Ответстенность за банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа

Краткое описание

Банкротство - неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ БАНКРОДСТВО ПРЕДПР..doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

--------------------------------

<*> Например, в случае признания одного из участников полного товарищества несостоятельным (банкротом) товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников (п. 1 ст. 76 ГК РФ). В ином случае деятельность товарищества должна быть прекращена.

<**> Так, при  банкротстве одного из участников  общества с дополнительной ответственностью его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

 

Введение в  отношении должника процедур банкротства  не изменяет существа правоотношения, из которого возникло право требования кредитора к должнику: кредитор в конкурсном процессе сохраняет право требования к должнику, а последний не освобождается от обязанности совершить в пользу кредитора определенное действие. Но, безусловно, осуществление гражданских прав при банкротстве связано с определенными ограничениями, обусловленными природой конкурсных отношений.

Задачу обеспечения  баланса интересов различных  субъектов права, вовлеченных в  процедуры банкротства, законодатель решает различными правовыми средствами, в том числе путем публично-правового воздействия в процессе осуществления гражданских прав. В связи с этим правовой режим банкротства имеет в своем арсенале нормы публичного права.

Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос о конституционности  положений Закона о банкротстве 1998 г. об установлении порядка, не допускающего удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, сделал вывод о том, что ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, установлены законодателем в рамках комплекса мер, направленных на предотвращение банкротства и восстановление платежеспособности должника, а также на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление  Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П (п. 3 мотивировочной части) // СЗ РФ. 2001. 19 марта. N 12. Ст. 1138.

 

Правовая позиция  Конституционного Суда РФ состоит в том, что установление особого режима имущественных требований к должнику, не допускающего удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, позволяет обеспечивать определенность объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создавая необходимые условия как для принятия мер к преодолению неплатежеспособности должника, так и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов, в том числе когда имущества должника недостаточно для справедливого его распределения между кредиторами. При столкновении законных интересов кредиторов в процессе конкурсного производства решается задача пропорционального распределения конкурсной массы среди кредиторов.

Таким образом, исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ, можно сделать вывод, что  установление комплекса правовых ограничений, связанных с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, не допускающим удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, составляет публично-правовое вмешательство в частные отношения, направленное на предоставление всем кредиторам равных правовых возможностей при реализации экономических интересов в условиях несостоятельности должника.

 

("Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве)" (Химичев В.А.) ("Волтерс Клувер", 2006))

 

Наблюдение  нельзя считать основной процедурой банкротства, так как оно не преследует конечных целей конкурсного процесса, а является лишь его промежуточной  стадией. Назначение процедуры наблюдения позволяет выделить в ней две функции: обеспечительную и подготовительную. Первая функция состоит в том, что она позволяет создать условия для сохранения имущества должника, вторая - в содействии организации подготовки дела к судебному разбирательству <*>.

--------------------------------

<*> См.: Белых  В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский  М.Л. Правовые основы несостоятельности  (банкротства): Учебно-практическое  пособие / Под общ. ред. В.С.  Якушева. М., 2001. С. 141.

 

В том случае, когда наблюдение выполнило свое предназначение, необходимо как можно быстрее перейти к следующей процедуре банкротства, будь это финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство. В ином случае эффективность конкурсного процесса, безусловно, снижается: если предприятие имело шансы на восстановление платежеспособности, при условии принятия срочных и безотлагательных мер, то такие возможности будут утрачены или будут минимальны в том случае, когда должник длительное время находился в наблюдении в связи с приостановлением производства по делу; если кредиторы имели реальные шансы на удовлетворение своих требований при немедленной ликвидации, то процент удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве, открытом с большим опозданием, снизится в связи с увеличением издержек по реализации процедур банкротства.

 

("Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве)" (Химичев В.А.) ("Волтерс Клувер", 2006))

 

 

 

Наблюдение - процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Порядок введения данной процедуры зависит от того, кто является заявителем. При возбуждении  дела о банкротстве на основании  заявления должника по общему правилу  наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления  должника к производству. Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в "Российской газете" <1>.

--------------------------------

<1> Согласно п. 6 ст. 231 Закона о банкротстве до определения Правительством РФ официального издания, в котором в соответствии со ст. 28 настоящего Закона подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете". Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 510 (СЗ РФ. 2005. N 34. Ст. 3504) установлено, что официальное издание, в котором осуществляется опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определяется по результатам конкурса между редакциями печатных СМИ. В названном Постановлении закреплены требования к официальному изданию. Организация и проведение конкурса возложены на Федеральную регистрационную службу. Конкурс должен быть проведен в 4-месячный срок с даты утверждения Минэкономразвития России правил его организации и проведения, но не ранее 1 января 2006 г.

 

Наблюдение  должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:

- требования  кредиторов по денежным обязательствам  и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым  наступил на дату введения  наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств.

Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству;

- приостанавливается  исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением случаев, названных в п. 1 ст. 63 Закона;

- запрещаются  удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом из состава  его учредителей (участников);

- запрещается  выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.

В целях обеспечения  наступления перечисленных последствий  определение арбитражного суда о  введении наблюдения направляется судом  в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность  должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника; ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения, созыв и проведение первого собрания кредиторов.

По ходатайству  временного управляющего арбитражный  суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения  им требований Закона о банкротстве. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом либо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия - на одного из работников должника.

Как уже было сказано, одна из целей наблюдения - анализ финансового состояния должника <1>. Он проводится для того, чтобы  определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2664.

 

Для целей участия  в первом собрании кредиторов кредиторы  вправе предъявить свои требования к  должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена <1>. Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано.

--------------------------------

<1> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве" // СПС "Гарант".

 

Временный управляющий  определяет дату проведения первого  собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

К компетенции  первого собрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить кандидатуры управляющих.

По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

 

8.3.2. Финансовое  оздоровление

 

В Законе 2002 г. наряду с привычным внешним управлением предусмотрена еще одна новая процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком, - финансовое оздоровление. Инициатива по его проведению может исходить от участников (учредителей), собственника имущества должника - унитарного предприятия, третьего лица (третьих лиц). Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Информация о работе Ответстенность за банкротство