Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:57, курсовая работа
Актуальность темы. В целях создания эффективной системы гарантий деятельности некоторых категорий выборных и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в их отношении предусмотрены специальные правила производства по уголовным делам. Эти правила призваны обеспечить дополнительные меры защиты от возможного использования репрессивных методов для воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, расправы над ними за законную профессиональную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА I. Особый порядок производства в отношении отдельных категорий лиц. Понятие и категории лиц.
1.1. Понятие и назначение производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц……………………………...................
1.2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам………………………………….
ГЛАВА II. Общие правила и порядок производства по делам в отношении отдельных категорий лиц.
2.1. Общие правила производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц………………………………………………………..
2.2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
ГЛАВА III. Особенности, коллизии и проблемы применения на практике
3.1. Проблемы при возбуждении уголовных дел в отношении некоторых лиц с особым правовым статусом………………………..
3.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В целях устранения данного правового пробела, на наш взгляд, следует внести изменения в п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, изложив его в следующей редакции:
"1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании поступившего от Генерального прокурора Российской Федерации постановления соответственно Совета Федерации и Государственной Думы о даче согласия на возбуждение в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы уголовного дела".
Выше мы отмечали, что после вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ значительно сократилось число категорий лиц, в отношении которых при возбуждении уголовных дел применяются различные формы судебного контроля. На сегодняшний день к числу таких лиц закон относит Председателя СК при прокуратуре РФ, Генерального прокурора РФ и судей всех уровней.
Согласно ч. 2 ст. 448 УПК РФ представление Президента РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя СК при прокуратуре РФ признаков преступления рассматривается Верховным Судом РФ в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления. В судебном заседании участвуют соответственно Генеральный прокурор РФ или Председатель СК при прокуратуре РФ и (или) их адвокаты. По результатам рассмотрения представления суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.
В соответствии с ч. 5 ст. 448 УПК РФ решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя СК при прокуратуре РФ.
Анализ приведенных выше норм показывает, что в них отсутствуют сведения о лице, уполномоченном поддерживать соответствующее представление в судебных органах, тогда как в предыдущей редакции ч. 2 ст. 448 УПК РФ содержалось общее правило, согласно которому рассмотрение судом представления руководителя следственного органа проводилось с его участием.
Это обстоятельство давало основание предполагать, что представление Президента РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя СК при прокуратуре РФ признаков преступления теоретически мог бы по поручению главы государства поддерживать Председатель (и.о. Председателя) СК. Теперь же в системе правовых норм гл. 52 УПК РФ появился очередной пробел, восполнять который законодатель почему-то не торопится.
Безусловно, действовавший ранее порядок поддержания руководителем следственного органа представления в суде не всегда соблюдался. К примеру, представление и.о. руководителя Следственного управления СК при прокуратуре РФ по г. Москве о наличии в действиях Д. признаков преступления, направленное 12 ноября 2007 г. в Гагаринский районный суд г. Москвы, поддерживалось в суде прокурором отдела прокуратуры г. Москвы.18
Тем не менее, сформировалась положительная практика рассмотрения судами соответствующих представлений, которую следует должным образом закрепить в УПК РФ. Для этого необходимо дополнить ст. 448 УПК РФ новыми положениями, соответственно изменив нумерацию частей статьи:
"3. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления по поручению Президента Российской Федерации поддерживается в судебном заседании Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";
"7. Представление Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации о наличии в действиях судьи Конституционного Суда Российской Федерации признаков преступления рассматривается с участием Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также с участием судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в отношении которого внесено представление, и его защитника".
3.2. Особенности, проблемы применения на практике, коллизии и пробелы в уголовно — процессуальном законодательстве производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в РФ
В настоящее время в действующем УПК Российской Федерации выделена глава 52, которая, на наш взгляд, на много более удобна в применении, чем законодательство СССР, регламентирующее те же вопросы, ибо все особенности производства по уголовным делам с приведенными в ней субъектами соединены именно в ней, а не разбросаны по отдельным законам, как это было ранее. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР не охватывал правовым регулированием особенности досудебного и судебного производства в отношении значительной части лиц, обладающих рядом иммунитетов. К числу таковых относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления; судьи федеральных судов, мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов федерации; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители, аудиторы и др. Реализация уголовно-процессуальных иммунитетов данных лиц осуществлялась посредством применения специальных норм, содержащихся в иных законах (вне УПК).
Это создавало ряд неудобств. Правоприменитель не всегда был ориентирован на такие правовые предписания. Отсутствовало их согласование как между собой, так и с положениями уголовно-процессуального закона, что порождало проблемы в правоприменении. Число подобных источников права, особенно в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федерации, было достаточно велико, и они не всегда отличались единообразием.
Поэтому появление в УПК Российской Федерации главы, посвященного особенностям производства в отношении отдельных категорий лиц, с позиции юридической техники, может быть оценено как положительное явление, направленное на включение разрозненных предписаний в единую систему кодифицированного законодательства.
Однако, применение норм настоящей главы неизбежно заставляет все равно прибегнуть к обращению и к иному действующему федеральному законодательству, регламентирующему статус специальных субъектов.
Так, при применении норм главы 52 УПК РФ в отношении судей следует учитывать положения Конституции Российской Федерации, а также нормы действующего федерального законодательства: федеральных конституционных законов «О судебной системе Российской Федерации»; «О Конституционном Суде Российской Федерации»; закона «О статусе судей в Российской Федерации»; федеральных законов «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Статья 447 УПК РФ устанавливает категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
«Требования главы 52 применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1). члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2). судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
3). Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4). Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5). Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6). Прокурора;
6.1). Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
6.2). Руководителя следственного органа;
7). Следователя;
8). Адвоката;
9). Члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
10). Зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.»19
В общественном сознании и учебной литературе давно сложилось представление о том, что слово "иммунитет" нужно ассоциировать со словами "защита", "неприкосновенность" от чего-либо. В свою очередь, учеными разработан ряд понятий юридического иммунитета, обозначающих его как: совокупность юридических норм-исключений, имеющих объективный и субъективный смысл, а также предусматривающих безальтернативное и альтернативное право20; особый (усложненный) порядок уголовного судопроизводства, выражающийся в установлении изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ21; дополнительные гарантии неприкосновенности и не ответственности22.
При этом авторы сходятся во мнении о том, что нормы правового иммунитета - это нормы исключительные, образующие самостоятельный уголовно-процессуальный институт исключительного права.
Таким образом, особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, получившие закрепление в УПК, необходимо рассматривать как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных и следственных действий в отношении либо с участием определенной законом категории граждан.
Правовые предписания, устанавливающие особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, касаются лишь ситуаций, когда перечисленные лица привлекаются к ответственности, то есть получают правовое положение подозреваемого или обвиняемого. Особенности их участия в уголовном судопроизводстве в качестве иных участников процесса определяются другими нормами либо не оговариваются вообще. В частности, ч. 3 ст. 56 УПК устанавливает невозможность допроса в качестве свидетеля судьи, присяжного заседателя об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу, а также члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, без их согласия, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением своих полномочий. Но эти положения теряют актуальность при осуществлении уголовного преследования в отношении указанных лиц, поскольку в этом случае у них появляется возможность вообще не давать показания. Мы склоняемся к той точке зрения, что данная норма является чрезмерной гарантией статуса этих специальных субъектов.
Отдельные вопросы, касающиеся процессуальных действий в отношении судей урегулированы в названных выше законах. Так, в соответствии с законом «О статусе судей в Российской Федерации» осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, до возбуждения уголовного дела либо до привлечения его в качестве обвиняемого допускается не иначе как на основании решения, принимаемого: в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
«Одной из самых сложных, с практической точки зрения, является процедура возбуждения уголовного дела в отношении судьи.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении судьи в качестве обвиняемого принимается Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей в зависимости от вида суда и звена судебной системы, которое должно быть мотивированным и принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации. При этом срока принятия решения Председателем Следственного комитета в законе не определено. Таким образом, положения статьи 448 УПК РФ в части, касающейся порядка возбуждения уголовного дела в отношении судьи, не согласуются с положениями о сроках доследственной проверки, содержащимися в статье 144 УПК РФ. Обязательность получения согласия квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела создает в ряде случаев безвыходное положение. Успех расследования уголовного дела (особенно о взяточничестве) определяется своевременностью обнаружения, фиксации и изъятия доказательств совершенного преступления. Особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей порой лишает следователя возможности получения неоспоримых доказательств и, напротив, позволяет лицу, совершившему преступление, скрыть или уничтожить эти доказательства. Причиной этого является то, что при установленном порядке это лицо, заблаговременно уведомляется о возникшем подозрении и в течение длительного срока, пока решается вопрос о возбуждении уголовного дела имеет неограниченные возможности для уничтожения доказательств и воздействия на свидетелей и сообщников. Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает особый порядок задержания для специальных субъектов (ст.449 УПК РФ), их задержание может иметь место только тогда, когда они застигнуты при совершении преступления или непосредственно после окончания преступных действий на месте их совершения. Статья 449 УПК РФ дает исчерпывающий перечень лиц, задержание которых в общем порядке не допускается. В случае их задержания после установления личности лицо должно быть освобождено немедленно тем же лицом, которое произвело задержание. Предполагается, что в отношении категорий лиц, перечисленных в части 1 статьи 447 УПК РФ и не названных в статье 449 УПК РФ, задержание производится в общем порядке, предусмотренном главой 12 УПК РФ. Но в этом перечне не названы, к примеру, присяжный и арбитражный заседатели, хотя распространение на них в период отправления правосудия гарантий неприкосновенности судьи, предполагает, что к ним применяются те же правила задержания. Учитывая строгость и серьезный ограничительный характер такой меры процессуального принуждения как задержание, полагаем, что в данном случае законодателю стоило бы полно и исчерпывающе перечислить всех лиц, в отношении которых действуют исключения из общего правила. Производство по уголовным делам в отношении присяжных и арбитражных заседателей ведется с учетом особенностей, которые предусмотрены главой 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для судей судов того уровня, для участия в отправлении правосудия которого привлекаются присяжные и арбитражные заседатели. Такой вывод можно сделать, проанализировав специальные законы, регламентирующие статус данных лиц, поскольку глава 52 УПК РФ эту категорию упоминает лишь в части 1 статьи 447. Так, в соответствии с частью 1 статьи 7 федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» и статьей 12 федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» на арбитражного заседателя и членов его семьи и на присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"».23
Информация о работе Особенности, коллизии и проблемы применения на практике