Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – комплексное исследование вопросов, касающихся темы «Транспортные преступления». В связи с этим можно обозначить основные задачи данного исследования:
1) дать общую характеристику и определить виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
2) показать преступления, связанные с обеспечением безопасных условий
функционирования транспорта;
3) показать нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……….9
Глава 2. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С
НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………………..21
2.1. Транспортные преступления, связанные с нарушением правил
безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или
водного транспор-та………………………………………………………….21
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств………………………………………………………31
2.3. Иные преступления в сфере функционирования транспор-та……....40
2.4 Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений……43
Глава 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА…….55
3.1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их
в эксплуатацию с техническими неисправностями……………………….55
3.2. Приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения…………………………………………………………………... 60
3.3. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации
или ремонте магистральных трубопроводов……………………………. ..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………71
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

transportnye_prestupleniya.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Свою позицию о включении ст. 266 в УК РФ она аргументирует тем, что а) ремонт, о котором говорится в данной статье, осуществляется не в процессе движения, а стационарно, выпуск же в эксплуатацию ограничивается лишь дачей разрешения на поездку; б) субъектом ст. 268 УК РФ не являются лица, управляющие каким-либо из перечисленных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ видов транспорта; в) хотя в ст. 270 УК РФ речь идет о движении водного транспорта (судна), однако оно не создает угрозу безопасности движения и эксплуатации судна и поэтому не может быть отнесено к первой группе23.

Несколько уточненный вариант этой классификации предлагает В.П. Малков: а) преступления, сопряженные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 263 - 265, 271 УК); б) иные транспортные преступления, связанные с обеспечением безопасности условий функционирования транспорта (ст. ст. 266 - 268, 270 УК РФ; в) иные транспортные преступления (ст. 269 УК РФ)24.

Наиболее полную классификацию транспортных преступлений предложил В.И. Жулев. Он подразделил их на три группы:

1) преступления против безопасности  движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 - 271 УК РФ);

2) иные преступления, связанные  с транспортными средствами (ст. ст. 166, 211, 227, 326 УК РФ);

3) воинские транспортные преступления (ст. ст. 350 - 352 УК РФ)25.

По мнению А.И. Коробеева, с данной «подборкой» транспортных преступлений можно было бы согласиться, если бы автор, во-первых, осуществил дифференциацию соответствующих составов, включенных им в первую группу, а во-вторых, не отнес к числу транспортных преступлений подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ)26. В данном случае трудно согласиться с позицией автора по отнесению ст. 326 УК РФ во вторую классификационную группу, так как очевидно, что объектом такого деяния является не безопасность функционирования транспорта, а порядок управления в сфере учета и регистрации транспортных средств, и оно «не может ассоциироваться с транспортными преступлениями»27.

Некоторые ученые считают, что в гл. 27 УК РФ оказались далеко не все деяния, которые так или иначе связаны с транспортными средствами (в их числе кражи транспортных средств, а также различные мошеннические действия, связанные с ними и сферой их обслуживания)28. Следует отметить, что проблема транспортных преступлений достаточно широко анализируется в уголовно-правовой литературе и ей посвящено немало монографических работ29.

Предложенная российским законодательством система норм об ответственности за транспортные преступления, к сожалению, оказалась несовершенной. Несовершенство законодательной классификации видится во включении в гл. 27 УК РФ ст. 269 «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных нефтепроводов». Не подлежит никакому сомнению, что в данном случае родовым объектом ст. 269 УК РФ являются отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики или, в крайнем случае, общественной безопасности, но не как отношения в сфере безопасного функционирования транспорта. Ошибочное включение в транспортные преступления ст. 269 УК РФ затрудняет проведение классификации в рамках гл. 27 УК РФ из-за невозможности использования единого классификационного критерия. Исходя из особенностей транспортных средств и некоторых признаков непосредственного объекта, А.И. Коробеев представил классификацию транспортных преступлений в следующем виде: преступления в сфере безопасного функционирования железнодорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств (ст. ст. 263, 270, 271 УК РФ); преступления в сфере безопасного функционирования дорожно-транспортных средств (ст. ст. 264, 265 УК РФ); преступления в сфере безопасного функционирования всех видов механических транспортных средств (ст. ст. 266, 267, 268 УК РФ); иные транспортные преступления, относящиеся к таковым законодателем (ст. ст. 269, 271 УК РФ); иные транспортные преступления, относящиеся к таковым доктриной (ст. ст. 166, 211, 227, 350, 351, 352 УК РФ)30.

