Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:08, дипломная работа
Целью работы является, исследование вопросов уголовной ответственности за превышение власти и должностных полномочий, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения.
Поставленной целью определялись следующие задачи исследования:
1) исследование истории развития законодательства об ответственности за превышение власти или должностных полномочий;
2) анализ понятия коррупционного и иного преступления против интересов государственной службы и государственного управления и выработка его определения;
3) исследование юридической природы, видов состава превышения власти или должностных полномочий;
В свое время А.И. Герцен писал: «Если бы в России чиновники не брали взяток, жизнь в стране была бы совершенно невозможной».
Исходя из такого подхода, некоторые авторы предлагают частично легализировать взятку. Так, Н. Иванов считает, что поскольку взяточничество нельзя искоренить, оно исторически неизбежно, то следует его ввести в социально приемлемые рамки, установив размер допустимых приношений62.
В настоящее время в России коррупция и взяточничество приобрели угрожающие размеры.
«Коррупция приобрела характер одной из основных угроз национальной безопасности России. Многие государственные институты и функции вследствие коррупционного поражения не только утратили эффективность, но и переродились в свою противоположность. Коррупция стала ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства. Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в значительной степени ограничила свободное действие экономических законов и уменьшила предсказуемость развития страны63».
Можно выделить три формы коррумпированного поведения должностных лиц.
1.Завладение чужим
имуществом путем его изъятия
вопреки воле собственниками
или иного законного владельца
с использованием служебного
положения. Такое поведение, в
соответствии с действующим
2.Использование служебного
положения при совершении
3.Получение должностным
лицом материальных ценностей
или услуг в связи с
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы 1999г. содержит нормы о 13 коррупционных преступлениях (11 из них - это варианты дачи и получения взятки). Кроме взяточничества сюда же отнесено отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, злоупотребление влиянием в корыстных целях и нарушение в сфере бухгалтерского учета.
Не смотря на то, что понятие «коррупция» является не уголовно-правовым, а социально- криминологическим, ряд авторов рассматривают его в нескольких аспектах, в том числе и правовом.
Коррупция, по их мнению,
в общесоциальном понимании представляет
собой использование
В криминологическом значении - это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности государства явление, пронизывающее ветви власти, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государственных, коммерческих и иных организаций и граждан64.
В ФЗ от 19.12.2008г. «О противодействии
коррупции» она определяется как
злоупотребление служебным
Отдельные государства
также предприняли попытку дать
законодательное определение
15.11.2000г. была принята
Палермская конвенция ООН
1) в сфере государственной администрации;
2) в сфере коммерческой деятельности;
3) на высоком уровне в финансовых, политических и административных коридорах власти. Это наиболее разрушительный вид коррупции.
Развивая положения
данной Конвенции 31.10.2003г. была принята
Конвенция ООН против коррупции.
Ратифицировав названную
В мире различают две модели борьбы с коррупцией: сингапурскую и шведскую. В 1965г., когда Сингапур приобрел независимость, там был очень высокий уровень коррупции. С целью преодоления этого явления регламентировали действия чиновников, упростили процедуры, строго следили за соблюдением этических стандартов, создали автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, ужесточили наказания и укрепили судебную систему. Были предприняты и неординарные акции. Например, были поголовно уволены все сотрудники таможенной службы. Сегодня Сингапур занимает ведущее место в мире по отсутствию коррупции.
Швеция в середине 19 века так же отличалась высоким уровнем коррупции. Для борьбы с этим явлением госрегулирование основали на стимулах – через налоги, льготы, субсидии, а не через запреты. Открыли доступ граждан к государственным документам, создали независимую и эффективную систему правосудия. Парламент и правительство установили высокие этические стандарты для чиновников и стали добиваться их исполнения. Вначале зарплата чиновником была в 12-15 раз выше заработка рабочих, сейчас всего в 2 раза. Сейчас в Швеции один из самых низких уровней коррупции.
Россия решила избрать первую модель. Возможно для нас это и лучший вариант, но он, к сожалению, он ни кем научно не обоснован. Законодатель пошел по пути ужесточения ответственности за преступления коррупционной направленности, к числу которых относятся, в первую очередь, должностные преступления (гл. 30), преступления, предусмотренные ст. 160, ч. 3 ст. 188 УК РФ, преступления против правосудия, если они совершаются работниками этих органов за вознаграждение.
Вероятно, на усиление борьбы с коррупционными преступлениями направлены и изменения последних лет - введение в УК РФ пятого примечания к ст. 285 о иностранных должностных лицах и должностных лицах публичной международной организации (2008г.), ст. 285-3 Внесение в единый государственный реестр заведомо недостоверных сведений (2010г.), ст. 286-1 УК РФ Неисполнение сотрудниками органа внутренних дел приказа (2010г.), ч. 2 ст. 292 УК РФ служебный подлог как материальный состав, 292-1 УК РФ Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства РФ (2008г.).
Но всегда ли разумны эти изменения и дополнения? Не сомневаясь в компетенции законодателей и лиц, готовящих законопроекты, можно предположить, что они забыли некоторые правила написания закона.
При введении в УК РФ ст. 286-1 УК РФ были забыты основные положения Общей части уголовного права и как отрасли права, и как доктрины. По объективной стороне это преступление может быть совершено только путем бездействия. По конструкции объективной стороны данный состав является материальным. Он считается оконченным в момент причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства наступления. Эти последствия аналогичны последствиям, предусмотренным в ст. 285 УК РФ. Возникают обоснованные вопросы:
- за чем нужна названная
норма, если подобные деяния
уже предусмотрены в уголовном
законе в общей норме о злоупот
- каким же образом
произошло усиление борьбы с
названным видом
Редакция диспозиции данной статьи также не продумана, содержит много упущений, которые вызовут не только дискуссии в доктрине, но сложности в применении.
Деяние, предусмотренное
в анализируемой статье, заключается
в неисполнение сотрудником органа
внутренних дел приказа начальника,
отданного в установленном
Определенные сложности
возникают при определении
Не указание на форму вины по отношению к последствиям позволяет сделать вывод, что законодатель допускает и умышленную, и неосторожную форму вины. Но наличие в части 2 данной статьи квалифицирующих признаков, указывающих на совершение данного преступления в соучастии, свидетельствует о том, что рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым или косвенным умыслом.
Часть 2 ст. 286-1 УК РФ содержит
несколько квалифицирующих
О совершении преступления любой группой идет речь в ст. 35 УК РФ. Подобное совершение рассматривается только в рамках института соучастия. Одним из обязательных объективных качественных признаков соучастия является совместность деятельности участников группы. Усилия виновных объединяются, каждый из них выполняет свою долю единого преступления. Совместность предполагает объективную взаимную обусловленность действий соучастников. Это такая объективная зависимость, при которой действия одного соучастника создают условия, облегчают возможность совершения деяния другого соучастника. Поскольку данное преступление совершается путем бездействия, то практически невозможно представить, как группа лиц может объединить усилия, а ее участники оказывать друг другу содействие в неисполнении приказа.
Служебный подлог является
частным случаем
В тоже время до сих пор остались некрименализированными такие деяния, которые считались преступлением в законодательстве Российской империи и считаются таковыми в ряде международных конвенций и законах других государств, как посул взятки и обещание ее принять.
Так и не разрешен (в том числе и на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ) вопрос о разграничении преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ. Подобная нечеткость не может способствовать единообразию правоприменительной практике, выработке единой уголовно-правовой политики во всех регионах страны.
Так что в сфере борьбы с коррупцией есть еще к чему приложить руки и законодателю и Пленуму Верховного Суда РФ.
Информация о работе Уголовная ответственность за коррупционные преступления