Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострилась в 90-х годах. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация и т.д.
1. Введение----------------------------------------------------------стр.3
2. История возникновения понятия терроризм----------стр.4
3. Терроризм:
3.1 понятие----------------------------------------------------------стр.6
3.2 состав ------------------------------------------------------------стр.14
3.3 виды и формы -------------------------------------------------стр.19
4. Отличие от смежных составов-----------------------------стр.24
5. Противодействие терроризму------------------------------стр.30
6. Вывод--------------------------------------------------------------стр.34
7. Список использованной литературы---------------------стр.37
Ввиду различий целей и мотивов действий допустимо вести речь об отличительных особенностях преступных организаций. Политические цели (в случае терроризма) и имущественные цели (в случае организованной преступности) надо трактовать как главные, определяющие цели. Косвенные цели в обоих случаях могут быть такими же, хотя в частных случаях могут и отличаться от них.
Принимая во внимание некоторое "приближение" друг к другу организованной преступности и терроризма, не исключено превращение одной формы преступной организации в другую. Довольно часто террористические группы (организации) и организованные преступные группы принимают на себя близкие друг к другу действия: торговля оружием, наркобизнес, захват заложника, похищение человека, торговля людьми, использование рабского труда и т.д. Как утверждают специалисты, организованные преступные группы и террористические группы (организации) уже давно "подписывают" своеобразный "договор" о совместных действиях. Применяемые в рамках организованной преступности действия террористического характера направлены на защиту их сильного положения. Допуская в рамках терроризма преступления, совершаемые организованной группой, террористические организации еще более укрепляют свое положение, силу оказываемого ими влияния. Общим здесь может быть участие в данных организациях (группах) преступников-рецидивистов, применение оружия, криминальный профессионализм и т.д. Объединяются организованная преступность и терроризм в единое целое, когда проявляется их сопряженность.
Разнообразные действия, осуществляемые в рамках террористической деятельности, нацелены на то, чтобы привлечь внимание и вызвать страх у всех, кто не принадлежит к группе "мы". Их можно рассматривать и как попытку демонстрации силы, но главной целью демонстрации силы также является желание вызвать страх.
Таким образом, можно выделить следующие отличительные особенности терроризма как деятельности:
- мотивация, толкающая на ее выполнение, находится в области идеологии;
- конечным результатом
этой деятельности
- ближней целью действий, совершаемых в рамках этой деятельности, является устрашение;
- в качестве основного
средства достижения и ближней,
- эта деятельность
носит группоцентрический
Перечисленные особенности экстремистско-террористической деятельности заставляют предположить наличие следующих психологических качеств у ее исполнителей:
- ярая приверженность
какой-либо идеологии вплоть
- экстремальность деятельности и ее группо-центрический характер предполагают преобладание групповой идентичности над эго-идентичностью и слабую выраженность последней;
- ориентация на насилие
и устрашение предполагает
Терроризм следует рассматривать как составную часть в системе преступлений террористического характера (террористической направленности). К категории этих преступлений относятся терроризм, террористический акт и другие преступления (захват заложников, похищение человека, захват зданий, сооружений, водного или воздушного судна, железнодорожного подвижного состава и т.д.), если эти деяния совершаются публично и направлены на устрашение населения в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказ от него. Таким образом, преступления террористического характера (террористической направленности) – это общественно опасные деяния, направленные на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия. Преступления террористического характера (террористической направленности), в свою очередь, являются составной частью более широкой категории – преступлений с признаками (элементами) терроризирования, суть которых состоит в понуждении к совершению каких-либо действий или отказу от них путем устрашения. Однако, в отличие от преступлений террористического характера устрашающее воздействие при совершении этих преступлений может оказываться не только с помощью насилия или угрозы насилием, но и с помощью ненасильственных действий или угроз таковыми (распространение сведений, ущемление прав или законных интересов, изъятие имущества) и обстановка страха создается не на общесоциальном, а на индивидуальном или узкогрупповом уровне, причем с явным стремлением остаться как можно менее заметным и подверженным широкой огласке. Терроризм, преступления террористического характера и преступления с признаками терроризирования относятся к категории сложных преступлений, в которых одно действие (бездействие), направленное на устрашение, имеет вспомогательное значение по отношению к основному действию – понуждению к выполнению требований, выступая определенным способом основного действия. При этом преступления террористического характера отличаются от других преступлений с признаками терроризирования тем, что здесь существует сложность вспомогательного действия, обусловленная наличием двух уровней устрашения.
Прежде всего, обращает на себя внимание неточная конструкция объективной стороны состава преступления: взрыв и поджог создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей. Конструкция объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Ведь наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно не равнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания. С одной стороны, признаки состава терроризма в указанной формулировке представляются чрезмерно расширенными за счет указания на возможность наступления любых "иных общественно опасных последствий", ибо из смысла самого состава усматривается, что данное деяние может быть совершено общеопасным способом, влекущим не любые, а тяжкие последствия. С другой стороны, рамки состава представляются искусственно зауженными за счет указания на то, что данные действия могут совершаться в целях оказания воздействия на принятие решений лишь "органами власти", поскольку в реальной действительности террористы оказывают воздействие не только на органы власти, но и на международные и другие организации, на физических лиц, когда они вправе самостоятельно принимать решения или влиять на принятие решений, выгодных террористам, органами власти и организациями (политиков, бизнесменов). Тем более нелогичным последнее положение ст.205 УК выглядит на фоне ст.206 УК РФ, предусматривающей ответственность за захват заложника в целях понуждения "государства, организации или гражданина" совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, ибо по международным стандартам захват заложника рассматривается как разновидность терроризма, поэтому и состав терроризма должен содержать признаки всех адресатов воздействия террористов. Неудачным является указание в качестве цели терроризма "нарушение общественной безопасности". Ведь ст.205 УК РФ расположена в главе "Преступления против общественной безопасности", исходя из чего предельно ясно, что именно общественная безопасность является объектом всех преступлений, составы которых предусмотрены в них. Указание же в статье на то, что объект преступления является еще и его целью, во-первых, никакой дополнительной смысловой нагрузки не несет, а, во-вторых, выглядит типичной тавтологией, как если бы диспозицию статьи об ответственности за убийство сформулировать примерно так: "умышленное убийство в целях лишения жизни", а об ответственности за кражу - "тайное похищение чужого имущества в целях посягательства на собственность".Но самым серьезным недостатком рассматриваемых формулировок является то, что в них цели оказания воздействия, понуждения и устрашения населения представлены не во взаимосвязи и взаимообусловленности, а в качестве альтернативных признаков, что сделало указанные составы всеобъемлющими и всепоглощающими, конкурирующими практически со всеми составами с признаками насилия и принуждения и даже с признаками ненасильственных преступлений с элементами принуждения. В результате получается, что если согласно данным составам рассматривать терроризм как оказание воздействия с помощью "иных" действий, могущих повлечь "иные" последствия и без признаков устрашения населения, то под такое определение терроризма подпадают все составы с признаками принуждения, воспрепятствования и т.д.Ясно, что такого рода "безразмерные" составы - путь к произволу и беззаконию в правоприменительной практике.
Объектом преступления является общественная безопасность в широком смысле этого слова. Своим устрашающим воздействием терроризм обращен либо к широкому и, как правило, неопределённому кругу граждан, порой населению целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным лицам и органам власти, наделённым правом принимать организационно-управленческие решения. Дополнительными объектами могут быть собственность, жизнь, здоровье граждан, их имущественные и политические интересы и т.п. В литературе, комментирующей состав терроризма, традиционно указывается, что его объективная сторона выражается в двух видах деяний: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, или 2) угроза совершения таких действий. Однако, например, в УК Республики Беларусь эти формы уже разбиты на два состава, предусматривающих ответственность за терроризм (ст. 289) и угрозу совершением акта терроризма (ст. 290). Более того, есть специальный состав, устанавливающий отдельно ответственность за международный терроризм (ст. 126) и содержащий признаки гораздо более широкого круга деяний. Описание объективной стороны терроризма, данное в диспозиции ч.1 ст.205 УК РФ, имеет несколько погрешностей. Для характеристики терроризма в нем используются словосочетания «иных действий» и «эти действия», предполагающие лишь активную форму поведения человека. Между тем террористическая акция иногда может быть осуществлена и путем бездействия (например, посредством невыполнения обязанностей, связанных со своевременным отключением производственных или технологических процессов в энергетике, на транспорте либо в добывающей промышленности). Поэтому, наверное, в диспозициях ч.2 и ч.3 ст.205 УК РФ и употреблены выражения «те же деяния» и «деяния», своим содержанием охватывающие и действия, и бездействие людей.
5.Противодействие терроризму.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон « О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Федеральный закон №321 « О противодействии терроризму» от 30.12.08г. устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Согласно Федеральному закону "О противодействии терроризму" терроризмом признаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита
основных прав и свобод
2) законность;
3) приоритет защиты
прав и законных интересов
лиц, подвергающихся
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное
использование политических, информационно-
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве
привлекаемыми силами и
9) сочетание гласных
и негласных методов
10) конфиденциальность
сведений о специальных
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или)
ликвидация последствий
13) соразмерность мер
противодействия терроризму
В плане международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. А также руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационные основы противодействия терроризму:
Информация о работе Терроризм: понятие, состав и виды. Отличие от смежных составов