Понятие и основные приоритеты концепции правовой политики РК в сфере исполнения уголовных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Исергепова УИС проблемы.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Однако очевидно, что тенденции унификации казахстанского законодательства посредством модельных актов не получили детального изучения и систематизации. Модельный законодательный акт до сих пор не имеет нормативного и единого общепризнанного научного определения, не выявлен правовой характер и юридическое значение, место и роль типовых актов, не выработан механизм их имплементации в национальное законодательство, не дана оценка положительных и отрицательных свойств модельного законодательства как средства унификации правовых норм.

В этой связи большое внимание в исследовании уделяется практике применения модельных норм. Во многом благодаря типовым актам удалось смягчить социальные и экономические последствия распада СССР, обеспечить правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества. Посредством модельных актов происходит регулирование экономических, социальных проблем, вопросов сотрудничества в уголовно-исполнительной сфере, защиты прав осужденных в Республике Казахстан. В совокупности с другими правовыми средствами модельные акты стали полезным инструментом для решения ряда конкретных задач. Подобные тенденции наблюдаются не только в странах Содружества независимых государств. Особый интерес представляет рассмотрение данных правовых актов в Соединенных Штатах Америки, где они служат основным средством унификации и гармонизации законодательства. Углубление международного партнерства, развитие интеграционных связей способствует расширению границ применения единообразных норм в рамках как международных организаций и институтов, так и в рамках узкопрофильных объединений.

Как представляется, в дальнейшем модельное законодательство будет использоваться как в рамках общей теории государства и права так и в сфере организации исполнения уголовных наказаний, в том числе и не связанных с лишением свободы

Системный анализ роли и значения типовых актов способен помочь получить правильные ответы на многие важные практические вопросы правотворчества и правоприменения, поэтому очевидно, что необходим комплексный, научный подход к проблемам правового регулирования посредством рекомендательных норм, каковыми являются модельные правовые нормы. В исследовании охватывается изучение теоретических проблем модельного законотворчества как самостоятельной правовой категории, основных задач, принципов и элементов этой категории и обусловлена правовая характеристика по различным проблемам унификации посредством единообразных норм. Особая значимость исследования состоит в возможности применения его отдельных положений и идей в процессе разработки модельных и типовых актов в комиссиях и комитетах территориальных и центральных органов государственной власти.

Степень специальных исследований, посвященных модельному законодательству, в отечественной науке еще не проводилось. Модельные акты пока не в полной мере охвачены влиянием исследователей. Это обстоятельство признают казахстанские и российские правоведы.[ 58, -С.7-13.].  Лишь некоторые аспекты модельного законодательства и его механизмы правоприменения рассматривались, как правило, в общих работах по теории государства и права, отраслевым юридическим наукам отечественных специалистов: Бошно СВ., Васильева А.В., Дмитриевой Г.К., Ильина И.А., Кашкина С.Ю., Котелевской И.В., Лукаршука И.И., Тихомирова Ю.А., Юртаевой Е.К.

Модельные нормы в уголовно-исполнительной системе - это правовые нормы, содержащиеся в модельном акте, они имеют только диспозицию и гипотезу, санкции в них могут быть и не предусмотрены.  Санкции содержатся в имплементированных нормах, принятых на основании и с учетом модельных норм. Модельные нормы образуют структурированные системы для решения определенной проблемы правового регулирования, а рост массы модельных законов сопровождается отраслевой дифференциацией, и являются основным источником сближения казахстанской международной систем исполнения наказаний.

Согласно постановлению межпарламентской Ассамблеи СНГ использование модельных законодательных актов в целом  или отдельных   их   положений  парламентами  государств  -   участников Межпарламентской Ассамблеи может осуществляться в следующих формах:

-   разработка  и  принятие  на  их  основе  парламентами  этих государств внутригосударственных нормативно-правовых актов;

-  внесение  изменений и дополнений  в нормативно-правовые  акты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи.

      Комитеты   (комиссии)  парламентов  государств   -   участников Межпарламентской   Ассамблеи рассматривают  поступившие   модельные законодательные акты в соответствии с внутренними регламентами. [59)

Правовой дуализм модельных законов проявляется в том, что, с одной стороны, модельный закон - это некий эталон, к которому должен стремиться законодатель в будущем, а с другой - подобный акт является компромиссным решением участников правового регулирования. Реформа права, осуществляемая во многих странах мира, а также в рамках международных организаций, затрагивает глубинные пласты правовой действительности, правового регулирования и правового сознания, освоение таких новых форм права, как модельное законодательство. Эволюционирование модельного законодательства проявляется в расширении границ применения модельных норм, увеличении законодательного массива, появлении дифференцированных отраслевых  систем. [59- 203 с.]

Приближение уголовно-исполнительной системы к международным стандартам определены стратегическим направлением Министерства, поскольку в данных сферах все еще остаются неразрешенные проблемы, негативно влияющие на ее эффективность. В целях повышения эффективности деятельности УИС Стратегическим планом МЮ РК предусмотрен ряд мероприятий, направленных на улучшение условий содержания осужденных, а также организация для них общеобразовательного и профессионального обучения. Кроме того, предусмотрены мероприятия, направленные на социальную адаптацию и ресоциализацию лица, полностью или частично отбывшего наказание, в гражданское общество.

Таким образом, модельный закон в сфере исполнения уголовных наказаний - это акт рекомендательного характера, выполняющий нормативно-консолидирующую роль в законодательстве и дающий нормативную ориентацию для последующего уголовно-исполнительного законодательства. Основной функцией модельного акта является определение вектора развития общего и отраслевого правового регулирования, рекомендательный характер модельного закона может быть разным по характеру восприятия адресатами (более или менее авторитетный); представляется, что смысл модельной рекомендации состоит в том, чтобы она была воплощена в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан.

За время существования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными они оказали и оказывают заметное влияние на практику в РК, соглашаясь с их основными положениями, однако, осуществлялась работа по усовершенствованию практики их применения с учетом современных условий и требований.

Дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного права связано с повышением качества законов - закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.      

 

Заключение

В дипломной работе предпринятые попытки рассмотрения сложных проблем реформирования уголовно-исполнительной политики на современном этапе,  позволили прейти к определенным теоретическим обобщениям и выводам и выработать ряд  предложений и рекомендации по основным ее приоритетам.

Обосновано понятие «правовая политика в уголовно-исполнительной системе», что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного свойства. Наиболее целесообразно использование этого выражения для обозначения стратегии деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере правового регулирования.  По своей природе правовая политика в уголовно-исполнительной системе представляет собой деятельность его подразделений в сфере правового регулирования. Специфика этой деятельности состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей стратегического характера, то есть идей, определяющих направления развития системы в целом. В основе исследуемой правовой политики лежит правовая идеология.

По нашему мнению одно из направлений гумманизации должен стать путь по расширению института административной преюдиции. То есть по преступлениям небольшой тяжести и не представляющей большой общественной опасности и совершенных в первый раз следует привлекать к административной ответственности, что позволит минимизировать вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции. Но это следует делать поэтапно и последовательно, чтобы не возникало в обществе мнения о безнаказанности за уголовно наказуемые деяния.

Следующим путем должно стать направление о полной декриминализации отдельных норм УК РК с переводом их в разряд административных правонарушений. В основном это должно касаться несовершеннолетних и лиц, впервые совершивших преступления средней тяжести.

Также снизить уголовную наказуемость может усовершенствованный институт  «деятельного раскаяния». Также должно учитывать мнение потерпевшего при привлечении гражданина к уголовной ответственности. В большинстве случаев потерпевший заинтересован не в лишении свободы преступника, а в том, чтобы ему был возмещен материальный и моральный ущерб, так как из мест лишения свободы осужденный возместить ущерб не может, да и незаинтересован.

Наряду с изменениями в Уголовном кодексе важны системные изменения в уголовно-исполнительной системе. Условия содержания в колониях в настоящее время не приемлемы для цивилизованного существования, начиная от бытовых и заканчивая жестоким и унижающим обращением с заключенными, у которых отсутствует реальный доступ к подаче жалоб. Подобное отношение не делает из человека гражданина, который ощущает на себе гуманность уголовной политики. Заключенные вряд ли будут иметь истинное желание исправиться в этих условиях. Важно предпринять комплекс мер: правовых, социальных, экономических, политических, общественных, которые бы показали результат – реальную гуманизацию.

Одним из способов сближения отечественного и международного законодательства, являются модельные законы. Модельный закон в сфере исполнения уголовных наказаний - это акт рекомендательного характера, выполняющий нормативно-консолидирующую роль в законодательстве и дающий нормативную ориентацию для последующего уголовно-исполнительного законодательства. Основной функцией модельного акта является определение вектора развития общего и отраслевого правового регулирования, рекомендательный характер модельного закона может быть разным по характеру восприятия адресатами (более или менее авторитетный); представляется, что смысл модельной рекомендации состоит в том, чтобы она была воплощена в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан.

В дипломной работе подробно рассмотрены вопросы совершенстования деятельности подразделений УИС, исполняющих уголовные наказания не связанные с изоляцией от общества. С целью повышения позитивного имиджа сотрудника УИИ следует:

расширить функции уголовно-исполнительных инспекций по ведению контроля за поведением лиц, условно-освобожденных от наказания в виде лишения свободы, оказания правовой помощи;

повысить самостоятельность и укрепить юридический статус уголовно-исполнительных инспекций в рамках действующего законодательства;

разработать методику криминологического прогнозирования поведения осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества с целью дифференциации профилактического воздействия на эту категорию осужденных;

организовать реализацию положения уголовно-исполнительного законодательства по исполнению наказания в виде ограничения свободы;

укрепить материально-техническую базу уголовно-исполнительных инспекций;

усовершенствовать систему информационного обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций, в том числе путем создания локальных компьютерных сетей, взаимосвязанных с органами внутренних дел;

создать надлежащие условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций;

разработать систему взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и местных исполнительных органов, а также с общественными организациями;

на законодательном уровне предусмотреть возможность содержания районных инспекций, наравне с республиканской и за счет местного бюджета.

Дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного права связано с повышением качества законов - закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Использованы протокола кафедр УИП и ОИН (ОР и РД, уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии), а также результаты и рекомендации круглых столов за 2007-2012годы.

Информация о работе Понятие и основные приоритеты концепции правовой политики РК в сфере исполнения уголовных наказаний