Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации 6
1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации 6
1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика 14
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 21
2.1 Причины и условия коррупции 21
2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы 22
Глава 3. Основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственной власти 36
3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы 36
3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

1.Борьба с коррупцией в системе государственного управления - правка.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

б) формирование в обществе и государственном  аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;

в) повышение  правовой культуры общества в целом;

г) обеспечение  условий для широкого доступа  населения к специализированному  правовому телевизионному каналу «Закон-ТВ».

Выводы по главе:

Особый интерес  к предупреждению коррупции вызван двумя главными обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм предупреждения коррупции работал эффективнее, а предупредительные меры использовались в полной мере; во-вторых, расширением возможности научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения коррупции «в действии», когда оно выступает не просто в качестве тех или иных теоретических положений, но и конкретный, специфический вид деятельности.

Рассмотрение  проблемы предупреждения коррупции, совершаемой  государственными служащими, тесно  связано с особенностями рассматриваемых  субъектов. В этой связи противостоять  этим набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жестокие меры, бесперспективны.

Глава 3. Основные направления совершенствования  механизма борьбы с коррупцией в  системе государственной власти

  • 3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы

  •  

    Внимание к  проблеме коррупции в системе  государственной службы со стороны  государственной власти и институтов гражданского общества обусловлено  тем, что коррумпированность государственных служащих приобрела в современный период глобальный характер.

    Как отметил  генеральный прокурор Российской Федерации  Ю. Чайка, «…мздоимство не является хронической  болезнью в России, есть все объективные  условия, чтобы эффективно с ним  бороться».

    Членство Российской Федерации в ряде международных  организаций возлагает на нее  многие международно-правовые обязательства, в том числе и в сфере  борьбы с коррупцией в системе  государственной службы. Подтверждение  этому - ратификация в 2006 г. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. В этой связи одним из приоритетных направлений в исследовании проблем борьбы с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации является изучение норм международного права, содержащих в себе административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции.

    Необходимость использования международных средств  предупреждения и пресечения коррупции  в системе государственной службы объясняется тем, что «эффективная борьба с коррупцией невозможна только в рамках национального законодательства, так как эти правонарушения носят межнациональный характер».

    В этой связи  для реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной  службы Российской Федерации необходимо совершенствовать механизмы международного сотрудничества, целенаправленно применять международно-правовые документы, содержащие в себе предписания, направленные на борьбу с коррупцией.

    Согласно Конституции  России, а также действующему законодательству международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права. Кроме того, международные договоры (конвенции) играют первостепенную роль в сфере защиты прав человека, обеспечения правопорядка, а, следовательно, в борьбе с коррупцией в системе государственной службы.

    Роль международно-правовых источников наиболее существенна в тех областях и сферах административно-правового регулирования, где в большей степени необходимо согласование национального и международного права. Итак, одним из приоритетных направлений, где необходимо объединение усилий международного и европейского сообщества, является борьба с коррупцией в системе государственной службы.

    В этой сфере  может осуществляться ряд правовых и организационных мероприятий:

    - проведение  научных исследований проблемы  коррупции, осуществление взаимных консультаций по проблеме борьбы с коррупцией;

    - составление  банков данных о национальных  законах, формах, методах, средствах  предупреждения и пресечения  коррупции в системе государственной  службы;

    - оказание содействия  в подборе и подготовке кадров, которые могли бы участвовать в мероприятиях по борьбе с коррупцией, а также разработке антикоррупционных стандартов поведения государственных служащих и проведении антикоррупционных экспертиз правовых норм и др.

    В ряде международно-правовых актов Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, Европейского союза, Интерпола, Содружества Независимых Государств и других международных организаций отмечается, что коррупция представляет собой явление, которое в настоящее время выходит за пределы национальных границ и затрагивает все общества и экономические системы.

    Важным аспектом на пути развития международно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной  службы является признание того факта, что проблема коррупции касается незаконного отмывания денежных средств, а также финансирования терроризма. Международное сообщество с каждым годом все больше беспокоит проблема стремительного обогащения высокопоставленных должностных лиц и членов их семей, особенно должностных лиц, занимающих высокие посты, как в международных организациях, так и в соответствующих государствах.

    Эти и иные обстоятельства говорят об объективной необходимости  осуществления международного сотрудничества в сфере предупреждения и пресечения коррупции.

    Несмотря на то, что международное сообщество стремится к созданию универсальных  правовых и организационных механизмов предупреждения и пресечения коррупции, некоторые государства не имеют  самых простых национальных правовых и организационных средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Данный факт способствует развитию коррупции не только в соответствующем государстве, но и в сопредельных государствах, а также международных организациях.

    В настоящее  время международное сообщество убеждено в актуальности проведения согласованной политики в сфере  защиты общества от коррупции, развитии норм международного права в исследуемой  сфере.

    Как уже отмечалось, международная озабоченность проблемой коррупции приводит к сотрудничеству государств в этой сфере. За последние десять лет состоялся ряд международных конгрессов, конференций и семинаров, посвященных данной проблеме. В настоящее время принят ряд международно-правовых документов, направленных на противодействие коррупции в сфере государственного управления, а также в системе государственной службы.

    Нужно также  отметить, что для предупреждения и пресечения коррупции в системе  государственной службы необходима эффективная работа национальной судебной и правоохранительной систем. Указанное обстоятельство обусловлено тем, что акты коррупции совершаются на территории конкретного государства, и если государство не будет само заинтересовано в выявлении коррупции и коррупционеров, то никакие международные и европейские средства борьбы с данным явлением здесь не помогут. Коррупция способствует нарушению прав и законных интересов физических и юридических лиц, подрывает основы государственного строя, ведет к искажению правоприменения, а также наносит серьезный вред моральным основам общества.

    Глобальность  проблемы коррупции в системе  государственной службы способствовала тому, что международное сообщество с середины XX в. начинает разрабатывать  правовые нормы и организационные  средства, направленные на предупреждение и пресечение коррупции в сфере публичного управления и государственной службы.

    В последние  годы заметно активизировалось международное  сотрудничество МВД, направленное в  том числе и на выявление и  пресечение коррупционных преступлений. Взаимодействие с зарубежными коллегами осуществляется через представителей полицейских ведомств, аккредитованных при зарубежных посольствах в Москве, а также в рамках постоянно действующих рабочих групп с органами полиции Германии, США, Италии, Израиля, Турции и др. В ходе такого сотрудничества ФБР США проявили большой интерес к совместной работе по выявлению на территории США легализованных активов, принадлежащих некоторым российским гражданам, имевшим или имеющим отношение к государственной службе.

    Конвенция «О гражданской  ответственности за коррупцию» обязывает  государства предусмотреть охранительный  механизм для государственных служащих. Так, ст. 9 Конвенции говорит о  том, что каждая Сторона предусматривает  в своем внутреннем праве надлежащую защиту от любой неоправданной меры служащих, которые имеют серьезные основания подозревать наличие коррупции и добросовестно сообщают о своем подозрении компетентным лицам или властям. Данная мера, безусловно, может способствовать предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

    Конвенция «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» предусматривает  сотрудничество государств по вопросам, связанным с гражданским судопроизводством  по делам о коррупции: предоставление документов, получение доказательств за рубежом, разграничение юрисдикции, признание и исполнение иностранных судебных решений и судебных расходов в соответствии с положениями международных договоров о международном сотрудничестве в гражданско-правовой и коммерческой сферах, участниками которых они являются, а также в соответствии с их внутренним законодательством. Любое государство, которое подписало Конвенцию или присоединилось к ней, к моменту вступления ее в силу автоматически становится членом Группы государств против коррупции и осуществляет контроль за исполнением данной Конвенции, руководящих принципов борьбы с коррупцией и других соглашений или правовых документов, принятых Советом Европы в соответствии с Программой действий против коррупции. 
    Как уже отмечалось, Российская Федерация пока не подписала данную Конвенцию, но стоит отметить, что законодательные акты нашей страны затрагивают некоторые вопросы, урегулированные Конвенцией, но без специального указания на акты коррупции, например, ст. 168 ГК РФ «Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным актам», ст. 169 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности», гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

    Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы международные организации (ООН, Совет Европы и др.) в качестве дополнительного механизма должны контролировать соблюдение принятых государствами обязательств по борьбе с коррупцией, помогать государствам в разработке соответствующих правовых средств для выполнения взятых ими на себя обязательств. Кроме того, необходимо координировать проекты различных международных организаций с целью пресечения непроизвольного дублирования множества принятых конвенций и иных документов, направленных на предупреждение и пресечение коррупции. Дублирование нормативных документов ведет к ослаблению их регулирующего воздействия в сфере публичного управления.

    Юридические документы  должны дополнять друг друга, а не конкурировать в области правовой взаимопомощи, борьбы с коррупцией, а также защиты финансовых интересов государств. Еще одним аспектом, на который обращают внимание европейские организации, заинтересованные в борьбе с коррупцией, является внедрение в практику государственного управления кодексов служебного (этического) поведения государственных служащих. Достаточно широкое распространение и принципиальные содержательные совпадения кодексов поведения государственных служащих многих государств вызвали объективную необходимость разработки модельных кодексов поведения государственных служащих.

    Модельный кодекс поведения государственных служащих призван служить стандартом при  проведении реформы государственной  службы в тех странах, где нормы  этического поведения чиновников еще не закреплены в нормативных актах.

    В этой связи  вполне целесообразно объединение  имеющихся нормативных предписаний, закрепляющих этические стандарты  поведения государственных и  муниципальных служащих в едином «Кодексе служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации». Необходимость принятия такого законодательного акта уже давно назрела, поскольку, как отмечает А. Кузьмичев, «право по настоящему сильно тогда, когда его нормы содержат в себе мораль, моральные ценности». Для обеспечения исполнения данного закона необходимо предусмотреть меры дисциплинарной и административной ответственности.

  • 3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне

  • Борьба с  коррупционной преступностью предполагает привлечение к ответственности  и тех, кто осуществляет подкуп служащих, а также устранение последствий  коррупционных правонарушений: взыскание  незаконно полученного имущества  или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершённых в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов.

    Рост раскрываемости коррупционных правонарушений невозможен без существенного улучшения  работы оперативно-розыскных органов МВД, налоговой полиции, повышения профессионального мастерства работников следственного аппарата. Необходимо также разработать и широко применять стимулирующие нормы, освобождающие от ответственности второстепенных участников коррупционных правонарушений, которые активно способствовали разоблачению коррупционеров. Сказанное выше о направлениях борьбы с коррупционными правонарушениями не является характерным только для России. Так, например содержание программы по обузданию коррупции интернациональный коллектив авторов пособия «Системы общегосударственной этики поведения»30: «Серьёзные и согласованные реформы должны включать в себя следующие элементы:

    Информация о работе Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации