Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:54, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и развивающиеся на фоне проявлений профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.
Предметом исследования являются закономерности возникновения профессиональной деформации, её механизм, а также её виды и специфика проявлений, приёмы выявления и предупреждения.
Цель работы: выявление и исследование всех возможных профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов, для того, что бы разработать эффективные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессиональных деформаций.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ…………4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………….5
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ …..........................................................9
1.1 Понятие, психологический механизм и сущность
профессиональной деформации ………...……………………………………….…...9
1.2 Виды профессиональной деформации………………………………………..…15
2 ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ…………23
2.1 Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации
сотрудников внутренних дел…………………………………………………..…….23
2.2 Соотношение профессиональной деформации с категориями
«психическое выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»…………......….34
3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……….……………………….45
3.1 Профессионально-психологические требования к личности
сотрудника органов внутренних дел...........................................................................45
3.2 Специфика проявлений профессиональной деформации у
сотрудников органов внутренних дел ………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….73
ПРИМЕЧАНИЕ……………………………………………………………………….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………81
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………….…………………………………………………86

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

    Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разновидности: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, или пробельность правосознания, негативно-правовой радикализм, спекулятивно-правовой популизм и нравственно-правовой конформизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел 

    В психологической литературе выделяют три группы факторов [13], ведущих к образованию профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности органов правопорядка; факторы личностного свойства; факторы социально-психологического характера. К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

    детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализацией  деятельности, элементам бюрократизма;

    наличие властных полномочий по отношению к  гражданам, что порой проявляется  в их злоупотреблении и необоснованном использовании;

    корпоративность деятельности, которая может служить  причиной изоляции органов правопорядка и их отчуждения от общества;

    повышенную  ответственность за результаты своей  деятельности; психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил и т. д.;

    экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных  для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и т. д.);

    необходимость в процессе выполнения служебных  задач вступать в контакт с  правонарушителями, что может приводить  к усвоению элементов криминальной субкультуры (использованию уголовных жаргонов, обращение по кличкам и т. п.).

    Среди факторов, отражающих особенности сотрудников  правопорядка, следует назвать:

      неадекватный  возможностям работника уровень  притязаний и завышенные личностные ожидания;

      недостаточную профессиональную подготовленность;

      специфическую связь между некоторыми профессионально  значимыми качествами личности работника (так, решительность в сочетании  с пониженным самоконтролем может  развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

      профессиональный  опыт;

      профессиональные  установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушений  закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, "глобальной" подозрительности и т.п.);

      особенности социально-психологической дезадаптации личности работника органов правопорядка, приводящее к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и т.п.;

      изменение мотивации деятельности, потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и т.п.

    К факторам социально-психологического характера обычно относят:

    неадекватный  и грубый стиль руководства подчиненными;

    конфликтные отношения и моббинг в общении  сотрудников органа правопорядка;

    неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и т.д.);

    низкую  общественную оценку деятельности органов  правопорядка, что порой ведет  к безысходности в деятельности сотрудников органов правопорядка, возникновению профессионального  бессилия и неуверенности в нужности своей профессии.

    Таким образом, можно заметить, что профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней  среде деятельности (общение с  правонарушителями, решение задач, применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

    Характерной особенностью общения и деятельности сотрудника ОВД является  то, что он, в отличие от представителей других профессий, вынужден иметь дело чаще всего с особым контингентом «ненормальных» людей, преступивших закон. Постоянное негативное общение с преступниками, нарушителями общественного порядка, лицами, ведущими паразитический и аморальный образ жизни, пьяницами и алкоголиками, наркоманами оказывает существенное психотравмирующее влияние на самочувствие сотрудника. Жизнь сталкивает его с множеством явлений антиобщественного порядка, работник испытывает воздействие отрицательных информации и эмоций, значительные психологические перегрузки. Недаром одна из рубрик телепередачи РТВ «Милицейская хроника» называется «собачья работа».

      Эти факторы деятельности и  общения могут приводить при  определенных условиях к профессиональной деформации личности. Негативные изменения личности могут проявляться, например, в эффектах перцептивной адаптации, повышении порогов восприятия, когда восприятие фактов отклоняющегося поведения может притупляться, кое-кто как бы «привыкает» к ним (своеобразный механизм психологической защиты личности). Постоянно наблюдая «изнанку» жизни, при отсутствии необходимого социально-психологического иммунитета сотрудник может проявлять в отдельных случаях бездушие, формализм, черствость.

    Деформация  вследствие действия этих факторов деятельности может проявляться и следующим образом. С одной стороны, частое взаимодействие с преступным контингентом в ситуации противоборства формирует у сотрудника такое необходимое качество личности, как бдительность, т. е. постоянную готовность противостоять уловкам и ухищрениям. В этом проявляется положительное влияние деятельности на формирование личности, профессиональных черт характера, служебного опыта. Обостряются восприятие, наблюдательность, развиваются профессиональные умения и навыки.

    Но, с другой стороны, частое и интенсивное  общение с преступным миром может привести к трансформации бдительности в излишнюю подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. Некоторые начинающие сотрудники могут заразиться пессимистическими настроениями и вообразить, что подавляющее большинство населения — это потенциальные преступники, как многие врачи оценивают людей лишь в роли будущих пациентов. Сотрудник как бы воспринимает окружающих через окошко медвытрезвителя. А. Константинову, например, некоторые сотрудники уголовного розыска признавались в том, что им намного легче общаться с рецидивистами, чем с нормальными, правопослушными людьми [14, с.43].

    Вся деятельность сотрудников, носящих милицейскую форму, в очень большой степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. Сам факт ношения специальной формы подчеркивает эту особенность деятельности и оказывает известное влияние на личность работника. От человека в милицейской форме все окружающие справедливо ждут строго определенного рода поведения — соучастия, поддержки, помощи, защиты. Окружающие, обращаясь за помощью к милиционеру, предполагают, что он грудью станет на защиту человека, которому угрожает опасность.

    Люди  ожидают, что именно милиционер обязан пресечь действия хулигана или пьяницы, а пожарный — смело и решительно действовать в борьбе с огнем. Это требует от сотрудников постоянной и высокой мобилизации всех своих человеческих ресурсов для выполнения служебных задач, поддержания постоянной готовности. Например, основная задача следователя (в психологическом аспекте) — реконструировать поведение и поступки подозреваемого или подследственного на определенном отрезке времени и оформить это документально. Такая сложная психологическая задача требует хорошего знания людей. Тем более что преступник чаще всего тщательно скрывает истинные факты, старается запутать следствие. Поэтому следователю приходится зачастую работать в ситуации активного противодействия со стороны собеседника.

    Существенной  особенностью деятельности сотрудника ОВД является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба милиционера. Конфликтность деятельности проявляется  в самых разных формах. Вступая во взаимодействие с преступным элементом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия.

    Причем  антиобщественные элементы пренебрегают всеми социальными нормами, а сотрудники, сталкиваясь с ними, обязаны строго соблюдать законность. В этих эмоционально окрашенных ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять психическому заражению потерявшего над собой контроль человека. Все это предъявляет очень высокие требования к личности сотрудника, его педагогическому такту и психологической культуре.

    Зачастую  нарушения норм профессиональной деятельности и профессиональной и трудовой этики  происходят из-за отсутствия должного контроля со стороны либо специальных  управленцев (контролеров), либо – в  предельном варианте – всего общества [15, c.242].

    Можно отметить еще одну особенность служебной  деятельности сотрудника ОВД. Вся служба многих сотрудников милиции проходит на глазах у населения, в общественных местах. В их деятельности очень большой вес имеет публичность исполнения профессиональных действий. Любой проступок работника милиции, его слова, тон, манеры, внешний вид — все обращает на себя внимание окружающих и нередко потом обсуждается. Сотрудник всегда работает под острым, пристальным взглядом людей, потому что он представитель власти. Все действия его подвергаются строгому оцениванию со стороны окружающих и нередко сопровождаются прилюдным комментарием. В одних случаях этот очень сильный эмоциональный фактор — «присутствие зрителей» — способствует успешному выполнению служебных задач, в других может вызывать дезорганизацию действий сотрудников, приводить к ошибкам в деятельности.

    Сотрудник органов правопорядка вынужден постоянно  учитывать действия данного фактора, должен суметь привлечь на свою сторону  наблюдателей конфликтной ситуации, вызвать у публики эмоциональный резонанс. Хорошо известно, что если работник медвытрезвителя при изъятии из общественных мест лиц, находящихся в сильном алкогольном опьянении, проявляет резкость (в пределах требований закона), то симпатии присутствующих чаще всего склоняются на сторону потерпевшего, «жертвы». И наоборот, чем внимательнее и предупредительнее наряд относится к пьянице, тем скорее сформируется и ярче проявится у окружающих негативное отношение к нарушителю общественного порядка.

    Деятельность  сотрудников ОВД разворачивается  под жестким и постоянным социальным контролем, на глазах у многих (не всегда компетентных) судей и оценщиков. Сложность «артистичного» выполнения задач в присутствии публики подчеркивается и тем фактором, что сотрудник обязан соблюдать не только общественный этикет, нормы морали, но и определенные уставные требования, которые иногда непонятны окружающим, связаны с некоторыми тонкостями. Умение сотрудников работать в присутствии публики существенно повышает эффективность воспитательных мероприятий и социальный престиж службы.

    Ко  второй группе особенностей деятельности сотрудников ОВД можно отнести  всю ту специфику, которая связана  с фактором опасности и риска. Справедливо замечено, что, в противоположность представителям других профессий, работник милиции на протяжении едва ли не всего времени, а не только чисто служебного, находится в состоянии стресса. Он считается с вполне реальной возможностью получить травму после окончания служебного времени, даже придя домой, сняв форменную одежду, он в любой момент может ожидать экстренного вызова и подсознательно находится в постоянном напряжении.

    Д. В. Ривман [16, с.68] подчеркивает такую существенную особенность деятельности, как виктимную предрасположенность большинства милицейских профессий, т. е. повышенную вероятность агрессивного нападения нарушителей общественного порядка на работника милиции, повышенную вероятность стать жертвой преступных посягательств. Вероятность агрессивного нападения на сотрудников ОВД обратно пропорциональна уровню их профессиональной подготовленности и во многом зависит от правильной организации службы, учета индивидуальных психологических особенностей работников при подборе личного состава на должности и посты, повышенно уязвимые в виктимном отношении. Осознание сотрудником повышенной виктимности своего труда также может играть роль психотравмирующего фактора, приводящего к чрезвычайной эмоциональной напряженности службы.

    Опасность (реальная или мнимая) — это постоянно действующий стрессор в деятельности сотрудников милиции, пожарной охраны и других служб. Специфика проявления этого стрессора в деятельности сотрудников ОВД заключается, в частности в том, что опасность может появиться внезапно. И, наконец, сотрудник ОВД, в отличие от представителей других профессий, связан с профессиональной необходимостью всегда идти навстречу опасности. В психологическом плане это может вызвать повышенную вероятность либо инстинктивных форм поведения, либо рискованных вариантов действий. Может наступить привыкание к опасности, снижение способности адекватной оценки собственных возможностей, что чревато потерями среди личного состава.

Информация о работе Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления