Органы прокуратуры в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2012.docx

— 74.23 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» к административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В соответствии со ст. 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» систему органов прокуратуры, кроме Генеральной прокуратуры, составляют прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры города Минска, Белорусская военная прокуратура и Белорусская транспортная прокуратура, которые возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие заместителей [17].

В прокуратурах областей и приравненных к ним  прокуратурах образуются коллегии. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным  прокурором Республики Беларусь по представлению  соответствующего прокурора. В состав коллегии входят прокурор, возглавляющий  соответствующую прокуратуру (председатель), его заместители и другие прокурорские работники [12, c. 56].

В систему  органов прокуратуры входят прокуратуры  районов и городов, межрайонные  и приравненные к ним межгарнизонные военные прокуратуры, транспортные прокуратуры. Прокуратуры возглавляют  прокуроры, которые имеют заместителей [29, c. 45].

К числу  специализированных прокуратур относятся: военная прокуратура и транспортная прокуратура. Специализированные прокуратуры  строятся по общим для прокуратуры  принципам, они руководствуются  теми же законами, что и территориальные  прокуратуры, перед ними стоят общие  для всех органов прокуратуры  задачи, они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Однако в их системно-структурном  построении, а также в объектах осуществления надзора за исполнением  законов есть некоторые особенности. Вопрос о создании или упразднении  территориальных и специализированных прокуратур решается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Вопрос о создании городской  или районной прокуратуры инициирует прокурор области, информируя об этом органы власти района, где планируется  создание прокуратуры. Необходимость  создания прокуратуры, реорганизации  или ликвидации обсуждаются на коллегии прокуратуры области с участием заместителя Генерального прокурора  Республики Беларусь. Решение коллегии и обоснование необходимости  принятия такого решения, мнение органов  власти района представляются в Генеральную  прокуратуру Республики Беларусь. Решение  коллегии областной прокуратуры  предварительно рассматривается и  обсуждается в соответствующих  управлениях и отделах Генеральной  прокуратуры, а затем этот вопрос с учетом мнения соответствующих  управлений и отделов выносится  на рассмотрение коллегии Генеральной  прокуратуры. Решение коллегии Генеральной  прокуратуры Республики Беларусь и  необходимые документы (решение  коллегии областной прокуратуры, мнения районных, областных органов власти, решение коллегии Генеральной прокуратуры), личное мнение Генерального прокурора  и другие документы Генеральный  прокурор представляет Президенту Республики Беларусь, который и принимает  окончательное решение о создании, реорганизации или ликвидации органов  прокуратуры. Процедура создания военной прокуратуры отличается тем, что вопрос о создании, реорганизации или ликвидации военной прокуратуры гарнизона обсуждается на коллегии Министерства обороны Республики Беларусь. Совещательное мнение коллегии Министерства обороны вместе с решением Белорусской военной прокуратуры и свое личное мнение Белорусский военный прокурор представляет Генеральному прокурору Республики Беларусь. Аналогичен порядок формирования транспортных прокуратур. Белорусский транспортный прокурор представляет в Генеральную прокуратуру решение коллегии этой прокуратуры, свое личное мнение, а также совещательное мнение коллегии Белорусской железной дороги и личное мнение начальника Белорусской железной дороги о создании, реорганизации или ликвидации транспортной прокуратуры [22, c. 67].

Приведенная примерная организационная структура  областной прокуратуры не является постоянной и может быть изменена Генеральным прокурором Республики Беларусь. Законом о прокуратуре  прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры наделены широкими полномочиями. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним  прокуроры подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Республики Беларусь. Названные прокуроры руководят  деятельностью соответствующих  прокуратур и подчиненных им органов  прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для  исполнения всеми подчиненными им прокурорскими  работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры  вносят предложения Генеральному прокурору  Республики Беларусь об изменении структуры  и штатного расписания соответствующей  прокуратуры в пределах бюджетных  ассигнований и установленной численности  органов прокуратуры. Прокуроры  областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры назначают  на должности и освобождают от должностей прокурорских работников и  работников прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратур районов, районов  в городах, городов, межрайонных  и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных  прокуратур, за исключением работников, прокуроров и заместителей прокуроров районов и городов, межрайонных  прокуроров.

Задачами  прокуратуры являются обеспечение  верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов  граждан и организаций, а также  общественных и государственных  интересов [20, c. 45].

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с  преступностью иных организаций, участвующих  в борьбе с преступностью.

Согласно  ст. 3 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Республики Беларусь (статьи 125-128), Законом Республики Беларусь от 29 января 1993 г. "О Прокуратуре Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями и иными законодательными актами Республики Беларусь [22, c. 437].

