Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа
Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации 6
1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации 6
1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика 14
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 21
2.1 Причины и условия коррупции 21
2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы 22
Глава 3. Основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственной власти 36
3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы 36
3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48
1) ясно выраженное
стремление политических
2) упор на предотвращение, профилактику коррупции и стремление изменить саму систему, а не периодически устраивать «охоту на ведьм»;
3) принятие всеобъемлющего
антикоррупционного законодател
4) определение
сфер деятельности
5) обеспечение
соответствия должностных
6) разработка законодательных норм, а также уголовных и административных мер, способных отбить охоту совершить правонарушение;
7) установление
партнёрских отношений между
правительством и гражданским
обществом (включая частный
8) превращение коррупции в «сферу повышенного риска и низкой рентабельности».
В заключение хотелось
бы привести некоторые рекомендации
Восьмого конгресса ООН по предупреждению
преступности и обращению с
а) разработку стратегии по борьбе с коррупцией в качестве особо приоритетного направления планов экономического и социального развития;
б) повышение общественной осведомлённости о праве пользоваться государственными услугами и программами и обеспечение эффективных каналов для подачи жалоб;
в) создание надлежащих внутренних процедур управления в правительственных учреждениях;
г) принятие мер в рамках правительственных учреждений для обеспечения отчётности, эффективных дисциплинарных мер и средств правовой защиты в отношении государственных служащих;
д) совершенствование банковских и финансовых правил и механизмов в целях предупреждения крупных переводов средств, полученных в результате коррупции.
Конгресс предложил государствам рассмотреть вопрос об адекватности их уголовного и уголовно-процессуального законодательства с тем, чтобы реагировать на все виды коррупции и деяния, с ней связанные, а также обеспечить применение санкций, способных оказывать надлежащее сдерживающее воздействие; принять процедуры и выделить надлежащие ресурсы для выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц и разработать правовые положения для конфискации средств и имущества, полученных в результате коррупции; обеспечить принятие соответствующих мер против предприятий, замешанных в коррупции.31
Выводы по главе:
Эффективное предупреждение
и пресечение коррупции в системе
государственной службы невозможны
без совершенствования
Несмотря на унификацию административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы, в международных и европейских документах содержатся предписания, ориентирующие государства на необходимость закрепления антикоррупционных стандартов в своем собственном.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» совершенно определённо запрещает государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц32. В то же время ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает дарить «обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда: … 3) государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». При этом никаких указаний, чем же «обычный подарок» отличается от взятки, законодательство не содержит. Подобная двусмысленность законов очень благоприятствует коррупции.
Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической и национальной безопасности страны.
Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятия механизма и принятие новых законодательных актов.
Борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе – административным и дисциплинарным нарушениям.
Выявление коррупционных правонарушений – это обязанность органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Расследование и разбирательство обвинений в коррупции должно быть возложено только на органы судебной власти: прокуратуру – дознание и предварительное следствие, уголовное и обвинение от имени государства; суд – судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором.
Важнейший принцип борьбы с коррупцией – гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.
1 См.: Юридическая газета. 1999. № 37.
2 См.: Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991. С. 123.
3 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Текст постановления официально опубликован не был.
4 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета от 23 февраля 2000 года, № 13.
5 См.: Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.
6 См.: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2002. № 2.
7 См.: Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года № 51/59 «Борьба с коррупцией» // Текст Резолюции официально опубликован не был.
8 См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.
9 См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 года, № 44, ст. 4536.
10 См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Российская газета от 20 мая 1997 года № 97.
11 См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета от 18 января 2000 года.
12 См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 28 июня 1993 года, № 26, ст. 2419.
13 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108.
14 См.: Национальный план противодействия коррупции утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164.
15 См.: ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.
16 См.: ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.
17 См.: Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 728-729.
18 См.: Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 730-731.
19 См.: ст. 7 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.
20 См.: ст. 12 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.
21 См.: Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.
22 В п. 8 ст. 31 Конвенции ООН против коррупции отмечено, что «государства-участники могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение таких предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует основополагающим принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства».
23 Причём если такие доходы от преступлений были превращены или преобразованы, частично или полностью, в другое имущество, то меры, указанные в настоящей статье, применяются в отношении такого имущества. Применяются и другие правила. Установлено также, что к прибыли или другим выгодам, которые получены от таких доходов от преступлений, от имущества, в которое были превращены или преобразованы такие доходы от преступлений, или от имущества, к которому были приобщены такие доходы от преступлений, также применяются меры, указанные в настоящей статье, таким же образом и в той же степени, как и в отношении доходов от преступлений.
24 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108.
25 См.: Национальный план противодействия коррупции (утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568) // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164.
26 См.: п. 1 раздела I Национального плана противодействия коррупции утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164.