Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:46, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – комплексное исследование вопросов, касающихся темы «Транспортные преступления». В связи с этим можно обозначить основные задачи данного исследования:
1) дать общую характеристику и определить виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
2) показать преступления, связанные с обеспечением безопасных условий
функционирования транспорта;
3) показать нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……….9
Глава 2. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С
НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………………..21
2.1. Транспортные преступления, связанные с нарушением правил
безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или
водного транспор-та………………………………………………………….21
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств………………………………………………………31
2.3. Иные преступления в сфере функционирования транспор-та……....40
2.4 Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений……43
Глава 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА…….55
3.1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их
в эксплуатацию с техническими неисправностями……………………….55
3.2. Приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения…………………………………………………………………... 60
3.3. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации
или ремонте магистральных трубопроводов……………………………. ..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основным непосредственным объектом различных транспортных преступлений, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства преступлений являются здоровье и жизнь человека.
Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт. Так, около семи часов 26 февраля 2009 года водитель, управляющий на основании путевого листа технически исправным автопоездом в составе автоцистерны «КамАЗ» и прицепа-цистерны, двигался со стороны с. Табуны по направлению к г. Славгороду. При этом он в нарушение требований правил дорожного движения находился в утомленном состоянии. В то же время по встречному направлению ехал технически исправный грузопассажирский фургон ГАЗ-2705 «ГАЗель» под управлением Г. О. Сергеева. Кроме водителя, в салоне автомобиля находилось пятеро пассажиров.
На участке, расположенном порядка 10 км от города, водитель «КамАЗа» уснул за рулем, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «ГАЗелью». Как пояснили суду находящиеся в салоне свидетели произошедшего, водитель «ГАЗели», не имея времени для маневра, все же успел вывернуть руль вправо и избежал лобового столкновения. Согласно заключению автотехнической экспертизы, столкновение левых передних частей автомобилей привело к развороту деформированных транспортных средств против часовой стрелки. «ГАЗель» отбросило на обочину, а «КамАЗ» - на обочину и в кювет, с одновременным отрывом левого переднего колеса.
В дорожно-транспортном происшествии на месте погибли водитель автомобиля «ГАЗель» Г. О. Сергеев 1987 г. р. и пассажир Н. Г. Гербер 1956 г. р. Пассажир Е. В. Сергеева получила телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью. Легкий вред здоровью получили трое пассажиров. Также серьезные травмы у виновного - водителя автопоезда.
Приговором суда от 19 января 2010 года водитель автомобиля «КамАЗ» признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть двух человек. Он осужден к четырем годам лишения свободы условно, с испытательным сроком три года, с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года 10 месяцев. Приговор суда не сразу вступил в законную силу. Судебное решение было обжаловано прокурором в связи с мягкостью назначенного наказания13.
«Под транспортом (от лат. transportare - перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов»14.
Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному - авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т.п., а также транспорт личного пользования.
В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.
Транспортным средством признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. К другим механическим средствам относятся: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, автокран, автопогрузчик). Не признаются транспортным средством: мопед, велосипед, гужевая повозка.
При неумелом либо легкомысленном обращении с транспортными средствами могут наступить и нередко наступают тяжкие и особо тяжкие последствия, сопряженные с гибелью людей, причинением им того или иного вреда здоровью либо серьезного имущественного ущерба населению, государственным или коммерческим организациям.
Нередко аварии, катастрофы, крушения и дорожно-транспортные происшествия происходят вследствие недоброкачественного ремонта, а равно выпуска в эксплуатацию непригодных для этого средств подвижного железнодорожного транспорта, средств воздушного, морского и речного транспорта, а также автомототранспортных и электротранспортных средств.
В других случаях транспортные преступления становятся возможными потому, что к управлению транспортными средствами были допущены люди, по своему физическому состоянию или здоровью не способные обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта. К ним, например, относятся допуск к управлению электровозом машинистов, не отдохнувших от предыдущей поездки на железнодорожном транспорте, перегрузка транспортного средства пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте.
Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.
Родовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.
С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а равно магистральных трубопроводов.
«Большинство составов транспортных преступлений сформулировано по типу материальных, когда в диспозициях соответствующих статей Уголовного кодекса указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельности. Лицо несет уголовную ответственность за транспортное преступление лишь при условии, если наступившее преступное последствие находится в причинной связи с нарушением тех или иных правил безопасности движения или эксплуатации соответствующего транспортного средства, с разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, других предметов транспортного оборудования и т.п.»15.
Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта. Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций (например, преступлений, предусмотренных ст. 264, 267 и 268 УК РФ).
В тех составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. В остальных составах субъект - лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения), является лицо, достигшее возраста 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.
С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности - при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).
Установление причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности.
При изучении особенностей причинной связи в рассматриваемых преступлениях, специалисты в области уголовного права отмечали множественность причиняющих факторов, способных оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение правил предосторожности выступает лишь как один из них). Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например, переход улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты дорожного покрытия и т.п. Не исключены и случаи вынужденного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением.
Для удобства изучения транспортных преступлений в научной литературе их условно объединяют (классифицируют) по тому или иному основанию (критерию), то есть, иными словами, предлагают свою доктринальную классификацию. На основе объективных и субъективных признаков транспортных преступлений И.Г. Соломоненко разделяет их на две группы:
По признаку субъекта Г.О. Петрова подразделяет транспортные преступления на:
а) совершаемые работниками транспорта (ст. ст. 263 - 266);
б) совершаемые лицами, управляющими транспортными средствами (ст. ст. 264, 270 и 271);
в) совершаемые иными лицами (ст. ст. 267 - 269)17.
Такая классификация представляется неудачной. В группу преступлений, совершаемых работниками транспорта, попадают также преступления, которые могут совершаться лицами, не являющимися работниками транспортных организаций (ст. 264), а в группе преступлений, совершаемых иными лицами, оказываются и преступления, которые могут совершаться лицами, управляющими транспортными средствами, в том числе и работниками транспортных организаций. В учебной литературе все транспортные преступления обычно подразделяются на две группы.
Б.В. Яцеленко предлагает классификацию:
1) преступления, непосредственно связанные
с нарушением правил безопаснос
2) иные преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 267, 268, 269 и 270 УК)18.
Фактически речь в приведенной классификации идет о преступлениях, одни из которых непосредственно связаны с нарушением правил движения и эксплуатации транспортных средств, а другие не связаны.
А.И. Чучаев и Ю.А. Красиков все рассматриваемые преступления в зависимости от направленности подразделяют на две группы: 1) деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 - 269); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 265, 270 и 271)19. По мнению ряда авторов, предложенная классификация считается менее удачной. Например, А.В. Наумов говорит, что преступления предложенной второй группы также посягают на безопасность движения и эксплуатации транспорта, и в этом смысле определение преступлений первой группы, данное Б.В. Яцеленко, является более точным20.
И.Я. Козаченко разделяет транспортные преступления на две группы: деяния, сопряженные с нарушением безопасности обращения с транспортными средствами (ст. ст. 263, 264, 266, 267, 268 УК РФ); деяния, не нарушающие безопасность пользования транспортным средством (ст. ст. 265, 269, 270, 271 УК РФ)21.
М.А. Кауфман предлагает преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта классифицировать на две группы:
1) преступления, непосредственно связанные
с нарушением правил безопаснос
2) иные преступления в сфере
безопасности движения и
Эти классификации не имеют между собой существенных различий.
И.М. Тяжкова, присоединяясь к данной классификации, наполняет ее иным содержанием и подразделяет анализируемые преступления на две группы: 1) преступления, связанные с использованием транспортного средства, что предполагает его вождение и эксплуатацию (ст. ст. 263, 264, 265, 270, 271 УК РФ); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 266, 267, 268, 269 УК РФ).
Очевидно, что нарушение этих правил непосредственно не связано с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в процессе их использования. Однако их несоблюдение и нарушение ставит под угрозу безопасность движения и эксплуатации транспортных средств.
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта