Органы прокуратуры в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2012.docx

— 74.23 Кб (Скачать файл)

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами  и указаниями Генерального прокурора  Республики Беларусь.

Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение  верховенства права, законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов  граждан и организаций, а также  общественных и государственных  интересов. Это выражено в законодательном  закреплении направлений деятельности органов прокуратуры (ст. 4 Закона о  прокуратуре).

Под направлениями  деятельности прокуратуры следует  понимать те пути, по которым Генеральный  прокурор и подчиненные ему прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  нормативных правовых актов, достигают  цели, выполняют возложенные на них  задачи [25, c. 190].

Реализуя  возложенные на нее законом задачи, прокуратура осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) надзор  за:

  • точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства);
  • исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
  • соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
  • соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;

2) координация  правоохранительной деятельности  государственных органов, осуществляющих  борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе  с преступностью иных организаций,  участвующих в борьбе с преступностью;

3) предварительное  следствие в случаях, предусмотренных  Уголовно-процессуальным кодексом;

4) участие  в рассмотрении дел судами, поддержание  государственного обвинения.

Направления деятельности прокуратуры неравнозначны  и могут быть классифицированы по трем видам. Первый вид образуют первое направление – надзор за точным иединообразным исполнением нормативных правовых актов, который в свою очередь включает пять видов деятельности, именуемых отраслями прокурорского надзора [25, c. 67].

Второй  вид включает второе и третье направления, характерные для работы органов  прокуратуры в борьбе с преступностью.

Третий вид составляют два важнейших участка работы – участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения.

3.2 Роль прокуратура в  системе ветвей власти

 

Изменения условий функционирования государства, характерные для ХХI века, привнесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики относительно содержания деятельности и структуры прокуратуры.

Правильно организованная юридическая деятельность в стране должна исходить из факта  признания прокуратуры как органа власти – закономерность развития государственного аппарата, фиксирующая  публично – правовой статус прокуратуры. Его назначение состоит в том, что государство определяет прокуратуре  сферу деятельности, компетенцию  и соответствующие задачи [16, с. 46].

Анализ  материалов по изучаемой теме позволяет  выделить основные направления формирования концепций встраивания прокуратуры  в механизм государства, которые  предлагаются учеными и практиками: во-первых, прокуратура должна состоять при суде и быть столь же независимой  от исполнительной и законодательной  власти, как и сам суд; во-вторых, прокуратура – специальный орган  преследования; в-третьих, прокуратура  – орган государства полностью  независимый от других ветвей власти, а зависимой прокуратура может  быть только от закона [16, c. 46].

В правоведении общепризнанна главенствующая роль прокуратуры в обеспечении законности. Разумеется, в процессе укрепления законности имеет место взаимосвязь  прокуратуры с другими элементами механизма государства.

Необходимость прокуратуры в государственном  аппарате объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, потребностью в обеспечении  общегосударственных интересов, прав и свобод личности как одной из важнейших целей; во-вторых, решением задачи по строительству системы  контроля, осуществляемого за должностными лицами и государственными служащими  по оценке их работы с точки зрения соответствия или несоответствия поставленной цели и требованиям законности; в-третьих, необходимостью надзора за соблюдением  законности; в-четвертых, защитой территориальной  целостности страны; в-пятых, борьбой  с преступностью [16, c. 47].

  Принадлежность  прокуратуры к механизму государства  обусловлена действующим законодательством,  в котором закрепляются ее  властные полномочия.

Содержание  и пределы действия прокуратуры  зависят от позиции законодателя. Тем не менее, работа прокуратуры  совершается в обширной сфере, куда входят государственное управление, руководство в сфере финансово-хозяйственной  деятельности и т.д. Везде наблюдение вверяется прокуратуре. В связи  с чем, прокуратура получает обще-контрольное  значение. Отличие прокуратуры от других контролирующих органов состоит в объеме полномочий и области их осуществления [16, c. 50].

Развитие  социально-экономических отношений, совершенствование государственных  институтов объективно формируют предпосылки  для постановки вопроса о роли прокуратуры. Прокуратура должна сохранить  за собой полномочия по осуществлению  уголовного преследования, государственного обвинения и надзора. Такой подход к характеристике прокуратуры позволяет  рассматривать этот орган в качестве связующего звена между судебной и исполнительной властью [16, c. 51].

Статус  неопределенности прокуратуры в  механизме государства вносит некоторую  нестабильность в процесс осуществления  возложенных на нее полномочий. В  частности, как орган власти прокуратура  вольно или невольно участвует в  реализации внутренней и внешней  политики, и в этом смысле она  находится в прямой зависимости  от государства. Вместе с тем прокуратура  по действующему законодательству осуществляет свои полномочия независимо. Для совмещения такого рода начал необходимо добиваться теснейшего взаимодействия прокуратуры  с Президентом, законодательными, исполнительными  и судебными органами власти [16,       c. 54].

В интересах  достижения согласованности в деятельности прокуратуры необходимо обеспечить ее мощной поддержкой со стороны верховной  власти и общества. Именно доверие  людей побуждает прокурорских работников к проведению активных мероприятий  по выполнению возложенных на нее  задач. Государство может достичь  многого в отстаивании публичных  интересов через прокуратуру. Поэтому, чем выше значение прокуратуры, тем  выше должна быть ее самостоятельность  и ответственность перед обществом  и государством [16, c. 55].

Государственно-властная природа прокуратуры носит производный  характер. Содержание зависимости компетенции  прокуратуры обусловлено ее местом и ролью в аппарате государства  и функциями государства. И в  этом смысле можно вести речь о  вспомогательно - обеспечительном значении прокуратуры в механизме государства [16, c. 58].

Двойственная  природа прокуратуры в механизме  государства – это объективное  и закономерное условие ее функционирование.

В связи  с закрепленным в Конституции  Республики Беларусь положением о разделении государственной власти  на законодательную, исполнительную и судебную в научной  литературе вот уже более десяти лет идет дискуссия по поводу того, к какой ветви власти относятся  органы прокуратуры. Некоторые авторы предлагали относить прокуратуру к  законодательной власти, отмечая, что «…Верховная законодательная власть после принятия законов не может, как и не должна, оставаться безучастной к их исполнению. Поэтому она сохраняет за собой функцию обеспечения единства законности, выполняет ее непосредственно, а также с помощью Конституционного Суда, Правительства, всей исполнительно - распорядительной, судебной деятельности, а также через прокуратуру, которой она передает большую часть принадлежащей ей функции…»[30, c. 134]; другие относили прокуратуру к «президентской власти», обосновывая свою позицию тем, что «…Единственное предназначение органов прокуратуры - надзор за точным и единообразным исполнением законов. Функции прокуратуры в этом плане очень близки функциям президента. Согласно  ст. 79 Конституции Президент Республики Беларусь является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим полномочия прокуратуры должны в большей мере помогать президенту страны реализовывать свои права…»[31, c. 165]. Третьи рассматривают прокуратуру в качестве государственного органа, осуществляющего судебную власть. Тем не менее и на сегодняшний день вопрос о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви власти относится к дискуссионным.

 Согласно  ст. 1 Закона «О прокуратуре Республики  Беларусь» прокуратура– единая  и централизованная система органов,  осуществляющих от имени государства  надзор за точным и единообразным  исполнением нормативных правовых  актов на территории Республики  Беларусь, а также выполняющих  иные функции, установленные законодательными  актами.

В теории государства и права государственные  органы рассматриваются в рамках раздела механизма государства. Под механизмом государства понимается структурно оформленная система  средств государственного воздействия на общественные процессы [22, c. 78]. Одним из элементов механизма государства является государственный аппарат, который образуют органы государства.  Орган государства есть юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства [31, c. 56]. Для органа государства характерны следующие признаки:

а) закрепление  компетенции и наличие властных полномочий для ее осуществления, т.е. право издавать обязательные правовые акты и давать обязательные предписания;

б) структурная  обособленность в виде самостоятельной  организации;

в) наличие  постоянного персонала, государственных  служащих;

г) материально-финансовое обеспечение деятельности органа.

Прокуратура, являясь государственным органом, обладает всеми указанными признаками:

- правовой  статус органов прокуратуры устанавливается  Конституцией Республики Беларусь  и Законом «О прокуратуре Республики  Беларусь». Согласно последнему  на органы прокуратуры возложен  целый ряд задач, которые условно  можно объединить в три группы: надзор за исполнением законов  и прав и свобод человека  и гражданина; участие в рассмотрении  дел судами; производство предварительного  расследования. Органы прокуратуры,  выполняя функции государства  по надзору за исполнением  законодательства и уголовному  преследованию, то есть реализуя  властные полномочия, реализуют  государственную власть [23, c. 156].

Служба  в органах прокуратуры является разновидностью государственной службы.

Таким образом, органы прокуратуры являются составной  частью механизма государства. Однако место органов прокуратуры в  механизме государства видится  исследователями по-разному. Так, В.Н. Хропанюк, классифицируя органы государства  по характеру их создания и характеру  выполняемых ими задач, отмечает, что они подразделяются напредставительные, исполнительные и судебные (правоохранительные). При этом кпоследним он относит суд, прокуратуру и нотариат, отмечая, что «в осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную  роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве» [24, c. 59]. Другие исследователи подразделяют государственные органы по источнику легитимности на две категории: органы, устанавливаемые Конституцией, законами и иными законодательными актами; и органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения и исполнения полномочий, функционирования вышеназванных государственных органов [35, c. 205]. Когда же речь заходит о классификации государственных органов по принадлежности их к той или иной ветви власти, органы прокуратуры не упоминаются. Тем самым вопрос о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви государственной власти, как правило, не ставится.

Поднимая  вопрос о том, осуществляют ли органы прокуратуры государственную власть, необходимо, как представляется, исходить из того, что под осуществлением государственной власти понимается реализация функций государства. Государственный  орган, как мы видим из определения, характеризуется помимо всего прочего, тем, что осуществляет  функцию  государства. А значит, всякий государственный  орган осуществляет государственную  власть. Отсюда следует, что и органы прокуратуры являются органами государственной  власти. Однако такой вывод противоречит ст. 6 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную. Прокуратура же не может  быть отнесена ни к одной из этих ветвей.

Информация о работе Органы прокуратуры в системе государственной власти