Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:57, курсовая работа
Актуальность темы. В целях создания эффективной системы гарантий деятельности некоторых категорий выборных и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в их отношении предусмотрены специальные правила производства по уголовным делам. Эти правила призваны обеспечить дополнительные меры защиты от возможного использования репрессивных методов для воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, расправы над ними за законную профессиональную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА I. Особый порядок производства в отношении отдельных категорий лиц. Понятие и категории лиц.
1.1. Понятие и назначение производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц……………………………...................
1.2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам………………………………….
ГЛАВА II. Общие правила и порядок производства по делам в отношении отдельных категорий лиц.
2.1. Общие правила производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц………………………………………………………..
2.2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
ГЛАВА III. Особенности, коллизии и проблемы применения на практике
3.1. Проблемы при возбуждении уголовных дел в отношении некоторых лиц с особым правовым статусом………………………..
3.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В-четвертых, в ч. 1 ст. 450 УПК указывается, что избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, контроль и запись переговоров в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, производятся в соответствии со ст. 448 УПК в порядке, установленном главами 13 и 25 УПК. Данное положение также относится к числу общих правил, но его применение может быть затруднительным без соответствующих пояснений. Использованная законодателем в рассматриваемой норме фраза "производятся в соответствии со ст. 448 настоящего Кодекса" может быть истолкована двояко: как а) указывающая на процедуру получения разрешения, например, о производстве выемки в порядке, аналогичном разрешению вопроса о возбуждении в отношении лица уголовного дела или о привлечение его в качестве обвиняемого, б) устанавливающая разрешение на осуществление обозначенных следственных действий только в связи с производством по делу в отношении перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК субъектов. Полагаем, в правоприменении в зависимости от жизненной ситуации могут быть использованы оба подхода.
Если в отношении субъекта, обладающего иммунитетом, не истребовалось разрешение на возбуждение уголовного дела или о привлечении его в качестве обвиняемого, но в ходе уголовно-процессуального производства по факту совершения преступления или в связи с привлечением к уголовной ответственности других лиц возникла необходимость осуществления следственных действий, указанных в ч. 1 ст. 450 УПК, то вопрос об этом должен разрешаться в порядке, установленном ст. 448 УПК. Например, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую на адрес абонентского ящика мирового судьи, которым одновременно пользуется его близкий родственник, привлекаемый к уголовной ответственности, возможно только по решению Генерального прокурора и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
В случаях, когда вопрос о возбуждении уголовного дела или о привлечении лица в качестве обвиняемого решен в соответствии с ч. 1 ст. 448 УПК, дополнительного разрешения на применение мер уголовно-процессуального принуждения и осуществление следственных действий не требуется. Хотя из этого правила также есть исключения. Они оговорены в чч. 2, 3 ст. 150 УПК и будут рассмотрены нами позже.
К числу общих правил производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц необходимо отнести и особенности возникновения у них права на реабилитацию. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК такое право появляется у подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и пп. 1, 4-7 ч. 1 ст. 27 УПК. В п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК речь идет о том, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК, т.е. в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора Российской Федерации, судей федеральных судов и судов субъектов федерации, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, следователя, адвоката. Пункты 6 - 7 ч. 1 ст. 27 УПК предписывают прекратить уголовное преследование при отказе:
Совета Федерации или Государственной Думы в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора о направлении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в суд в соответствии с ч. 2 ст. 451 УПК;
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
Таким образом, большинство лиц, упомянутых в ч. 1 ст. 447 УПК, в сравнении с остальными гражданами имеют некоторые преимущества в реализации права на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных и иных правах, что необходимо учитывать при решении вопроса об осуществлении в отношении них уголовного преследования.
2.2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Как отмечалось ранее, порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК неодинаков. Он варьируется в зависимости от того, к какой категории, обозначенной в указанной правовой норме, относится тот или иной субъект. Сообразно этому дальнейшее рассмотрение вопроса мы будем осуществлять применительно к каждой группе должностных лиц и в порядке возрастания сложности процедуры.
Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления. По численному составу эта категория лиц, обладающих иммунитетами, наиболее представительна. Многочисленно и далеко не однородно также законодательство, регламентирующее их статус и предназначение. Поэтому, рассматривая настоящий вопрос, мы будем ориентироваться на положения Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.), хотя в правоприменении необходимо учитывать и некоторые особенности местного нормотворчества.
Согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления могут быть представлены выборными органами, образуемыми в соответствии с федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другими органами, образуемыми в соответствии с уставами муниципальных образований. Положения главы 52 УПК распространяют свое действие только на тех лиц, входящих в перечисленные органы, которые приобретают соответствующий статус в результате выборов. К числу таковых, по общему правилу, относятся:
депутаты (входящие в представительный орган местного самоуправления), избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
глава муниципального образования, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
иные выборные должностные лица или должностные лица иного выборного органа местного самоуправления, должность и порядок избрания которых определены уставом муниципального образования, избранные непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенные согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
В отношении остальных лиц, участвующих в местном самоуправлении применяется обычный порядок судопроизводства.
Кроме общих правил производства по уголовным делам рассматриваемой категории, изложенных выше, в отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления так же существует одна особенность: решение о возбуждении уголовного дела в отношении такого субъекта либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается прокурором субъекта Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК). Согласование данного вопроса с судом или иными государственными органами не требуется.
Особенности производства по уголовным делам в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации. В части 1 ст. 447 УПК указанные должностные лица отнесены к разным категориям, но мы условно объединили их в одну группу, поскольку особенности производства по уголовным делам в этом случае аналогичны.
Председатель Счетной палаты - это должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью Счетной палаты и организующее ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты, назначенное на эту должность Государственной Думой сроком на 6 лет. Заместитель Председателя Счетной палаты - это должностное лицо, выполняющее должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняющее в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, назначенное на эту должность Государственной Думой сроком на 6 лет (ст. 5 Федерального закона от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Закона аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - это лицо, назначенное на данную должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").
Кандидат в Президенты Российской Федерации - это лицо, которое зарегистрировано Центральной избирательной комиссией Российской Федерации кандидатом на должность Президента Российской Федерации. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов. В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации даты повторного голосования. При этом зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата (ст. ст. 39, 41 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
Кроме общих правил производства по уголовным делам, обозначенных в главе 52 УПК, в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации имеются следующие особенности.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении данных субъектов либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации (пп. 6, 7, 8 ч. 1 ст. 448 УПК). Согласование данного вопроса с судом или иными государственными органами не требуется.
Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449 УПК). Настоящее правило законодатель не распространил на кандидата в Президенты Российской Федерации.
Кроме того, судебное решение об избрании в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется только с согласия Государственной Думы.
Особенности производства по уголовным делам в отношении следователя и адвоката. Согласно п. 41 ст. 5 УПК следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Почти аналогичное, но более точное определение сформулировано в ст. 20 проекта закона Российской Федерации "О Следственном комитете Российской Федерации": следователем является должностное лицо Следственного комитета РФ, следственных комитетов республик в составе Российской Федерации и иных органов, специально уполномоченное государством на производство предварительного следствия. Таким образом, ключевые слова в понятии рассматриваемого субъекта - "уполномоченное на производство предварительного следствия". Поэтому, устанавливая круг лиц, входящих в категорию "следователь", было бы неверным считать, что речь идет только о лицах, состоящих в должности следователя органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции. К рассматриваемой категории лиц должны быть отнесены также сотрудники, занимающие должности старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам. Кроме того, правом осуществлять предварительное следствие согласно ч. 2 ст. 39 УПК наделены начальник следственного отдела, т.е. должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (отделение, отдел, управление и т.п.), а также его заместитель (п. 18 ст. 5 УПК). И хотя таким полномочием указанное лицо может пользоваться эпизодически или не осуществлять предварительное следствие вообще (характерно для руководителей крупных следственных подразделений), это не означает, что оно им не обладает. Представляется, что к числу следователей (в значении п. 7 ч. 1 ст. 447) должны относиться также следователи-стажеры, иные должностные лица, назначенные исполняющими обязанности следователя (что нередко имеет место в органах внутренних дел, где штат следователей незначительный), во время обладания ими полномочиями по производству следствия. Правом производства следствия наделены также прокуроры (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК), но законодателем они отнесены к другой категории лиц, наделенных иммунитетами, и речь о них пойдет позже.
Информация о работе Особенности, коллизии и проблемы применения на практике