ней потребителя, чтобы к

    моменту появления ее на рынке, на нее уже  существовал

    спрос. Как мы видим, огромное значение приобретает реклама

    экскурсионно-туристских услуг (прямая реклама в школах,

    газетная  реклама и т. д.).

    Для улучшения  экономических показателей, характеризу-

    ющих  эффективность организации экскурсионно-туристских

    маршрутов, а следовательно, и для повышения  самой эффек-

    тивности  на государственном уровне рекомендуется  рассмот-

    реть  следующее предложение: для турфирм, организующих эк-

    скурсионные поездки для иностранных туристов и жителей Бе-

    ларуси  по территории страны, ввести ряд льгот. Ведь, как из-

    вестно, туризм приносит доход не от экспорта, а от импорта ту-

    ристов. Возможно снижение ставок некоторых  налогов (напри-

    мер, НДС  и налога на прибыль), введение льготных тарифов на

    междугородние телефонные переговоры, без которых  обеспече-

    ние туристского  потока невозможно. Необходимо принять во

    внимание, что, пропагандируя свои маршруты, турфирмы пре-

    жде всего  пропагандируют город и страну. А  поэтому затраты

    на рекламу  въездного и внутреннего туризма  должны практи-

    чески полностью относиться на себестоимость. Такие льготы

    обеспечат туристским предприятиям возможность  выделить оп-

    ределенные  средства на создание нового продукта — разработку

    новых экскурсионно-туристских маршрутов  и на участие в раз-

    личного рода выставках (региональных, международных) для

    продвижения своего продукта на рынок туристских услуг.

    Новые экскурсионно-туристские маршруты —  это и рекла-

    ма Беларуси как на микро-, так и на макроуровне. Поэтому их

    создание  должно сопровождаться выпусками открыток, букле-

    тов, альбомов, карт маршрутов для участников экскурсий.

    Было  бы хорошо, если бы на макроуровне в  посольствах,

    торговых  представительствах, представительствах компаний

    да рубежом  в достаточном количестве на соответствующих

    --пстранных  языках появились брошюры о  Беларуси, ее дос-

    примечательностях, великих людях, родившихся на нашей

    -мле,  буклеты с информацией о туристских  фирмах, с кото-

    ::ми  можно установить контакт, о  порядке въезда, законах об

    „эстранцах  на территории Беларуси.

    Повышение роли экскурсионно-туристских маршрутов  и

    __^ эффективности  будет способствовать использование компь-

    1)втерных  энциклопедий, различных информационных  систем.

    ^  Анализ  организации туристско-экскурсионной  деятельнос-

    ТЕ в  Республике Беларусь (в том числе  одного из ее направлепий — организации  экскурсионно-туристских маршрутов)

    позволил  выявить некоторые тенденции: все  более иопулярны-

    ми и  настоящее время становятся историко-краеведческие, ар-

    хитсктурпыс, литературные зкскурсии. ТТозтому возрождение

    и разработка маршрутов данной тематики и их внедрение  да-

    дут не только социальный аффект в целом для общестла, ли и

    экономический для туристских предприятий, занимающихся

    экскурсионно-позиавательным туризмом.

    Ниже  приводится перечень экскурсиинно-туристских мар-

    шрутов, который может быть положен в  основу деятельности

    турпредприятия любой формы собстненности для организации

    экскурсионно-иоанавательного  туризма.

    5. ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Вся целесообразная деятельность человека так или иначе

    'вязана  с проблемой эффективности. В  основе этого понятия

    лежит ограниченность ресурсов, желание экономить  время,

    получать  как можно больше прибыли.

    Эффективность (от лат. "еГ^ес^уиа" -исполнение, действие)

    означает  результат. Различают экономическую  и социальную

    эффективность.

    Экономическая эффективное т ь  это достиже-

    кие наибольших результатов при наименьших затратах, или

    •снижение совокупных затрат на единицу продукции. Эконо-

    мическая  эффективность занимает важное место  в системе хо-

    зяйственного  механизма.

    Социальная  эффективность— это соответствие

    ^ультатов хозяйственной деятельность социальным целям

    щества. Она выражает степень удовлетворения всей сово-

    "гности  потребностей за счет создаваемого  продукта и связа-

    • с  уровнем жизни населения, содержанием  и условиями тру-

    : - состоянием  среды обитания человека, масштабами свобод-

    -о времени.  Социальная эффективность предполагает  усиле-

    ::;:е  социальной ориентации экономического  роста.

    Экономическая и социальная эффективность взаимосвяза-

    жы. Рост экономической эффективности служит основой дос-

    тв.жения  высоких социальных результатов. В свою очередь без

    •анальных достижений невозможно решение экономических

    _ач. Оценка  эффективности — задача, без решения  которой

    возможно  разработать эффективные методы управления ка-

    •твом в туристской отрасли.

    Для экономики государства эффективность — это понятие,

    -г-»рое  связано с максимизацией экономического  благососто-

    т1;я. Уровень  эффективности оказывает влияние  на решение

    . .-его  ряда социальных и экономических  задач, таких, как

    "трый  экономический рост, повышение уровня жизни насо-

    •=ля, снижение инфляции, улучшение условий труда.

    На макроуровне  для характеристики эффективности

    -:урсионной  деятельности могут применяться  следующие

    • дзатели:

    .чество  экскурсионпо-туристских продуктов;  их соответ-

    " : .- общественным потребностям; валовой доход от реализа-

    :-кскурсионно-туристских  услуг, отнесенный к соответ-

    •"; —щим затратам общественного труда.

    -д микроуровне  (уровень отдельных туристско-эк-

    •:    .'онных предприятий) для характеристики эффективное-

    -ет  применяться система следующих показателей:

    качество  экскурсионно-туристского продукта; его соответ-

    ствие общественным потребностям; производительность тру-

    да; фондовооруженность; фондоотдача; фондоемкость; норма

    прибыли; уровень рентабельности.

    Общенациональная  эффективность производства зависит

    от эффективности  организации экскурсионной деятельности

    первичных ячеек производства — туристских предприятий.

    Чем эффективнее  деятельность первичных звеньев, тем  выше

    эффективность национальной экономики.

    Качество  экскурсионно-туристского продукта (услуги) за-

    висит от качества его (ее) производства. В  свою очередь качес-

    тво производства услуги определяется четырьмя соответствую-

    щими  факторами: средствами труда, предметами труда, испол-

    нителями, нормативно-технической документацией (нормати-

    вы создают  условия функционирования средств  производства,

Информация о работе Экскурсоведение