Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации 6
1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации 6
1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика 14
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 21
2.1 Причины и условия коррупции 21
2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы 22
Глава 3. Основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственной власти 36
3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы 36
3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

1.Борьба с коррупцией в системе государственного управления - правка.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

c) содействие прозрачности в деятельности частных организаций, включая, в надлежащих случаях, меры по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими;

d) предупреждение злоупотреблений процедурами, регулирующими деятельность частных организаций, включая процедуры, касающиеся субсидий и лицензий, предоставляемых публичными органами для осуществления коммерческой деятельности;

e) предупреждение возникновения коллизии интересов путём установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор;

f) обеспечение того, чтобы частные организации, с учётом их структуры и размера, обладали достаточными механизмами внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных деяний и чтобы счета и требуемые финансовые ведомости таких частных организаций подлежали применению надлежащих процедур аудита и сертификации.

Крайне важным является положение о криминализации незаконного обогащения. Статья 20 Конвенции  ООН против коррупции21 предусматривает следующее: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».22

Большое значение придаётся участию общества, разных его структур и отдельных граждан  в предупреждении коррупции, а также  расширению и распространению знаний по вопросам предупреждения коррупции (ст. 6 Конвенции ООН против коррупции).

Правоохранительная  деятельность должна неуклонно осуществляться только в рамках и на основе закона, при соблюдении презумпции невиновности, индивидуализации уголовной ответственности и наказания, с использованием всего арсенала правовых средств (дисциплинарных, административных, гражданско-правовых, уголовно-правовых).

Борьба с  коррупционной преступностью включает нарушенных законных интересов и  прав, возмещение вреда, декриминализацию на основе закона деформированных связей и отношений.

Статья 31 Конвенции  ООН против коррупции предусматривает  приостановление операций (замораживание), арест и конфискацию:

a) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости доходов;

b) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.23

Крайне важно  обеспечение взаимосвязанной борьбы с организованной преступностью  и коррупцией.

Борьба с  преступностью коррупционного характера  требует создания специализированных субъектов борьбы, их высокой специальной профессиональной квалификации, взаимодействия и координации усилий. Статья 6 Конвенции против коррупции предусматривает, что каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, в надлежащих случаях обеспечивает наличие органа или органов, осуществляющих предупреждение коррупции; обеспечивает им необходимую самостоятельность, с тем, чтобы они могли выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния; обеспечивает необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, а также такую подготовку персонала, какая может потребоваться для выполнения возложенных на него функций; сообщает Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций название и адрес органа или органов, которые могут оказывать другим государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции.

19 мая 2008 года  Президент Российской Федерации  подписывает Указ «О мерах  по противодействию коррупции»,24 которым был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В данный Совет вошли 19 человек, среди которых: Президент Российской Федерации, руководители некоторых силовых ведомств, председатели высших судов Российской Федерации, несколько помощников Президента по различным вопросам, несколько министров, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судах Российской Федерации, руководитель Администрации Президента, член Общественной палаты, руководитель Аппарата Правительства и Председатель счётной палаты.

Этот Указ установил, что основными задачами Совета являются:

- подготовка  предложений Президенту Российской  Федерации, касающихся выработки  и реализации государственной  политики в области противодействия  коррупции;

- координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления муниципальных  образований по реализации государственной  политики в области противодействия коррупции;

- контроль за  реализацией мероприятий предусмотренных  Национальным планом противодействия  коррупции.

Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и представить проект Национального плана противодействия  коррупции.

Следующим важным этапом развития противодействия коррупции  было утверждение Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национального  плана противодействия коррупции.25 Принятие данного документа является важным этапом развития противодействия коррупции. Так данный план предусматривает довольно широкий перечень мер направленных на борьбу с коррупцией. Сюда можно отнести:

- меры по  законодательному обеспечению противодействия  коррупции;

- меры по  совершенствованию государственного  управления в целях предупреждения коррупции;

- меры по  повышению профессионального уровня  юридических кадров и правовому  просвещёнию;

Так, основной мерой  законодательного обеспечения противодействия  коррупции является подготовка и  внесение в Государственную Думу проекта закона «О противодействии коррупции», предусматривающего в частности:26

а) определение  понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

- специальные  требования к лицам, претендующим на замещёние должностей государственных служащих;

- развитие института  общественного и парламентского  контроля за соблюдением антикоррупционного  законодательства;

- совершенствование  механизма антикоррупционной экспертизы  нормативных правовых актов;

- возложение  на государственных служащих  обязанности уведомлять о ставших  им известных случаях коррупционных  или иных правонарушений, а также  привлечение их к ответственности  за невыполнение данной обязанности;

в) определение  основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

- совершенствование  системы и структуры государственных  органов, оптимизацию и конкретизацию  их полномочий;

- разработку  системы мер, направленных на  совершенствования порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;

- сокращение  категорий лиц, в отношении  которых применяется особый порядок  производства по уголовным делам  и ведения оперативно-розыскных мероприятий;

- введение антикоррупционных  стандартов направленных на предупреждение  коррупции;

- обеспечение  справедливой и равной для  всех доступности правосудия  и повышение оперативности рассмотрения  дел в судах;

- развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

Национальный  план, в законодательном обеспечении  противодействия коррупции, также  предусматривает внесение изменений  в ряд уже существующих законодательных актов.

Мерами по совершенствованию  государственного управления предусматривается  осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

а) передачу части  федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации полномочий;

б) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;

в) создание системы  контроля деятельности государственных  служащих со стороны гражданского общества;

г) сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов выполняемой работы;

д) повышение  ответственности федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

е) разработку и  внедрение стандартов государственных  услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) выработку  оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающими возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Среди мер по совершенствованию государственного управления предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:

а) обеспечение  соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885;27

б) обеспечение  деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

в) принятие мер  по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;

г) оказание консультативной  помощи по вопросам связанным с применением  на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

д) обеспечение  реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными случаях коррупционных и иных правонарушениях, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

е) проведение служебных  расследований коррупционных проявлений;

ж) взаимодействие с правоохранительными органами.

Для повышения  профессионального уровня юридических  кадров требуется:28

а) повышение  качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

б) совершенствование  системы подготовки и повышения  квалификации педагогических кадров федеральных  государственных образовательных  учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программу в области юриспруденции;

в) воспитание у  правоприменителей уважительного  отношения к закону;

г) усиление антикоррупционной  составляющей при преподавании учебных  дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

е) разработка и  внедрение в практику механизма  получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных  учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах;

ж) законодательное  закрепление правила, в соответствии с которым судья федерального суда, впервые назначенный на должность, обязан проходить профессиональную подготовку.

Не маловажную роль играет правовое просвещёние общества. Для повышения качества просвещёния  общества необходимо:29

а) поддержка  со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных организаций, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

Информация о работе Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации