Ответстенность за банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа

Краткое описание

Банкротство - неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ БАНКРОДСТВО ПРЕДПР..doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 "Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов" // СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 526 (с изм. от 28 июля 2004 г.). Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 235 утверждены типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов // РГ. 2004. 21 сент. N 206.

 

К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:

- принятие решения  о введении и об изменении  срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

- утверждение  и изменение плана внешнего  управления;

- утверждение  плана финансового оздоровления  и графика погашения задолженности;

- утверждение  требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;

- выбор саморегулируемой  организации для представления  в арбитражный суд кандидатур  арбитражных управляющих;

- выбор реестродержателя  из числа аккредитованных саморегулируемой  организацией;

- принятие решения  о заключении мирового соглашения;

- принятие решения  об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства;

- принятие решений  об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении его полномочий и др.

Вопросы, относящиеся  к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или  органам.

Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий  или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра  владельцев ценных бумаг). Учет требований кредиторов в реестре ведется в рублях. В реестре указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3052. Приказами Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 233 и 234 утверждены соответственно Типовая форма реестра требований кредиторов и Методические рекомендации по ее заполнению. Приказ N 233 опубликован в "Российской газете" (2004. 28 сент. N 212). Текст Приказа N 234 размещен на сайте Минэкономразвития РФ в Internet (http://www.economy.gov.ru).

 

Собрание кредиторов правомочно, в случае если на нем  присутствовали конкурсные кредиторы  и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и  обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр и обладающие более чем 30 процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены.

Надлежащим  уведомлением признается направление  конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания по почте не позднее чем за 14 дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания. Если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 500, надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания кредиторов в средствах массовой информации.

Если решение  собрания кредиторов нарушает права  и законные интересы лиц, участвующих  в деле о банкротстве, лиц, участвующих  в арбитражном процессе по делу о  банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению названных лиц (п. 4 ст. 15).

Собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10 процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием. В случаях, когда это невозможно, место проведения собрания определяется арбитражным управляющим. Во время заседания собрания кредиторов ведется протокол. Он составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд.

Еще одним органом, представляющим интересы всех кредиторов и уполномоченных органов после  возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве должника, является комитет кредиторов. Данный орган осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего и реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия. Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета.

Количественный  состав комитета кредиторов определяется собранием, но не может быть менее  чем три человека и более чем  одиннадцать человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Решения принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием. Каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган вправе отдать свои голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами. Избранными в состав комитета считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов. Статья: Статус арбитражного управляющего

(Баренбойм П., Копман А.)

("Российская  юстиция", N 12, 1999)

Примечание  к документу

 

 

 

Арбитражный управляющийСтатья: Статус арбитражного управляющего (Баренбойм П., Копман А.) ("Российская юстиция", N 12, 1999))Общим термином "арбитражный управляющий" обозначаются три вида деятелей - временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий, функционирующие на разных стадиях процедуры банкротства. Права и обязанности, общие для всех них, установлены в ст. 20 Закона. В частности, у арбитражного управляющего есть право получать вознаграждение за свою работу. Размер его определяется собранием кредиторов и (или) утверждается арбитражным судом.

Хотя арбитражный  управляющий, как правило, действует  в составе команды, состоящей, например, из экономиста, юриста, бухгалтера и администратора, проведение финансового анализа требует квалификации, которой никто из указанных лиц может не обладать. В этом случае управляющий имеет право обратиться в арбитражный суд с ходатайством о привлечении аудитора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

Временный управляющий  появляется на стадии наблюдения (эта  процедура вводится с момента  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом). Он назначается арбитражным судом  из числа предложенных кредиторами  кандидатур, а при отсутствии таковых - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. Если же нет и их, кандидатура предлагается Федеральной службой по запросу арбитражного суда. На практике временным управляющим обычно назначается лицо, предложенное тем из кредиторов, кто первым успел подать в суд заявление о признании должника банкротом. Если кредитором являются налоговые органы, то временным управляющим назначается работник Федеральной службы.