Органы  прокуратуры, в силу своей компетенции, могут обращаться в суды различных  видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный  Суд РБ), а также использовать собственные средства прокурорского  реагирования на нарушения законодательства (протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение).

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший акт, или  в вышестоящий орган, правомочный  принять по нему решение. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего  закону акта до его рассмотрения. Протест  полежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок, а местным Советом  – на очередной сессии. О результатах  рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору [27, c. 78].

Представление прокурора об устранении нарушений  закона, причин нарушений и условий, им способствовавших, вносится в орган  или должностному лицу, правомочным  их устранить. В отличие от протеста представление подлежит безотлагательному  рассмотрению. О принятых мерах в  месячный срок должно быть письменно  сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом  прокурору заранее сообщается о  дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Прокурор  в зависимости от характера нарушения  закона должностным лицом или  гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении  уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного  производства. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору [25, c. 45].

Предписание выносится в случаях, когда нарушение  закона носит явный характер и  может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации  или гражданина. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно  сообщается прокурору. В предписаниях должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания [27, c. 78].

Официальное предупреждение. В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях  прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину предупреждение о недопустимости нарушения закона. В случаях неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может  быть привлечено к ответственности  в установленном законом порядке. При несогласии с официальным  предупреждением лицо, которому оно  объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору [1, c.98].

Прокурорские  работники обязаны действовать  в пределах своих служебных полномочий. За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление  властью, превышение служебных полномочий, иные нарушения законности прокурорские работники несут дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную ответственность  в порядке, установленном законом.

Таким образом, Прокуратура Республики Беларусь:

1) составляет  единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров  вышестоящим и Генеральному прокурору  Республики Беларусь;

2) осуществляет  полномочия в пределах своей  компетенции независимо от органов  государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой  информации, политических и иных  общественных и религиозных объединений  в соответствии с Конституцией  Республики Беларусь и Законами  Республики Беларусь;

3) принимает  меры по пресечению нарушений  закона от кого бы они не  исходили, восстановлению нарушенных  прав и привлечению к установленной  законом ответственности лиц,  допустивших эти нарушения;

4) взаимодействует  с другими правоохранительными  органами в деле укрепления  правопорядка;

5) действует  гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит  требованиям закона об охране  прав и свобод личности, а равно  государственной и иной охраняемой  законом тайне.

 

2 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

2.1 Классификация принципов  деятельности прокуратуры

 

Особое  место в системе органов государственной  власти занимает Прокуратура Республики Беларусь.

Государство располагает системой специальных  органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять  конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью государственной власти. Важным элементом в деятельности органов прокуратуры являются принципы положенные в основу организации и деятельности прокуратуры. Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы [23, c. 57].

Принципы  организации и деятельности прокуратуры  могут быть классифицированы по различным  основаниям.

В зависимости  от уровня их можно подразделить на два вида:

1) конституционные;

2) отраслевые.

По предметной направленности:

1) общие  (базовые);

2) индивидуальные (характерные только для прокуратуры).

Основные  принципы организации и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции Республики Беларусь и ст. 5 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»:

– принцип  единства прокурорской системы;

– ее централизация  и как одно из проявлений – подчиненность  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Ряд принципов имеют  универсальный характер, так как  на них базируется как организация  построения системы органов прокуратуры, так и сама их деятельность. Некоторые  же принципы носят характер специфический, будучи основанием либо организации  построения системы органов прокуратуры, либо их деятельности [10, c. 67].

Закрепленные  в Законе о прокуратуре принципы организации и деятельности органов  прокуратуры носят общеобязательный характер. Чтобы глубже понять назначение каждого из перечисленных выше принципов  организации и деятельности прокуратуры, необходимо подробнее остановиться на содержании каждого из них.

2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры

 

Принцип единства означает, что все территориальные  и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому  создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются [6, c. 59].

Каждый  прокурор действует на соответствующей  территории или в сфере соответствующих  правовых отношений от имени Республики Беларусь в целом как единая система. В пределах своей компетенции  каждый прокурор наделен едиными  полномочиями и правовыми средствами их реализации. Действие принципа единства проявляется также в том, что  вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое  его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе [19, c.102].

Централизация системы органов прокуратуры  проявляется в том, что нижестоящие  прокуроры подчиняются вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору  Республики Беларусь.

Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны  для исполнения всеми работниками  органов и учреждений прокуратуры.

При выполнении своих полномочий по надзору за исполнением  законов прокуратура действует  на основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, другими законами страны [18, c. 67].

Принцип законности заключается в том, что  вся деятельность прокуроров должна осуществляться на основе закона и  в точном соответствии с ним, при  строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора.

Информация о работе Органы прокуратуры в системе государственной власти