Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:46, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – комплексное исследование вопросов, касающихся темы «Транспортные преступления». В связи с этим можно обозначить основные задачи данного исследования:
1) дать общую характеристику и определить виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
2) показать преступления, связанные с обеспечением безопасных условий
функционирования транспорта;
3) показать нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……….9
Глава 2. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С
НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………………..21
2.1. Транспортные преступления, связанные с нарушением правил
безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или
водного транспор-та………………………………………………………….21
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств………………………………………………………31
2.3. Иные преступления в сфере функционирования транспор-та……....40
2.4 Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений……43
Глава 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА…….55
3.1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их
в эксплуатацию с техническими неисправностями……………………….55
3.2. Приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения…………………………………………………………………... 60
3.3. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации
или ремонте магистральных трубопроводов……………………………. ..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Так, Амурский областной суд в приговоре от 23 мая 2007 г. по делу К. указал следующее. Подсудимый, работая машинистом электровоза Магдагачинского локомотивного депо и будучи обязанным выполнять правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также в соответствии с п. 16.36 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации N ЦРБ-756 от 26 мая 2005 г. обязанный обеспечить безопасное следование поезда, во время движения, в нарушение п. 10.1.26 Инструкции по эксплуатации тормозов, согласно которому скорость движения не должна превышать 20 км/ч на расстоянии не менее 400 - 500 м до сигнала, не принял мер к снижению скорости до 20 км/ч и последующей остановке поезда перед сигналом, допустил проезд сигнала «4» станции Гонжа и столкновение с хвостовой частью поезда, стоящего на втором - главном пути станции Гонжа.
Нарушение этих правил безопасности движения повлекло по неосторожности смерть двух человек. В данном случае судом первой инстанции правильно сформулирована описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора по ч. 3 ст. 263 УК РФ.
Кассационной инстанцией приговор оставлен без изменения42.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться как преступление против здоровья человека.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1 - 3 ст. 263, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263 УК РФ.
В «УК РФ предусматривается повышенная ответственность за «деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека»43.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания, отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла, неисправность звукового сигнала, отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства, и др.44
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности45.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. «По смыслу ст. 264 речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое преступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий»46. 28 января 2009 г. руководителем СО при ОВД по Табунскому району Алтайского края было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 264 УК РФ по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 19 декабря 2008 г. и повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Суд осудил Бекнадзарова Р.А. был по ч. 1 ст. 264 УК РФ47.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако, отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления. Так А.И. Лагуненко будучи пьяным купаясь на озере увидел припаркованную моторную лодку, хозяина рядом не оказалось. Лагуненко решил ее позаимствовать, чтобы развлечься. Завел мотор, разогнался и не заметил решившего обмыться после работы в поле А.Е. Штоль. В результате нанес ему тяжкий вред здоровью48.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения на право управления данным транспортным средством.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть человека.
Статья 271 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил международных полетов.
«Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов»49.
Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным объектом этого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных и коммерческих организаций, в том числе иностранных.
С объективной стороны это преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.
Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации определяются в ст. 79 - 82 Воздушного кодекса РФ. Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных полетов воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации РФ.
Рассматриваемое деяние характеризуется формальным составом и считается оконченным преступлением с момента нарушения соответствующих правил таких полетов воздушным судном.
С субъективной стороны данное преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянного могут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.
Субъектом этого преступления может быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.
Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Вывод: к преступлениям, связанным с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, относятся только транспортные деяния, совершаемые в сфере движения транспортных средств. Они могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами этих преступлений могут быть как работники транспортных организаций, так и иные лица.
Признаки состава данного преступления обозначены в ст. 264, 271 УК РФ.
2.2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий более 10 миллионов человек погибает, и получают ранения. В России в 2009 г. было совершено 203603 ДТП, 26084 человека погибло, 257034 человека ранено. В Алтайском крае в 2009 г. было совершено 3526 ДТП, 386 человек погибло, 4344 человека было ранено. ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного банка около 500 миллиардов долларов в год50.
И хотя по итогам прошлого года количество аварий в России уменьшилось, мы продолжаем лидировать в списке европейских стран по количеству ДТП (приложение 1).
В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД МВД РФ) называют причины, которые чаще всего приводят к дорожным катастрофам (указаны в порядке убывания количества ДТП):
Российский союз автостраховщиков среди причин аварий называет еще плохие дороги и неинформативные дорожные знаки. Частой статьей расходов страховых компаний становятся выплаты по ДТП, произошедшим из-за наезда на препятствие на парковках, на загородных трассах или на «лежачих полицейских», о которых знаки иногда не информируют.
Плюс низкий уровень подготовки водителей. Кстати, ближе к лету количество аварий на дорогах возрастает, и причиной этого всплеска являются так называемые «подснежники»: во-первых, у автомобилей на «постое» часто возникают неполадки, во-вторых, у человека за зиму, пока он не пользуется автомобилем, притупляются водительские навыки52.
Про ужасное состояние дорог в России еще классик писал. А вот рассматривать то, что у нас называется трассами, в качестве причины дорожно-транспортного происшествия стали сравнительно недавно. Появился и межрегиональный общественный Центр «За безопасность российских дорог», который не только отслеживает состояние дорог, но и регулярно составляет рейтинги самых опасных из них - чиновникам в укор и водителям на заметку. Последний такой «хит-парад» специалисты составляли в декабре, исходя из количества аварий, произошедших по вине дорожных служб: где-то на трассе не очистили лед, где-то до сих пор используют опасные реагенты.
Лидерами по обслуживанию зимних дорог стали Тюмень и Москва. В столице за месяц по причине плохого состояния дорог произошло 85 аварий, в Тюмени - 18.
В группу городов-лидеров с высокими показателями вошли также Ижевск, Самара, Липецк, Архангельск, Саратов.
В группу с низкими показателями вошли Ярославль, Владимир, Казань, Оренбург, Пермь и Екатеринбург. В этих городах почти 20% ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дорог. Ну а самое позорное место у Екатеринбурга - в декабре там произошло 248 ДТП, 14 из них со смертельным исходом, это на 10% больше, чем в предыдущий сезон.
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта