Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации 6
1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации 6
1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика 14
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 21
2.1 Причины и условия коррупции 21
2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы 22
Глава 3. Основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственной власти 36
3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы 36
3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

1.Борьба с коррупцией в системе государственного управления - правка.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

1) ясно выраженное  стремление политических лидеров  бороться со всеми проявлениями  коррупции, где бы они не имели место, и согласие самим стать объектом проверок;

2) упор на  предотвращение, профилактику коррупции  и стремление изменить саму  систему, а не периодически  устраивать «охоту на ведьм»;

3) принятие всеобъемлющего  антикоррупционного законодательства и воплощение его в жизнь …;

4) определение  сфер деятельности правительства,  наиболее предрасположенных к  коррупции, и пересмотр, как  основополагающих законов, так  и административных процедур;

5) обеспечение  соответствия должностных окладов государственных служащих и политических деятелей той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также приведение в соответствие их заработной платы уровню зарплат в частном секторе, насколько возможно;

6) разработка  законодательных норм, а также уголовных и административных мер, способных отбить охоту совершить правонарушение;

7) установление  партнёрских отношений между  правительством и гражданским  обществом (включая частный сектор, профессиональные и религиозные  организации);

8) превращение коррупции в «сферу повышенного риска и низкой рентабельности».

В заключение хотелось бы привести некоторые рекомендации Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 год), содержащиеся в резолюции 7 «Коррупция в сфере государственного управления». Конгресс рекомендовал государствам – членам ООН разработать административные и регулятивные механизмы для предупреждения практики коррупции и злоупотребления властью, которые должны включать:

а) разработку стратегии по борьбе с коррупцией в качестве особо приоритетного направления планов экономического и социального развития;

б) повышение  общественной осведомлённости о  праве пользоваться государственными услугами и программами и обеспечение  эффективных каналов для подачи жалоб;

в) создание надлежащих внутренних процедур управления в правительственных  учреждениях;

г) принятие мер  в рамках правительственных учреждений для обеспечения отчётности, эффективных  дисциплинарных мер и средств  правовой защиты в отношении государственных служащих;

д) совершенствование  банковских и финансовых правил и  механизмов в целях предупреждения крупных переводов средств, полученных в результате коррупции.

Конгресс предложил  государствам рассмотреть вопрос об адекватности их уголовного и уголовно-процессуального законодательства с тем, чтобы реагировать на все виды коррупции и деяния, с ней связанные, а также обеспечить применение санкций, способных оказывать надлежащее сдерживающее воздействие; принять процедуры и выделить надлежащие ресурсы для выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц и разработать правовые положения для конфискации средств и имущества, полученных в результате коррупции; обеспечить принятие соответствующих мер против предприятий, замешанных в коррупции.31

Выводы по главе:

Эффективное предупреждение и пресечение коррупции в системе  государственной службы невозможны без совершенствования административно-правовых механизмов выявления доходов, полученных в результате отмывания денежных средств. Из этого логически вытекает необходимость ратификации Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма». Присоединение Российской Федерации к данной Конвенции позволит вернуть в российское законодательство такой вид наказания, как конфискация за преступления, связанные с легализацией теневых доходов, в частности, полученных государственными служащими. Совершенствование законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, по мнению Росфинмониторинга, обусловлено тем, что «все банки, которые участвуют в отмывании денег, так или иначе связаны с коррупцией».

Несмотря на унификацию административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы, в международных и европейских документах содержатся предписания, ориентирующие государства на необходимость закрепления антикоррупционных стандартов в своем собственном.

Заключение

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» совершенно определённо запрещает государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц32. В то же время ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает дарить «обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда: … 3) государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». При этом никаких указаний, чем же «обычный подарок» отличается от взятки, законодательство не содержит. Подобная двусмысленность законов очень благоприятствует коррупции.

Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической и национальной безопасности страны.

Необходимо  совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятия механизма и принятие новых законодательных актов.

Борьба с  коррупцией должна быть освобождена  от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе – административным и дисциплинарным нарушениям.

Выявление коррупционных  правонарушений – это обязанность  органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Расследование и разбирательство обвинений  в коррупции должно быть возложено  только на органы судебной власти: прокуратуру  – дознание и предварительное  следствие, уголовное и обвинение от имени государства; суд – судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором.

Важнейший принцип  борьбы с коррупцией – гласность  и прозрачность деятельности органов  судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2002. № 2.
  2. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26.
  3. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета от 23 февраля 2000 года, № 13.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».
  6. Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года № 51/59 «Борьба с коррупцией» // Текст Резолюции официально опубликован не был.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета от 18 января 2000 года.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета от 15 августа 2002 года, № 152.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Российская газета от 20 мая 1997 года № 97.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 28 июня 1993 года, № 26.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 года, № 44.
  14. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.
  15. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.
  16. Агеев В.Н. Борьба с коррупцией в сфере государственной службы как приоритетное направление государственной политики. Следователь 2009 г. №9.
  17. Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 728-729.
  18. Мелешко Н.П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран. М., 2003.    
  19. Национальный план противодействия коррупции утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, №164.
  20. Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне. Социс. 2003 г. №8.
  21. Избачков Ю.С. Рыбак К.Е. Новая методика проведения антикоррупционной экспертизы. Право и экономика 2010 г. №9.
  22. Куракин А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной службы Р.Ф. Гражданин и право 2008 г. №17.
  23. Манчева А.В. Государственная служба: Понятия, виды, принципы. В мире права 2000 г. №2.
  24. Овечко В.В. Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Р.Ф. Военно-юридический журнал 2011 г. №12.
  25. Эстрин А.Я. Должностные преступления. Журнал российского права 2011 г. №6.

1  См.: Юридическая газета. 1999. № 37.

2  См.: Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991. С. 123.

3  См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Текст постановления официально опубликован не был.

4  См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета от 23 февраля 2000 года, № 13.

5  См.: Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.

6  См.: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2002. № 2.

7  См.: Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года № 51/59 «Борьба с коррупцией» // Текст Резолюции официально опубликован не был.

8  См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.

9  См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 года, № 44, ст. 4536.

10  См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Российская газета от 20 мая 1997 года № 97.

11  См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета от 18 января 2000 года.

12  См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 28 июня 1993 года, № 26, ст. 2419.

13  См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108.

14  См.: Национальный план противодействия коррупции утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164.

15  См.: ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.

16  См.: ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162.

17  См.: Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 728-729.

18  См.: Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 730-731.

19  См.: ст. 7 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.

20  См.: ст. 12 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.

21  См.: Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780.

22  В п. 8 ст. 31 Конвенции ООН против коррупции отмечено, что «государства-участники могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение таких предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует основополагающим принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства».

23  Причём если такие доходы от преступлений были превращены или преобразованы, частично или полностью, в другое имущество, то меры, указанные в настоящей статье, применяются в отношении такого имущества. Применяются и другие правила. Установлено также, что к прибыли или другим выгодам, которые получены от таких доходов от преступлений, от имущества, в которое были превращены или преобразованы такие доходы от преступлений, или от имущества, к которому были приобщены такие доходы от преступлений, также применяются меры, указанные в настоящей статье, таким же образом и в той же степени, как и в отношении доходов от преступлений.

24  См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108.

25  См.: Национальный план противодействия коррупции (утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568) // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164.

26  См.: п. 1 раздела I Национального плана противодействия коррупции утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164.

Информация о работе Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации