Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:54, дипломная работа
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и развивающиеся на фоне проявлений профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.
Предметом исследования являются закономерности возникновения профессиональной деформации, её механизм, а также её виды и специфика проявлений, приёмы выявления и предупреждения.
Цель работы: выявление и исследование всех возможных профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов, для того, что бы разработать эффективные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессиональных деформаций.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ…………4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………….5
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ …..........................................................9
1.1 Понятие, психологический механизм и сущность
профессиональной деформации ………...……………………………………….…...9
1.2 Виды профессиональной деформации………………………………………..…15
2 ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ…………23
2.1 Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации
сотрудников внутренних дел…………………………………………………..…….23
2.2 Соотношение профессиональной деформации с категориями
«психическое выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»…………......….34
3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……….……………………….45
3.1 Профессионально-психологические требования к личности
сотрудника органов внутренних дел...........................................................................45
3.2 Специфика проявлений профессиональной деформации у
сотрудников органов внутренних дел ………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….73
ПРИМЕЧАНИЕ……………………………………………………………………….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………81
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………….…………………………………………………86
А что же такое утомление? Ведь именно оно приводит и к стрессу, и к депрессии и в конце концов, к профессиональной деформации сотрудника.
Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.
Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, замедлением мышления и др. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению, а интенсивный умственный труд – к развитию неврозов.
Для утомления характерно сокращение физиологических резервов и переход на энергетически менее выгодные виды реакций. Наиболее выражены при утомлении изменения функций двигательного аппарата, центральной нервной системы и вегетативных функций. Наблюдается замедление темпа деятельности, нарушается ритмичность. Ухудшается точность и координация движений, повышаются пороги возбудимости сенсорных систем, в процессах принятия решений доминируют готовые стереотипные формы, затруднено внимание, увеличивается число ошибочных действий.
По видам утомление может быть физическим, умственным, эмоциональным и смешанным; общим и локальным; мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным.
По формам это состояние классифицируется на компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление. Современная классификация утомления (Приложение 3) построена на основе учета трех групп показателей:
Таким образом, можно сделать следующие выводы: профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач, применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Стресс,
утомление, депрессия и эмоциональное
выгорание могут являться самой
начальной стадией
3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3.1
Профессионально-
Требования современности определяют необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего, с одной стороны, защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств и, с другой стороны, соблюдение при этом всех законных прав и интересов граждан и коллективов, а также соблюдение этических норм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, т. е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры.
Можно
выделить 9 факторов, которые сегодня
в наибольшей степени влияют на состояние
морально-психологической
искусственно завышенный уровень служебной и психологической нагрузки;
недостаточное оснащение техническими средствами и средствами коммуникаций;
системные
недостатки в организации обеспечении
базовой и текущей
социально-бытовые проблемы;
негативное воздействие со стороны враждебных и деструктивных сил;
неудовлетворённость материальным положением;
низкая культура управленческой деятельности прямых и непосредственных начальников;
невысокий уровень корпоративной культуры ведомства и проблемы внутриорганизационной культуры в отдельном подразделении [23, С.46].
Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Наряду с этим дальнейшее повышение эффективности труда судебно-следственных работников требует всесторонней, глубокой разработки психологических основ криминалистической тактики, а также изучения или знания психологии других участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.).
Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Устав благочиния или полицейский", значительную часть которого составлял "Наказ управе благочиния". В "Наказе управе благочиния" были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника):
1) здравый рассудок;
2) добрая воля в отправлении порученного;
3) человеколюбие;
4)
верность к службе
5) усердие к общему добру;
6) радение о должности;
7) честность и бескорыстие.
Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия: а) организованность; б) уверенность; в) независимость; г) скромность; д) установка на сотрудничество; е) готовность к помощи; ж) сочувствие; з) обязательность; и) владение техникой общения; к) чуткость; л) отзывчивость; м) заботливость; н) справедливость; искренность в общении; о) активность в совместной деятельности; п) общительность; р) последовательность; с) тактичность.
Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества: а) скептицизм; б)застенчивость; в) покорность; г) сверхконформность; д) переоценка своих возможностей; е) агрессивность; ж) стремление к доминированию; з) самодовольство; и) обособленность; к) вспыльчивость; л) обидчивость; м) недоверчивость; н) подозрительность; о) робость; п) грубость; р) снисходительность; с) замкнутость; т) скрытность.
Для того, что бы быть сотрудником правоохранительных органов, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.
Психологической наукой сформулированы основные принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся к следующему. Должно быть установлено, какие качества являются профессионально необходимыми для успешного выполнения той или иной работы. Затем устанавливаются методы, при помощи которых определяются обладает ли человек требуемыми качествами. Избранный метод применяется к специалистам, пригодность которых уже доказана их работой (пробные испытания). После этого опробованный на практике метод применяется к остальным проверяемым (отборные испытания). Результаты определения профессиональной пригодности контролируются дальнейшими наблюдениями за работой молодого специалиста. Поскольку правильность прогноза не может быть сразу же проверена на первых порах, целесообразно выявлять и фиксировать такие психологические качества, которые лишь с небольшой вероятностью могут рассматриваться как благоприятствующие овладению данной профессией.
Правильная оценка профессиональных способностей тех, кто уже работает в органах правопорядка, важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации следственных работников.
К сожалению, современная наука не располагает пока что достаточно надежными методами определения и измерения способностей, умений и навыков следственных работников, которыми можно было бы воспользоваться для решения вопроса о пригодности кандидата на должность следователя.
За рубежом широко используются различные варианты выявления способностей, умений и навыков следственных работников при помощи тестов.
На практике для этого обычно используются чисто эмпирические критерии, учитывая главным образом те свойства личности, которые противопоказаны для следственной работы (моральная неустойчивость, дефекты органов чувств и пр.). Что же касается методики положительных прогнозов о пригодности человека к следственной деятельности, то она еще очень далека от совершенства. Не случайно Ф. Ларош-Фуне писал: "Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами ни какого опыта, сколько бы нам не было лет". Что применимо и к нашему сравнению о следствии.
Между тем, раскрытие процесса становления юриста, изучения и популяризация приемов овладения профессией имеет большое значение для улучшения подготовки кадров следственных работников и повышения их квалификации.
Первым шагом на пути к решению рассматриваемой проблемы должно быть изучение тех качеств работника, в которых заключены способности к данному делу, определение психологических компонентов мастерства и указание путей их приобретения и совершенствования.
Значительный вклад в разработку нравственных основ уголовного судопроизводства и судебной этики как науки сделал В.Ф. Кони, который в одной из своих работ на эту тему указал на обязательность усвоения каждым юристом руководящих нравственных начал своей профессии. "С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом надо войти в жизнь!" [24, c.65].
Сотрудники почти всех служб должны в своей профилактической работе заниматься вопросами воспитания граждан, а в ряде случаев — их исправлением и перевоспитанием. Каждый сотрудник (патрульно-постовой службы, следствия, уголовного розыска и т. д.) выступает по отношению к гражданам не только как представитель государства, но и как педагог-психолог. Он должен заниматься формированием правовой культуры и правопослушного поведения граждан — от подростков до лиц пожилого возраста.
Высшей целью государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. В этой связи Глава государства, являясь гарантом Конституции, в качестве первоочередной задачи, стоящей перед государственной властью, определил создание в Республике Беларусь стройной системы защиты интересов каждого человека и ее последовательную реализацию.
Именно органам внутренних дел государство вверило в обязанность защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов своих; граждан, предоставив при этом широкие полномочия. Это налагает на сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД Республики Беларусь огромную ответственность перед гражданами и лично Главой государства за укрепление правопорядка и дисциплины важнейшей основы обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развитии страны, улучшения жизни людей. Каждый сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск должен твердо уяснить, что он является представителем государственных органов и по его действиям народ судит о власти в целом.
Всё эта предопределяет те высокие требования, которые предъявляются сегодня к сотрудникам органов правопорядка. Кристальная честность, высокая культура, неукоснительное выполнение требований закона в сочетании с добросовестным исполнением своего служебного долга, мужеством и решительностью в борьбе с преступностью должны стать обязательными качествами каждого сотрудника органов внутренних дел и военнослужащего внутренних войск МВД Республики Беларусь.
Обеспечение именно такого подхода к службе вызывает признательность людей, создает атмосферу уважения и доверия к органам внутренних дел, повышает их авторитет у населения. Только при поддержке людей, их всестороннем содействии можно достичь положительных результатов в обеспечении высокого уровня правопорядка в стране, повысить эффективность работы по предупреждению и раскрытию преступлений.
Каждый сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск должен профессионально и безукоризненно работать для людей, от имени людей и во имя людей [25, с.1].
Профессия
юриста требует соответствующей
психологической подготовки личности,
специальной психологической
Следователи должны обладать научными принципами и практическими навыками психологического воздействия на личность [26, с.96].