Роль коррупции в организованной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить причины и условия возникновения и роста коррупции в России, рассмотреть коррупцию как одну из форм организованной преступности и изучить и проанализировать опыт борьбы с коррупцией за рубежом и в России, определить основные проблемы в рассматриваемой теме и наметить пути их решения.
Объектами исследования являются все виды коррупционных преступлений, сама коррупция, как социальное явление, а также и ее основные признаки, нормативно-правовая база по рассматриваемым вопросам, включая законопроекты, а также зарубежный и российский опыт борьбы с коррупцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1 Причины возникновения и роста коррупции в России………………………7
2 Коррупция как форма организованной преступности………………………17
2.1Многообразие понятий коррупции…………………………………………18
2.2 Признаки и виды коррупционной преступности…………………………..21
2.3 Правовые основы борьбы с коррупцией……………………………………32
3 Зарубежный опыт борьбы с коррупционной преступностью……………….36
3.1 Опыт борьбы с коррупцией в США и Канаде……………………………38
3.2 Европейский опыт по борьбе с коррупцией………………………………42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по коррупц.docx

— 136.91 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Признаки и виды коррупционной преступности

 

Между тем до настоящего времени в Российской Федерации нет действующего законодательного акта, в котором бы прямо говорилось о том, какие именно преступления следует относить к числу коррупционных. В связи с этим возникает вопрос о том, чем руководствуются исследователи коррупционной преступности для выделения из массива совершенных деяний, которые предусмотрены в УК РФ, коррупционных преступлений? Анализ источников показывает, что круг коррупционных преступлений авторами определяется произвольно.

Например, Б.В. Волженкин к числу коррупционных преступлений относит: мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях.22

А.И. Долгова не приводит полного перечня коррупционных преступлений.23 Однако, по ее мнению, к их числу следует относить, помимо вышеуказанных преступлений, еще и дачу взятки (291 УК РФ), незаконное получение или разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (183 УК РФ), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ).24

С.В. Максимов в своей работе "Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы" не только дает примерный перечень коррупционных преступлений, но и выделяет три их группы в зависимости от того, в качестве основного, обязательного дополнительного непосредственного объекта преступного посягательства либо факультативного его объекта выступает авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления):25

1) собственно коррупционные  преступления, посягающие на авторитет  государственной службы или службы  в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного  непосредственного объекта таких  посягательств (коррупционные преступления  в узком значении понятия);

2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную  ценность как на обязательный  дополнительный непосредственный  объект (коррупционные преступления  в широком значении понятия);

3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную  ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям, по мнению названного автора, могут быть отнесены 5 видов уголовно наказуемых деяний:

1) злоупотребление должностными  полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) незаконное участие  в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

3) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

4) дача взятки (ст. 291 УК  РФ);

5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений:

1) воспрепятствование законной  предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

2) регистрация незаконных  сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

3) контрабанда, совершенная  должностным лицом с использованием  своего служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ);

4) провокация взятки (ст. 304 УК РФ);

5) организация преступного  сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений  первой или второй группы, относящихся  к числу тяжких или особо  тяжких (ст. 210 УК РФ).

И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. "в" ч. 2 ст. 160 УК РФ, 164 УК РФ, "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 174 УК РФ; ч. 3 ст. 175 УК РФ; ст. 176, 177, 193, 199 УК РФ, п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 221 УК РФ, п. "в" ч. 3 или ч. 4 ст. 226 УК РФ; п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 229 УК РФ; ч. 3 ст. 256 УК РФ; ч. 2 ст. 258 УК РФ.26

К сожалению, это только точки зрения отдельных авторов, которые не могут полностью преодолеть существующую на данный момент неопределенность в отношении вопроса о том, какие составы преступлений относить к коррупционным.

Перечень коррупционных преступлений имеется в некоторых законопроектах: проект Федерального закона N 21659-3 и проект Федерального закона N 164749-3.27В этих законопроектах дается исчерпывающий перечень преступлений, которые могут признаваться коррупционными. Указанные документы признают коррупционными более широкий круг деяний, предусмотренных уголовным законодательством, чем тот, который предлагают С.В. Максимов и А.И. Долгова. В работе Д.И. Аминова, В.И. Гладких, К.С Соловьева упоминаются лишь 15 коррупционных преступлений.28 Однако названные авторы считают, что в зависимости от стоящих перед коррупционером целей и задач, его деяния могут трансформироваться в более чем 30 видов коррупционных преступлений.29

Кроме того, для выяснения перечня коррупционных преступлений нами были изучены статистические документы подразделений, осуществляющих борьбу с коррупцией в правоохранительных органах. Выяснилось, что в статистических отчетах названных подразделений тоже содержится лишь примерный перечень коррупционных преступлений, поскольку там указаны "другие коррупционные преступления". К числу коррупционных преступлений, которые прямо названы в отчетности, относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что о проблеме коррупции много написано и сказано, предмет обсуждения, как выясняется, не определен. Это обстоятельство, как нам представляется, существенно затрудняет сопоставление результатов криминологических исследований, которые были получены разными авторами. Кроме того, отсутствие легального определения коррупционного преступления и его видов не позволяют на правовой основе определить реальные показатели коррупционной преступности в нашем государстве.

Различие в подходах к вопросу о том, какие преступления относятся к коррупционным правонарушениям, на наш взгляд, предопределяются разногласиями, возникшими относительно признаков этого общественно опасного деяния.

В частности, С.В. Максимов выделяет следующие признаки коррупционного преступления:

1) непосредственное нанесение  ущерба авторитету публичной  службы (государственной службы  или службы в органах местного  самоуправления);

2) незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот);

3) использование виновным  своего служебного положения  вопреки интересам государственной  службы или службы в органах  местного самоуправления;

4) наличие у субъекта, совершившего коррупционное преступление, признаков лица, принадлежащего  к одной из категорий, указанных  в примечаниях к ст. 285 УК РФ, за исключением дачи взятки  должностному лицу (ст. 291 УК РФ), которая  наказывается вне зависимости  от того, является виновный государственным (муниципальным) служащим или нет;

5) наличие у виновного  умысла на причинение ущерба  законной деятельности государственного  или муниципального аппарата, авторитету  государственной или муниципальной  службы;

6) наличие у виновного  корыстной или иной личной  заинтересованности.30

На основании данных признаков названный автор предлагает следующее определение коррупционного преступления.

Под коррупционным преступлением можно понимать предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.31

А.И. Долгова, к сожалению, не формулирует ни признаков коррупционного преступления, ни его определения.32

Авторы вышеуказанных законопроектов тоже не предлагают определения коррупционного преступления, а прямо указывают статьи Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за такие преступления. Анализ данного законопроекта показывает, что разработчики определяли круг коррупционных преступлений, основываясь на основных понятиях, которые содержатся в статье 2 Законопроекта. В соответствии с данным положением Законопроекта:

- коррупционное правонарушение - это деяние, обладающее признаками  коррупции, за которое нормативным  правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная  или уголовная ответственность;

- коррупция - подкуп (получение  или дача взятки), любое незаконное  использование лицом своего публичного  статуса, сопряженное с получением  выгоды (имущества, услуг или льгот  и/или преимуществ, в том числе  неимущественного характера) как  для себя, так и для своих  близких вопреки законным интересам  общества и государства, либо  незаконное предоставление такой  выгоды указанному лицу;

- лица, имеющие публичный  статус, - лица, постоянно, временно  или по специальному полномочию  выполняющие должностные или  служебные обязанности в органах  государственной власти и местного  самоуправления, государственных и  муниципальных учреждениях, а также  лица, выполняющие управленческие  функции в государственных и  муниципальных предприятиях или  в некоммерческих (в том числе  в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями.

С учетом признаков, указанных в вышеприведенных трех основных понятиях, закрепленных в статье 2 рассматриваемых проектов Федерального закона, авторы законопроектов отнесли к рассматриваемой категории следующие преступления.

К коррупционным преступлениям в форме подкупа в соответствии со статьей 8 рассматриваемых проектов Федерального закона относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 141, пункты "а" и "б" части второй (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 183 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 184; 204; 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части пятой статьи 8 настоящего Федерального закона); 290; 291; 304 и 309 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа).

К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных статьей второй настоящего Федерального закона, относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 145.1; 159, пункт "в" части второй; 160, пункт "в" части второй; 164 (в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения); 170; 188, пункт "б" части третьей (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности); 201; 202 (совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части шестой статьи 8 настоящего Федерального закона); 221, пункт "в" части второй статьи; 226, пункт "в" части третьей; 229, пункт "в" части второй; 285; 286 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 288 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 289 и 292.

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, запрещенные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации под угрозой наказания, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, перечисленных в частях пятой и шестой статьи 8 проектов Федерального закона.33

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что авторы законопроекта к признакам коррупционного преступления относят ряд обстоятельств. Коррупционное преступление - это деяние (действие или бездействие) которое:

1) общественно опасно;

2) запрещено Уголовным  кодексом РФ под угрозой наказания;

3) противоречит законным  интересам общества и государства  и обладает признаками коррупции:

- подкуп (незаконное получение  денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание  услуг имущественного характера, а равно незаконное пользование  услугами имущественного характера; незаконная передача денег, ценных  бумаг, иного имущества, а равно  незаконное оказание услуг имущественного  характера публичному лицу или  его близким);

- незаконное использование  услуг, льгот и (или) преимуществ  неимущественного характера, а равно  незаконное предоставление услуги, льготы и (или) преимущества неимущественного  характера публичному лицу или  его близким;

4) совершается способом  незаконного использования статуса  публичного лица непосредственно (самим публичным лицом) или опосредованно (посредством использования публичного  лица);

Информация о работе Роль коррупции в организованной преступности