Понятие и классификация соучастников преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:40, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение понятия и значения соучастия, изучение форм соучастия в российском уголовном праве. Задачами работы является: изучить литературу и нормативно - правовые акты по данной теме; раскрыть понятие и значение соучастия; определить формы соучастия.

Содержание

Введение
1. Понятие соучастия.
2. Объективные признаки соучастия.
3. Субъективные признаки соучастия.
4. Понятие и классификация форм групповых преступлений.
5. Понятие и классификация соучастников преступления.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия .docx

— 162.28 Кб (Скачать файл)

Этика Канта

Этическое учение Канта изложено в  «Критике практического разума». Этика  Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством  максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует  соблюдения долга. Гипотетический императив  требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического  императива:

  1. «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
  2. «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».

В этическом учении человек рассматривается  с двух точек зрения:

  1. Человек как явление;
  2. Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано  исключительно внешними факторами  и подчиняется гипотетическому  императиву. Второй — категорическому  императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими  интересами и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых  материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут  противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Концепция Канта о человеке

Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в  соответствии с тремя способностями  человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

«Что такое человек?»

Человек — это «самый главный  предмет в мире», так как у  него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное  свойство человека. Он не проявляет  его только тогда, когда человек  рассматривает свое «Я» не как  весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

«Относись к человеку как к цели, а не как к средству.»

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке  сознания может протекать процесс  рождения творческих идей, о которых  человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания накладывается  нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглись такие  способности человека, как талант и гений. Талант, проявленный в  изобретении и открытии, — высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений —  высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и  открытии нового.

Априоризм

Априоризм - (от лат. a priori - предшествующий), познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В XX в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т.н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности.

Концепция теоретического знания

Кант показал, что развитие знания не заканчивается на уровне получения  теоретического знания, которое вначале  существует в виде абстрактной идеи о сущности изучаемого предмета. В  силу своей абстрактности это  знание выглядит оторванным от действительности. Абстрактное знание должно быть превращено в конкретное. А для этого оно должно быть превращено в теорию, как систему знания. Система знания должна снять возникшее противоречие между эмпирическим и теоретическим взглядами на предмет, которое происходит из того, что предмет получил отражение в процессе развивающегося знания как со стороны явлений, так и со стороны сущности. Это снятие происходит путем объяснения явлений, исходя из их сущности. Формально, по Канту, это происходит путем построения умозаключений, когда из идеи, отражающей сущность предмета выводятся все те понятия о явлениях, которые были получены на уровне эмпирического знания. Движение научного знания может быть выражено формулой: факты – идея – теория.

3. «Вещь в себе», «вещь для нас»

 

 Кант оставил весьма заметный  след в истории философской  мысли и поэтому небезынтересно  будет проследить его подход  к проблеме сущности мира. В  основе философии Канта, как  известно, лежат два исходных  понятия – вещи-в-себе, или сущности, и вещи-для-нас, или явления. Вещь-в-себе, согласно Канту, – это объективный мир, замкнутый в себе, недоступный и непознаваемый для нас. О вещи-в-себе мы ничего сказать не можем, кроме того, что она существует вне нас

«Вещь в себе» и «Вещь для  нас» - философские термины, означающие: первый - вещи как они существуют: сами по себе, независимо от нас и  нашего познания; второй - вещи как они  раскрываются человеком в процессе познания. Эти термины особое значение приобрели в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания «вещей в себе». Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от «вещи в себе». У Канта «вещь в себе» означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода и т. д. Диалектический материализм, исходя из возможности исчерпывающего познания вещей, рассматривает познание как процесс превращения «вещи в себе» в «вещь для нас» на основе практики (Познание, Теория и практика).

Вещь-для-нас Кант рассматривает как результат воздействия вещи-в-себе на нашу «чувственность, то есть нам дан не объективный мир как таковой, а лишь способ изменения нашей чувственности. Иначе говоря, вещь-для-нас – только кажимость, явление, которое не может возникнуть без воздействия вещи-в-себе, но при том не имеет ничего общего с последней по содержанию.

5. Априорные и апостериорные  суждения

 

Одно из центральных понятий, без  которого «Критику чистого разума»  просто нельзя постигнуть, - понятие  априорного (apriori).

Есть очень обширная совокупность человеческих знаний, результатов человеческого  познания, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Это утверждения  науки, утверждения философии. Они  образуют «мир» законов, принципов  и постулатов. Всеобщие и необходимые  положения обычно оцениваются очень  высоко – как высшая цель, задача всего человеческого знания и  познания. Эти положения, как правило, оформляются в суждения, начинающиеся со слов «все» или «вся», означающие, что некоторые принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий, состояний. Например, естествознание кантовского времени выдвигало такой тезис: все тела протяженны. Это была истина физического знания того времени, принцип, положенный в основание механики. Или высказывалось другое положение: все тела имеют тяжесть. И Кант призывает задуматься над вопросом, что объединяет оба положения? Ответ таков: оба положения суть высказывания всеобщего и необходимого характера. Ибо не только для физиков, но и вообще для людей, сколько-нибудь знакомых с физическим знанием, они имеют всеобщее и необходимое значение. При этом всеобщие и необходимые постулаты отличаются от тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы в форме некоторых всеобщих суждений, но на деле всего лишь претендуют на всеобщность и остаются эмпирическими знаниями. Например, когда-то говорили: «Все лебеди белые». А потом обнаружилось, что есть еще и черные лебеди. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от а posteriori) и внеопытное (от а priori – априорное). Способ образования обоих видов знания различен.

Всякий раз, когда мы говорим: «Все тела протяженны», мы как бы отвлекаемся  от многообразия, неисчерпаемости опыта. Всеобщее знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством  простого эмпирического обобщения. Согласно Канту, это и есть знание, которое следует называть априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе и всегда априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не заканчивается. В том и состоит природа таких знаний и познаний, что при высказывании теоретических всеобщих и необходимых суждений мы мыслим совершенно иначе, нежели при простом обобщении данных опыта. Можно знать из опыта, что это и ли то тело протяженно, но, заявляя, что «все тела протяженны», мы совершаем внеопытный скачок мысли, т.е. мысль совершает переход в ту сферу, которая непосредственно опытом не обусловлена.

Таким образом, всякое всеобщее и необходимое  теоретическое знание, истинное знание, по мнению Канта, априорно – доопытно и внеопытно по самому своему принципу.

Априорные познания, поскольку они  выражаются в суждениях, Кант делит  на аналитические и синтетические  априорные суждения. Все суждения, как известно из логики, приводят в  связь субъект и предикат суждения. Так, в суждении «Все люди смертны» субъект – люди, предикат – свойство смертности. Все априорные суждения содержат внеопытные, т.е. всеобщие и необходимые знания. Но они в свою очередь делятся на две группы. К первой группе принадлежат те, в которых предикат не прибавляет нового знания о субъекте, а как бы «извлекает» на свет божий знание, так или иначе имеющееся в субъекте суждения. Кант приводит очень характерный для своего времени пример – суждение «все тела протяженны». Оно является априорным (воплощает всеобщее и необходимое знание) и вместе с тем аналитическим, ибо в понятии тела уже заложено понятие протяженного. Нужен только дополнительный анализ, чтобы это выяснить.

Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины.  
 
Позиция Агностицизма разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, - и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии. 

Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания  того, что познание не есть простое  копирование действительности, а  является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта. Но если у  Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его  позитивного содержания. Положив  в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение "вещи в себе" (которая недоступна познанию как таковая) и "вещи для нас", т. е. фактически приняв позицию Агностицизма, Кант использовал это разграничение  как отправную точку для анализа  внутренней активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса  об условиях познания, в том числе  и условиях самого опыта.  
 
Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой - познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии агностицизма. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему агностицизма - фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

 

Космологии  Кант также отказывает в статусе  науки. Как только разум пытается размышлять о мироздании, он попадает в сети антиномий, то есть таких противоречий, обе части которых (тезис и  антитезис) могут быть доказаны с  одинаковой убедительностью. Кант выделяет 4 космологические антиномии: ТезисАнтитезис  
1, 2 – Математические антиномии  
1Мир имеет начало во времени и пространстве. Мир не имеет начала во времени и пространстве.  
2Есть только простое, всё состоит из простого. Нет ничего простого, всё сложно.  
3, 4 – Динамические антиномии  
3Есть не только причинная необходимость, но ещё и свобода. Свободы нет, есть только причинная необходимость.  
4Есть безусловно необходимая сущность (Бог есть).Никакой безусловно необходимой сущности нет (Бога нет). 

Информация о работе Понятие и классификация соучастников преступления