Задачи временного управляющего в период наблюдения - разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность. Он вправе предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом, как до, так и после введения наблюдения. В первом случае речь идет о сделках, совершенных с нарушением параграфа 2 главы 9 ГК РФ. Однако ГК, имеющий приоритет перед Законом, не включает арбитражных управляющих в число лиц, полномочных предъявлять требование о признании сделки недействительной, и не содержит отсылки к Закону. Это положение на практике нередко нарушается.

Еще одно существенное право - обращаться в арбитражный суд с ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 Закона, и об отстранении руководителя должника от должности. Последнее полномочие может быть реализовано в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 58 Закона: если руководитель должника чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускает иные нарушения требований законодательства, например, если временному управляющему препятствуют в осуществлении права, предусмотренного ст. 60 Закона, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Очевидно, имеется в виду в том числе и конфиденциальная информация. Нередко руководитель должника пытается доказать, что требуемая информация составляет коммерческую тайну. Но поскольку ее понятие законодательно не закреплено, арбитражные суды обычно становятся на сторону временного управляющего.

Основная обязанность  временного управляющего - провести анализ финансового состояния должника в целях определения стоимости  имущества и сопоставления его с суммой издержек, выявить перспективы оздоровления, а также установить кредиторов должника, определить размер требований и уведомить их о возбуждении дела о банкротстве. Он принимает меры по обеспечению сохранности имущества, в частности, направляет в учреждения юстиции, занимающиеся регистрацией сделок с недвижимостью, копию постановления о своем назначении и предлагает приостановить регистрацию сделок с недвижимостью предприятия - должника, если таковая ведется. Наконец, созывает первое собрание кредиторов, на котором выступает с отчетом о результатах финансового анализа и рекомендует принять одно из двух решений: ввести внешнее управление, если платежеспособность должника можно восстановить, либо открыть конкурсное производство.

Хотя действия временного управляющего, как и всех иных управляющих, могут быть обжалованы, он по сути ни за что не отвечает. Если его работа оказывается безрезультатной, о привлечении к ответственности речи быть не может. Происходит замена, приходит другой управляющий, и сроки процедур банкротства продлеваются на неопределенный срок. Чем дольше тянется наблюдение, тем больше шансов у собственников извлечь свое имущество из предприятия и тем меньше возможностей проконтролировать этот процесс.

Периоды наблюдения и внешнего управления можно затянуть умышленно (последний, согласно Закону - до десяти лет), если, например, добиться для завода - должника статуса предприятия, приравненного к градообразующему, т.е. доказать, что численность его работников превышает пять тысяч человек. С этой целью к работникам причисляют лиц, работающих в организациях, обеспечивающих энергоснабжение предприятия - должника, в инженерных структурах, функционирующих в том числе и за счет контрактов с заводом, и т.д.

Временный управляющий  продолжает исполнять свои обязанности  до момента назначения внешнего либо конкурсного управляющего. Любым  из них он может стать сам.

На стадии внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и в дело вступает внешний управляющий. Его кандидатуру утверждает собрание кредиторов, принявшее решение о введении внешнего управления, большинством голосов из числа лиц, предложенных собранию любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным уполномоченным органом или собственником имущества должника - унитарного предприятия. Чаще всего внешним управляющим назначается временный управляющий или рекомендованное им лицо.

Поскольку управляющий  тесно связан с арбитражным судом, последний в спорах чаще всего становится на его сторону. Так, если временный управляющий приносит один вариант протокола первого собрания кредиторов, а кредитор - другой, где в числе прочего указана и иная кандидатура на роль внешнего или конкурсного управляющего, то, поскольку Законом не установлено, кто должен вести протокол данного собрания, суд обычно принимает к сведению протокол, представленный временным управляющим.

Если собрание кредиторов не предложило ни одной  кандидатуры, арбитражный суд назначает внешнего управляющего по предложению иных лиц, участвующих в деле о банкротстве (это могут быть, например, кредиторы 1-й и 2-й очереди, не являющиеся конкурсными), или из числа лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих. Наконец, когда исчерпаны и эти возможности, назначается внешний управляющий из числа кандидатур, предложенных Федеральной службой (чаще всего работник данного органа).

Информация о работе Ответстенность за банкротство