Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие, основные признаки и классификацию правоохранительной деятельности РФ и США;
- изучить понятие и основные признаки правоохранительных органов в РФ и США;
- более развернуто рассмотреть структуру правоохранительных органов РФ и США.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

Суды второго, третьего и  четвертого звеньев полномочны проверять  решения нижестоящих судов. Поэтому  их именуют вышестоящими. Суд первого  звена не может быть нижестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную  систему:

1)военные суды гарнизонов;

2)военные суды округов  (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в  его составе действует Военная  коллегия).

Система арбитражных судов  тоже состоит из трех звеньев:

1) арбитражные суды республик,  краев, областей и других субъектов  РФ;

1)федеральные арбитражные  окружные суды;

2)Высший Арбитражный Суд  РФ.[39, стр. 111-112]

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка  по инстанциям.

Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дм например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности и недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции  может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной  и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу, это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Правовой статус судьи. Судьи — носители судебной власти. На них возложена Конституцией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. 1 ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях — трех, в надзорной — не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.[26, стр. 76]

Закон о судебной системе  исходит из важности каждого звена  судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в  установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжных  и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1). Это важнейшее положение основополагающего  закона о судах усиливается провозглашением  принципа единства правового статуса  всех судей независимо от того, в  составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено  судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о  мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все  судьи в Российской Федерации  обладают единым статусом и различаются  между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют, о том, что установление единого  правого статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых  различий в правовом положении судей  разных судов (например, судей военных  и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения  некоторых категорий судей, включая  судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.[19, стр. 47]

В отношении особенностей правового положения судей Конституционного Суда РФ ст. 2 Закона о статусе судей  отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому  суду. Таким образом, можно сделать  вывод, что наличие единого статуса  судей различных видов и звеньев  судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в  правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение  конкретного судьи конкретного  суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения  отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также  и законами субъектов РФ. Но правовое положение судьи — это не только совокупность его общих (установленных  судо-устройственными законами) и  специальных (предусмотренных процессуальными  законами) прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное  представление о правовом положении  судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также  процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.[38, стр. 131-132]

1.2.2 Прокуратура  Российской Федерации

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции  РФ и исполнением законов, действующих  на территории РФ. Также иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуроре).[19, стр. 63]

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности защиты, прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением  прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций. Предметом  надзора органов Прокуратуры  также являются соответствие законам, издаваемых этими органами правовых актов. При осуществлении надзора  за исполнением законов органы Прокуратуры  не подменяют иные государственные  органы и должностных лиц, не вмешиваются  в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством  РФ участвуют в рассмотрении дел  судами, арбитражными судами, опротестовывают  противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления  судов.

Органы Прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.[8, стр. 156]

Генеральный прокурор РФ и  подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью  органов внутренних дел, органов  федеральной службы безопасности, органов  таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения  координации деятельности этих органов  прокурор созывает координационные  совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию осуществляет иные полномочия в соответствии, с  Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Организация и порядок  деятельности Прокуратуры РФ и уполномочия  прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре РФ» и другими  федеральными законами, международными договорами РФ.[32, стр. 327]

Систему Прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  субъектов РФ, приравненные к ним  военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а  также прокуратуры городов и  районов, другие территориальные, военные  и иные специализированные прокуратуры.

В республиках – субъектов  РФ – органы прокуратуры созданы  в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (так, административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве – коожуны, но прокуратуры  в них создаются на правах районных (городских)).

В основной части субъектов  РФ созданы только прокуратуры городов  и районов. В некоторых из них  действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и ряде крупных  городов в соответствии с установленным  административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и  административные округа. С учетом специфики такого деления действуют  межрайонные прокуратуры, выполняющие  свои функции на территории ряда муниципальных  районов, и прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора  РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением.[34, стр. 278]

Генеральную прокуратуру  РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора  РФ пять лет. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и  заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности  Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре  РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная  прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным  военным прокурором.

В соответствии с Конституцией (п. 1 ст. 129) органы прокуратуры действуют  на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  РФ.

Генеральный прокурор РФ руководит  системой Прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками  органов и учреждений прокуратуры  приказы, указания, распоряжения, положения  и инструкции, регулирующие вопросы  организации деятельности Прокуратуры  РФ и порядок реализации мер материального  и социального обеспечения указанных  работников.[5, стр. 237]

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность  Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены  и подотчетны Генеральному прокурору  РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они  могут вносить изменения в  штатные расписания своих аппаратов  и подчиненных прокуратур в пределах штатной численности и фонда  оплаты труда, установленных Генеральным  прокурором РФ.

Прокуратуры городов и  районов, приравненные к ним военные  и иные специализированные прокуратуры  возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность  и освобождаются от должности  Генеральным прокурором РФ, подчинены  и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.[14, стр. 108]

Прокуроры и следователи  органов прокуратуры не могут  быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной  власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут  являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и  принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах  и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи  в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники  не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или  безвозмездной деятельностью, кроме  преподавательской, научной и творческой.

Прокурорские работники  являются государственными служащими  государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной  должности федеральной государственной  службы с учётом требований настоящего Федерального закона.[5, стр. 240]

Правовое положение и  условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом  «О Прокуратуре РФ» в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об  основах государственной службы»  РФ».

Прокурорами и следователями  могут быть граждане РФ, имеющие  высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении профессионального  высшего образования, имеющем государственную  аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию  здоровья исполнять возлагаемые  на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято  на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной  службе, если оно:

- имеет гражданство иностранного  государства;

- признано решением суда  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

- лишено решением суда  права занимать государственные  должности государственной службы  в течение определенного срока;

- имело или имеет судимость;

- имеет заболевание, которое  согласно медицинскому заключению  препятствует исполнению им служебных  обязанностей;

- состоит в близком  родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также  братья, сестры, родители или дети  супругов) с работником органа  или учреждения Прокуратуры, если  их служба связана с непосредственной  подчиненностью или подконтрольностью  одного из них другому;

- отказывается от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  тайну, если исполнение служебные  обязанностей по должности, на  которую претендует лицо, связано  с использованием таких сведений.[5, стр. 246]

При осуществлении надзора  за исполнением законов органы прокуратур проводят проверку исполнения законов  на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор приносит протест  на противоречащий закону правовой акт  в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий  орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в  порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.[34, стр. 342]

Информация о работе Правоохранительные органы