Классификация, в уголовном законодательстве являясь своеобразным технико-юридическим приемом, базируется на действующей системе уголовного законодательства, использует в качестве классификационных критериев различные исходные данные, учитывает сложившиеся в условиях его формирования особенности конструкции норм, определяет роль и место каждого элемента при их упорядочивании.

Анализ предложенных классификаций позволил сделать вывод о том, что избранная законодателем классификация преступлений гл. 27 УК РФ не учитывает вышеизложенных положений, не оптимальна и несовершенна по характеру и условна по своей сути.

Исследование классификационных моделей, сформулированных законодателем и уголовно-правовой доктриной, позволило автору, взяв за основу признаки субъекта преступления и объективной стороны, предложить свою классификацию. 1) по признаку субъекта преступления: а) преступления, совершаемые общим субъектом (ст. ст. 265, 267 - 271 УК РФ); б) преступления, совершаемые специальным субъектом (ст. ст. 263, 264, 266 УК РФ); 2) по признакам объективной стороны: а) деяния, совершенные путем действия (ст. ст. 263, 264, 265, 266, 271 УК РФ); б) деяния, совершенные путем бездействия (ст. ст. 267, 268, 269, 270 УК РФ); в) деяния, совершенные как путем действия, так и путем бездействия (ст. ст. 267, 270 УК РФ).

Взяв за основу непосредственный объект деяния анализируемой группы, автор предлагает следующую классификацию: преступления, посягающие на порядок эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 - 269 УК РФ); иные преступления в сфере функционирования транспортных средств (ст. ст. 270 - 271 УК РФ)31.

Таким образом, предмет транспортных преступлений – транспортное оборудование

Объект - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.

С объективной стороны это определенные действия или бездействие, которые проявляются в нарушении правовых норм, правил и условий.

С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности - при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления, такие как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие с субъективной стороны характеризуются умышленной виной.

По видам транспортные преступления  можно разделить на преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.

 

ГЛАВА 2. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Транспортные  преступления, связанные с нарушением

 правил безопасности и эксплуатации железнодорожного,

воздушного или водного транспорта

 

Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями32.

Объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.

«Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена»33.

Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе скоростные) к железнодорожному транспорту не относятся.

Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т.п.)34.

К водным транспортным средствам относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются на речные и морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства)35.

Речными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера).

Водные пути - это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях36.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.

Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами.

«Для определения признаков преступления, необходимо обратиться к конкретным правилам, устанавливающим безопасность движения на соответствующем виде транспорта, поскольку нарушение именно этих правил образует объективную сторону преступления.

Так, если речь идет о преступлении на железнодорожном транспорте, суду необходимо исходить из предписаний, содержащихся в ФЗ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,37 в ФЗ от 10.01.2003  № 18-ФЗ, которым утвержден Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации38, в инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993 г., в инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, в Правилах технической эксплуатации железных дорог и др.»39.

Правила безопасности на воздушном транспорте определяются Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1084, которым утверждены Федеральные правила использования воздушного транспорта Российской Федерации40, а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.

   Названные документы, в частности Федеральные правила, раскрывают содержание определенных понятий, связанных с обеспечением безопасности движения воздушного транспорта.

К примеру, безопасность использования воздушного пространства рассматривается как комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам.

Диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения определяется как обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома. Нормы, направленные на обеспечение безопасности на воздушном транспорте, содержатся и в Воздушном кодексе РФ.

Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации») 41.

Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.

К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта